СюжетыПолитика

Торжество зла

30 сентября по инициативе Владимира Путина стало новым государственным праздником. Россия отмечает захват четырех украинских областей — но на самом деле их не контролирует

Торжество зла

Владимир Путин. Фото: EPA-EFE/MIKHAIL METZEL

28 сентября Владимир Путин подписал документ, согласно которому с 30 сентября в России будет отмечаться День «воссоединения» «ДНР», «ЛНР», Запорожской области и Херсонской области с Российской Федерацией. Ранее появление нового праздника одобрили депутаты Госдумы и сенаторы.

Ровно год назад, 30 сентября 2022-го, в Кремле Путин и назначенные Кремлем главы оккупированных регионов Украины ратифицировали соглашение о вхождении так называемых новых территорий в состав России. Этот день теперь будут отмечать как памятную дату российской истории.

Договор между главами оккупационных администраций и властями РФ не был признан мировым сообществом, равно как и «референдумы», прошедшие в зоне оккупации, не говоря уже о том, что присоединение этих регионов стало прямым результатом военной агрессии. Но это не самое неприятное для России, ведь Кремль не только не контролирует эти регионы полностью, но и потерял некоторые территории, захваченные в первый год полномасштабной войны.

«Россия здесь до ноября» 

Сейчас российская армия контролирует только два из четырех центров областей, которые Кремль объявил относящимися к РФ. Это Донецк и Луганск. К Запорожью — административному центру Запорожской области — российская армия так и не подошла, а из Херсона отступила еще прошлой осенью.

С самого начала российского вторжения Херсон был одной из главных целей Кремля на юге Украины. Хотя бы потому, что он позволяет создать плацдарм на правом берегу Днепра, откуда открывается выход на Николаев и другие города. Город пал 2 марта 2022 года, спустя неделю после начала российского вторжения, и сразу стал опорной точкой для пропаганды — так быстро был захвачен крупный областной центр.

В городе моментально появилась оккупационная администрация, возглавляемая бывшим функционером Партии регионов и депутатом Верховной рады Владимиром Сальдо. Однако лицом этой администрации стал не он, а его заместитель — пророссийский активист и ковид-диссидент Кирилл Стремоусов. Стремоусов вел ежедневные эфиры в своем телеграм-канале, рассказывая о днях российской оккупации Херсона. В частности, он активно выступал за интеграцию Херсонской области в состав РФ, а также утверждал, что «уже скоро по всей планете Земля пройдут народные референдумы воссоединения с Россией».

Кирилл Стремоусов. Фото:  Telegram

Кирилл Стремоусов. Фото: Telegram

Вскоре после подписания «договора» между Кремлем и местной оккупационной администрацией стало ясно, что Херсон может быть потерян. ВСУ активно продвигались к городу, а крупные группировки российской армии были отрезаны от снабжения и к ноябрю оказались под угрозой окружения. Тогда российское командование приняло решение вывести войска на левый берег Днепра и оставить город.

Стремоусов всё это время почти ежедневно повторял тезис о том, что Херсон «никто сдавать не собирается», — весьма болезненный, видимо, для руководства России. 9 ноября стало известно о том, что он «погиб в ДТП» в восьми километрах от Новой Каховки. В тот же день был опубликован приказ министра обороны РФ об оставлении города Херсон и отступлении российских вооруженных сил на левый берег.

11 ноября силы украинской армии без боя вошли в оставленный Херсон. По оценке аналитиков, сдача Херсона стала самым крупным поражением российской армии за всю войну.

В Херсоне россияне оставили массу военной техники и боеприпасов, а также агитационные баннеры «Россия здесь навсегда!», фотографии которых в соцсетях остроумно преобразовали в «Россия здесь до ноября».

«Харьковская народная республика»

По версии Кремля, в состав России вошло четыре региона Украины, однако очевидно, что планировалось больше. В те дни, когда российская армия стояла под Киевом, где фактически решалась судьба Украины, также была предпринята попытка взять Харьков, один из ключевых городов для обеих сторон.

Харьков — город-миллионник, исторически один из самых русскоговорящих городов Украины. В марте 2014 года, после событий в Киеве, в Харькове была предпринята попытка смены власти. Активисты «антимайдана» (включая «русских туристов»), недовольные происходящим в столице, сумели захватить областную администрацию, а один из них водрузил над ее зданием российский триколор, который, правда, сняли уже через 45 минут.

7 апреля 2014 года, вслед за Донецком, на митинге «антимайдана» была провозглашена «Харьковская народная республика», а также собран «альтернативный городской совет» из 150 депутатов.

Пророссийские силы вновь захватили здание администрации, но правоохранительные органы под руководством главы МВД Украины Арсена Авакова решились на штурм.

Утром 8 апреля в ходе силовой операции силы МВД восстановили контроль над зданием без применения огнестрельного оружия. Были задержаны 74 человека. Только что провозглашенная «Харьковская народная республика» прекратила свое существование.

Следующая попытка захватить Харьков была предпринята уже в 2022 году. Теперь Россия пришла не только с флагами, но и с танками. 24 февраля силы российской армии предприняли попытку атаковать город с северо-запада и смогли подойти к его окраинам. Через три дня российский спецназ прорвался в город и должен был закрепиться и дождаться подхода основных сил, но был уничтожен ВСУ. В начале мая 2022 года российские подразделения оставили ряд населенных пунктов севернее Харькова. После этого город много месяцев подряд подвергался обстрелам, но так и не был сдан. По информации местных властей, было повреждено около 500 зданий и разрушены целые микрорайоны.

В результате успешного контрнаступления в сентябре 2022 года ВСУ смогли отодвинуть фронт к реке Оскол и освободить ряд ключевых населенных пунктов в Харьковской области, включая Изюм и Балаклею. Кроме того, российские силы отступили с севера Харьковской области. Теперь линия фронта проходила по российско-украинской границе, а битва за Харьков для России была окончательно проиграна.

Фото: Георгий Иванченко, специально для «Новой газеты Европа»


Фото: Георгий Иванченко, специально для «Новой газеты Европа»

Нет повода

В первые месяцы войны стало ясно, что блицкриг провалился. Киев не был взят ни за три дня, ни за три недели. После неудачи российской армии под Киевом и переговоров в Стамбуле командование ВС РФ приняло решение «в разы сократить военную активность на Киевском и Черниговском направлении», то есть как можно скорее отступать, на ходу меняя цели так называемой «спецоперации».

Речь уже не шла о том, чтобы сменить власть в Киеве или присоединить весь юго-восток Украины. Кремль должен был удержать хотя бы что-то.

Но смена целей и попытка умерить аппетиты ничего не принесла. Под власть Кремля перешли только отдельные территории Херсонской и Запорожской областей.

Кроме того, чуть более половины Донецкой области, ставшей флагманом «новых территорий», до сих пор находится под контролем российской армии. Исключение из этого списка — Луганская область, которая захвачена почти полностью. Есть ли тут повод для праздника, не понимают даже сами сторонники войны.

Но это и не важно, ведь уже 29 сентября в Москве прошел митинг-концерт по случаю «присоединения новых территорий». «Одна страна, одна семья, одна Россия» — так он назывался. На концерте ожидалось выступление «Любэ», Газманова, Шамана, Валерии, Дениса Майданова, Полины Гагариной и даже Владимира Путина. Однако накануне выяснилось, что Гагарина, Билан, Валерия и другие артисты на концерте выступать и не планировали. Более того, на митинге не было даже Путина. Его обращение, приуроченное к «памятной дате», по словам пресс-секретаря Пескова, опубликовано 30 сентября.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.