КолонкаПолитика

Велодорожки, ведущие в ад

Почему не надо игнорировать российские выборы

Велодорожки, ведущие в ад

Фото: EPA-EFE / MAXIM SHIPENKOV

До конца недели в России завершится уже вторая избирательная кампания за время войны. Главным итогом выборов прошлого года стало головокружение от успехов: через десять дней после демонстрации «убедительной поддержки курса президента» 21 сентября 2022 года Путин решился объявить в стране первую мобилизацию со времен Второй мировой. Выборы работают как пластическая операция для стареющей диктатуры. После очередного электорального акта «народной любви» диктатор получает карт-бланш на безумие. В этом сентябре они могут повторить.

Избирательная кампания 2023 года проходит на фоне глубочайшей апатии российских граждан, принятия нового порядка вещей, что распространяется и на кандидатов. В Москве, где Сергею Собянину предстоит продлить свой ярлык на правление, самой яркой предвыборной рекламой стала встреча действующего мэра с «участниками СВО», в ходе которой чиновник подарил одному из них личное наградное оружие — на удачу.

Кандидаты от парламентских партий на московских выборах соревнуются в изыскании способов игнорирования реальности и являются как бы аватарами Сергея Собянина, предлагающими реализовать отдельные элементы его хозяйственной деятельности по умиротворению столицы. Внук Зюганова Леонид (КПРФ) обещает в случае победы заняться рекультивацией промышленных зон и призывает голосовать за лозунг «Вернем будущее», как будто намекая, что будущее у москвичей кто-то украл. Кандидат от партии СРЗП Дмитрий Гусев паразитирует на мигрантофобии граждан и предлагает бороться с этнической преступностью. Бывший фаворит Жириновского Борис Чернышов едва различим на фоне этих оттенков серого. А представитель партии «Новые люди» Владислав Даванков озабочен поддержкой жительниц Москвы и предлагает проект «Миллион айтишниц», который научит избирательниц программированию и основам работы с искусственным интеллектом. В других условиях это начинание стоило бы назвать прогрессивным, однако есть подозрение, что сейчас жительницам города хотелось бы получить ответы совсем на другие вопросы. К слову, женщин среди кандидатов в мэры Москвы нет, как нет и сторонников мира.

Риторика кандидатов на пост главы столицы сосредоточена вокруг коммунальных проблем, несмотря на то, что в реальности пост мэра Москвы является ключевой политической позицией в федеральной системе власти.

Кандидаты расходуют все силы на то, чтобы не замечать войны, и приглашают горожан опробовать велодорожку, ведущую в ад.

С эмоциональной точки зрения идея бойкота таких «выборов» более чем понятна, особенно с учетом фактора вездесущего электронного голосования (ДЭГ), а оно, как показал цикл расследований «Новой газеты» осенью 2021 года, представляет собой черный ящик, которым способны по своему усмотрению манипулировать спецслужбы. Напомню, именно ДЭГ стало инструментом, который смог остановить независимых кандидатов по московским округам на выборах в Госдуму и в конечном итоге привел к созданию монопарламента, присягнувшего военным преступникам в полном составе.

Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

Фото: EPA-EFE / YURI KOCHETKOV

Теперь война становится внутренним фактором, который дополнительно коррумпирует электоральный процесс. Имитационные выборы проходят также на оккупированных территориях — в них участвуют все парламентские партии. По оценкам движения «Голос», ряд партий старается выдвинуть на такие выборы технических кандидатов, а практика «экстерриториальных избирательных комиссий», когда граждане голосуют там, где их удобнее контролировать чиновникам, распространяется с оккупированных территорий на Российскую Федерацию. Резко ограничены права журналистов и наблюдателей — праздник российской демократии, далеко ушедшей по своему особому пути, становится скорее зрелищем для Путина, чем сколько-нибудь правдоподобным способом убедить граждан, что это они выбрали себе такую власть.

Тем не менее любой голос, отданный и засчитанный не в пользу провластного кандидата № 1, на выборах любого уровня на законной территории РФ, включая голосование за мэра Москвы, может быть легальным и безопасным способом продемонстрировать свое отношение к войне. Осознанно проголосовать на выборах за серых кандидатов, оформляющих свиту Собянина, не поддерживая никого из них, значит выразить свой протест происходящему в ходе агрессии против Украины.

Даже полностью коррумпированные выборы, построенные на имитации процедуры в рамках ДЭГ, наталкиваются на проблему исполнителей. И среди фальсификаторов тоже могут найтись диверсанты и саботажники, уставшие от войны.

В условиях войны и диктатуры символические жесты сопротивления имеют значение. Достаточно вспомнить 16 млн человек, проголосовавших против вечной власти Путина на бессмысленном псевдореферендуме 2020 года о новой редакции конституции. Мы знаем, что эти люди, сказавшие «нет» диктатуре, существуют в России.

Сложные выборы предстоят Екатеринбургу — городу с большой демократической и протестной традицией, родине одного из самых известных независимых политиков страны экс-мэра Евгения Ройзмана. Здесь будут избирать депутатов в городскую думу, и рекомендации «Умного голосования», представленные екатеринбуржцем Леонидом Волковым, агитируют массово поддерживать кандидатов от «Яблока». Сделано это, конечно, не потому, что российская оппозиция и представители политической эмиграции помирились ради общей цели, а из прагматических соображений. Но «Яблоко» остается последней легальной структурой в стране, кандидаты которого во всех регионах и на всех уровнях агитируют за мир.

Выборы 8–10 сентября в России — это лишь подготовка страшной президентской кампании 2024 года, которая на втором году войны (мало кто верит в то, что преступники остановятся) и после возможной новой мобилизации должна будет заставить народ имитировать любовь к вождю.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.