СюжетыПолитика

Теории и практики заговора

«Гордого парня» Энрике Таррио осудили на 22 года за организацию мятежа в поддержку Трампа. Кто он и его сторонники — современные неонацисты?

Теории и практики заговора

Энрике Таррио (в центре) во время марша на Freedom Plaza в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 12 декабря 2020 г.  Фото: EPA-EFE/GAMAL DIAB

«Обвиняемые […] осознанно пошли на сговор, чтобы силой противостоять Правительству Соединенных Штатов […] и помешать законной передаче президентской власти», — на основании этого обвинительного заключения руководитель американской группировки Proud boys Энрике Таррио в начале сентября получил 22 года тюрьмы. Это самый суровый приговор среди более 1000 обвиненных в массовых беспорядках 6 января 2021 года, вдохновленных Дональдом Трампом и завершившихся захватом Капитолия. Судья Тимоти Келли счел доказанной ключевую роль Таррио в мятеже — при том что самого обвиняемого в этот момент не было в Вашингтоне. Рассказываем, кто такие Proud boys, какой путь прошел Таррио перед тем, как попасть на скамью подсудимых, и почему американское правосудие обошлось с ним столь сурово.

Чтобы прийти в себя после первого за 207 лет захвата Капитолия, американской правоохранительной системе потребовалось несколько часов. Около 14:00 сторонники Дональда Трампа смели немногочисленный отряд полицейских и сотрудников спецслужб и ворвались в здание Сената. Их главной задачей было прервать официальную церемонию оформления победы Джо Байдена на выборах. В 17:30 Капитолийский холм окружили силы национальной гвардии, которая приступила к зачистке территории. Вечером того же дня, после анализа изображений с камер, появились первые ориентировки на нападавших, а в конце января прокурор округа Колумбия Майкл Шервин отчитался федеральным властям об открытии 150 уголовных дел.

К началу 2023 года обвинения разной степени тяжести были предъявлены более 1000 участникам беспорядков, при этом почти половина из них признала вину.

Особое внимание сотрудники ФБР, занимавшиеся расследованием, уделили двум ультраправым группировкам: Proud boys («Гордые парни») и Oath keepers («Хранители клятвы»). Их участники в итоге получили самые большие сроки. В мае лидеров «Хранителей» Стюарта Родса и Келли Меггс приговорили к 18 и 12 годам тюрьмы соответственно, а в августе и начале сентября были оглашены приговоры руководителям «Гордых парней»: Доминик Пеццола, Захари Рел, Джозеф Биггс и Итан Нордин получили от 10 до 18 лет. Осужденные — крепкие парни с военным прошлым — ворвались в Капитолий в числе первых и участвовали в стычках с полицией. К примеру, Пеццола, бывший штурмовик морской пехоты США, отобрал у полицейского щит, разбил им окно и так забрался в здание.

Энрике Таррио, лидер «Гордых парней», 5 сентября приговоренный к 22 годам федеральной тюрьмы, во время штурма находился в Балтиморе, в 56 километрах от Вашингтона. Двумя днями ранее он был задержан на въезде в округ Колумбия за декабрьскую акцию по сожжению плаката Black Lives Matters, и непосредственного участия в штурме Капитолия не принимал.

Возведенная мятежниками виселица во время штурма Капитолия США в 2021 году. Фото:  Wikimedia Commons , CC BY 2.0

Возведенная мятежниками виселица во время штурма Капитолия США в 2021 году. Фото: Wikimedia Commons, CC BY 2.0

Сигнал остальным

Среди предъявленных Таррио, Родсу и их соратникам обвинений самое тяжелое касается не порчи имущества или причинения вреда здоровью правоохранителей, а заговора с целью мятежа (seditious conspiracy). Соответствующая статья была принята в США еще в 1861 году во времена Гражданской войны, а последний обвинительный приговор по делу о заговоре был оглашен в 1995 году — тогда к пожизненному заключению приговорили лидера египетских исламистов Омара Абдель-Рахмана, двумя годами ранее организовавшего взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке.

Заговор Proud boys, в частности, состоял в

«побуждении участников группировки и иных лиц к протестам», «использовании электронных средств коммуникации для сбора средств и финансирования похода на Вашингтон», «приобретении военной экипировки».

Доказательством по делу Таррио послужила его переписка с другими «Гордыми парнями» в мессенджерах и соцсетях, в которой были фразы вроде «Делайте, что должно быть сделано» и «Покажите нашим политикам, что мы народ». Обвинители посчитали, что таким образом он вдохновлял поход соратников на Вашингтон и управлял им, и запросили 33 года лишения свободы.

Перед оглашением приговора Энрике Таррио публично раскаялся и попросил судью о снисхождении.

«Произошедшее 6 января — национальный позор, это было неприемлемо. Пожалуйста, проявите милосердие, не забирайте у меня 40 лет жизни», — сказал он.

В то же время Таррио отказался признать себя организатором мятежа и не пошел на сделку со следствием. В результате судья Тимоти Келли вынес приговор — 22 года тюрьмы. Оглашая приговор, он подчеркнул, что не обнаружил у Таррио признаков раскаяния.

«Этот день сломал традицию мирной передачи власти, и нам потребуется время, чтобы восстановить ее. Это не должно повториться», — сказал Келли, и добавил: «Нам нужно послать сигнал остальным [бунтовщикам]».

PROUD BOYS маршируют перед Верховным судом США, 6 января 2021 г.  Wikimedia Commons , Elvert Barnes Photography

PROUD BOYS маршируют перед Верховным судом США, 6 января 2021 г. Wikimedia Commons, Elvert Barnes Photography

«Гордые парни», отойдите в сторону

Журналист-расследователь Huffington Post Энди Кэмпбелл озаглавил книгу о Таррио и его соратниках так: «Мы — гордые парни: как ультраправая уличная банда открыла новую эру американского экстремизма».

Кэмпбелл характеризует группировку как расистское боевое неофициальное подразделение Республиканской партии, нечто вроде современного аналога штурмовых отрядов НСДАП.

«На кого бы ни указал пальцем Трамп и его союзники, к примеру, на представителей LGBT, женщин или иммигрантов, они [«Гордые парни»] пойдут и сделают то, что старые забронзовевшие консерваторы просто не могут себе позволить,

а именно: будут атаковать и издеваться», — говорит Кэмпбелл. По его мнению, главное, что удалось сделать «Гордым парням» и подобным группировкам, — снизить чувствительность американского общества к физическому насилию как способу решения политических вопросов. Отчасти поэтому такое число людей, не согласных с итогами выборов, 6 января 2021 года попытались доказать свою правоту силой.

Сам Дональд Трамп, впрочем, упомянул «Гордых парней» лишь единожды. В ходе президентских дебатов в сентябре 2020 года ведущий Крис Уоллес попросил его немедленно и однозначно осудить «группировки боевиков и сторонников превосходства белой расы», провоцирующих насилие по всей стране. Трамп ответил, что не понимает, о каких группировках идет речь, а когда ему привели в пример «Гордых парней», сказал: «Гордые парни, отойдите в сторону, оставайтесь в стороне».

Западный шовинизм

Энрике Таррио с оценками Кэмпбелла не согласен. Его, смуглого потомка переселенцев с Кубы, особенно раздражают обвинения в расизме.

«Полагаю, мне не нужно комментировать обвинения в том, что я сторонник превосходства белой расы. Как видите, девяносто процентов из сидящих в этой комнате — латиносы»,

говорил он два года назад корреспонденту издания Vice, окидывая взглядом свою штаб-квартиру в Майами. Однако у Таррио совершенно точно есть претензии к социалистам. В середине 1960-х его двоюродные дедушки отказались передать землю коммунистическому правительству Кастро и были казнены, а дед по отцу успел сбежать во Флориду. Еще у главного «гордого парня» есть вопросы к мигрантам, но не ко всем, а только к тем, кто нарушает закон, не желает интегрироваться, или, упаси бог, исповедует социалистические идеи.

Энрике Таррио в офисе шерифа Александрии, штат Вирджиния. Таррио сочли опасным для общества и оставили в тюрьме в ожидании суда. Фото:  Wikimedia Commons

Энрике Таррио в офисе шерифа Александрии, штат Вирджиния. Таррио сочли опасным для общества и оставили в тюрьме в ожидании суда. Фото: Wikimedia Commons

Таррио вырос в Майами и до своей общенациональной известности промышлял мелким бизнесом: торговал автозапчастями, руководил птицефабрикой, владел небольшим предприятием по установке охранных систем и магазином сувениров. Нынешнее уголовное преследование — не первое в его биографии: в 2013 году его приговорили к двум годам тюрьмы за кражу и последующую перепродажу тестов на диабет на сумму свыше миллиона долларов. Освободившись на год раньше срока, он был вынужден какое-то время сотрудничать с ФБР в качестве информатора.

В том же интервью Vice лидер Proud boys в нескольких тезисах объяснил свою идеологию. По его словам, организация исповедует «Западный шовинизм», подразумевая под этим максимальную гордость за достижения коллективного Запада, в частности, США.

«Именно западное общество создало мир таким, каким мы знаем его сегодня. И в основе всех его достижений — консервативные взгляды», — полагает Энрике Таррио.

Поддержать независимую журналистикуexpand


«Жаль, что меня там не было»

Деятельное стремление отстаивать консервативные западные ценности и привело его в 2017 году в ряды «Гордых парней». Эта группировка или, как ее изначально позиционировали участники, мужской клуб, где можно спокойно выпить с единомышленниками, была основана годом ранее политическим комментатором и подкастером Гевином Маккиннесом, и успела проявить себя в нескольких резонансных акциях, в том числе в нашумевшем шествии крайне правых в Шарлотсвилле, Вирджиния, летом 2017 года. Тогда манифестация против решения местных властей снести памятник генералу Роберту Ли, главнокомандующему сил Конфедерации во времена Гражданской войны, вылилась в ожесточенные столкновения с левыми и антифашистами. К концу 2018 года Таррио, очевидно не обделенный организаторскими способностями, из рядового члена группировки превратился в ее лидера. Под его руководством Proud boys резко активизировались и всё чаще стали попадать в заголовки статей и объективы репортеров крупных изданий. Став ярким воплощением разделения, охватившего американское общество, они без конца вступали в стычки с антифашистами и сторонниками движения Black Lives Matters. Стремление «сделать Америку великой снова» ожидаемо сблизило «Гордых парней» с функционерами администрации Дональда Трампа, так что свою черно-желтую униформу члены группировки нередко дополняли красными трамповскими бейсболками с этим лозунгом. У критиков Трампа есть основания считать, что с Proud boys его связывало нечто большее, чем единое представление о желаемом будущем Америки. В 2018 году политический консультант и бывший советник Трампа Роджер Стоун, опасавшийся за свою жизнь, просил Таррио и товарищей обеспечить его безопасность на конференции республиканцев в Дорчестере, Орегон. Через год Стоуна арестовали в связи с расследованием о вмешательстве российских спецслужб в американские выборы, и с тех пор «Гордых парней» можно было неоднократно видеть в футболках с надписью «Роджер Стоун невиновен». Впрочем, к тому времени Стоун уже несколько лет как был уволен из команды Трампа.

Поджог баннера Black Lives Matters в Вашингтоне. Фото: скрин  видео

Поджог баннера Black Lives Matters в Вашингтоне. Фото: скрин видео

Бурная публичная деятельность Таррио подошла к концу за месяц до столкновений на Капитолийском холме. В декабре 2020 года, в ходе массовых протестов по итогам президентских выборов, шедших под лозунгом Stop the steal (остановим кражу), он сорвал и сжег баннер Black Lives Matters, установленный на старейшей в Вашингтоне церкви для афроамериканцев. Когда 4 января Таррио попытался въехать в столицу, чтобы в очередной раз участвовать в демонстрации в поддержку Трампа, его арестовали, обвинив в уничтожении имущества и ношении магазинов к автоматическому огнестрельному оружию. Сделка со следствием и признание вины в этих мелких правонарушениях позволили Таррио выйти на свободу уже на следующий день, однако въехать в Вашингтон ему не разрешили, так что за главными, как выяснилось через несколько месяцев, событиями в своей жизни он следил из гостиничного номере в Балтиморе.

«Пожалуй, то, что случилось 6 января, произошло потому, что меня там не было. Звучит безумно, но, думаю, мы бы помешали людям преодолеть тот первый барьер и предотвратили бы всё это»,

— сетовал Таррио в интервью журналисту Miami New Times в сентябре 2021 года. В том же году в разговоре с журналисткой CNN он подчеркнул, что у «Гордых парней» не было плана проникать в здание Сената, а сам он не считает, что итоги выборов были сфальсифицированы в пользу Джо Байдена. Однако вскоре обвинения посыпались на Таррио одно за другим. В 2021 году он отсидел несколько месяцев по делу о сожженном баннере и выплатил крупную сумму компенсации, а в июле 2022 года Большое жюри предъявило Таррио и четырем его соратникам обвинение в заговоре с целью мятежа, на основании которого он в итоге получил 22-летний тюремный срок.

Революция в прямом эфире

Желание спасти «старую добрую Америку» от левых и мигрантов объединяет «Гордых парней» с другими ультраконсерваторами — движением «Хранители клятвы». Однако эта группировка, основанная бывшим американским военнослужащим и адвокатом Стюартом Родсом и объединившая, главным образом, отставных силовиков, исповедовала куда более радикальные идеи. «Хранители», появившиеся на политической арене во время президентства Барака Обамы, убеждены, что американское правительство намеренно ведет страну к хаосу, чтобы затем отменить базовые гражданские права и установить тотальный контроль над гражданами. Свою роль Родс и его соратники видели в том, чтобы подготовить к такому развитию событий как можно больше американцев, в том числе обучая их стрельбе и выживанию в экстремальных ситуациях. Если «Гордые парни» во время событий 6 января напоминали обычных хулиганов, вышедших из пивной, то «Хранители» выглядели как сплоченная и экипированная по последнему слову военной моды боевая организация. Однако ни оружия, ни четкого плана действий при захвате Капитолия не было ни у тех, ни у других. У «Хранителей» не было даже сколько-нибудь конфиденциального канала для обмена информацией: они координировали действия в открытом эфире, по интернет-рации Zello и снимали себя на мобильные телефоны.

Заблудший патриот

С этим обстоятельством связаны главные сомнения в обоснованности обвинения, предъявленного незадачливым заговорщикам. В 2012 году подобное дело уже разваливалось в суде. Тогда судья счел несостоятельным обвинение в заговоре с целью мятежа, выдвинутое против христианской националистической группировки «Хутари». Он посчитал, что гневные выступления и планы по свержению правительства — это не одно и то же. В этот раз адвокаты «Гордых парней» и «Хранителей клятвы» пытались упирать на то, что их подзащитные не собирались никого свергать, а сам Таррио — не более чем «заблудший патриот», откликнувшийся на призыв Трампа. Ряд политических комментаторов тоже высказали недоумение по поводу суровости приговора.

«Я согласен, что эти люди, за исключением Таррио, которого там не было, виновны в незаконном проникновении [в здание Сената], но это слишком суровое наказание за то, что никак нельзя признать террористическим заговором»,

сказал журналист Робби Соаве в эфире консервативного ютуб-канала The Hill TV.

Другие эксперты согласны с тезисами суда о наличии заговора и ключевой роли в нем Энрике Таррио. И приветствуют то, что крайне правые экстремисты наконец получили должный отпор со стороны государства.

Рекламный щит «Хранители клятвы». Пайн-Ривер, Миннесота, 2015 год. Фото:  Wikimedia Commons , CC0

Рекламный щит «Хранители клятвы». Пайн-Ривер, Миннесота, 2015 год. Фото: Wikimedia Commons, CC0

«Усилия Министерства юстиции США, без сомнения, возымели свое действие. Шансы, что может повториться еще одно 6 января, меньше, чем раньше. Будем надеяться, что эти приговоры станут предостережением для следующего поколения ультраправых активистов, а не просто загонят их еще глубже в подполье», — написал Шейн Берлей, автор книги «Фашизм сегодня: что это и как с этим покончить».

По данным Wall Street Journal, после ареста лидеров группировки «Гордые парни» и «Хранители клятвы» раскололись, утратили большую часть сторонников и, столкнувшись с непреодолимыми финансовыми трудностями, фактически прекратили активную деятельность.

Что касается Энрике Торрио, свой приговор, по свидетельству журналистов, он выслушал спокойно, а выходя из зала суда, помахал семье и поднял два пальца в форме буквы V — символа победы. Его адвокаты уже заявили, что он будет подавать апелляцию.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.