Суд Евросоюза впервые снял санкции с бизнесмена из России. Европейский суд общей юрисдикции постановил освободить от ограничений бывшего гендиректора интернет-ретейлера Ozon Александра Шульгина, следует из текста судебного решения, вынесенного 6 сентября.
Решение вступит в силу после истечения срока на апелляцию.
Партнер брюссельской юрфирмы Acquis, специалист по санкциям Юрий Шумилов сказал РБК, что до этого были только судебные решения о снятии санкций с родственников подсанкционных бизнесменов — матери Евгения Пригожина Виолетты и сына Дмитрия Мазепина Никиты (последнее решение было частичным и касалось только профессиональной деятельности Никиты Мазепина как автогонщика).
В апреле 2022 года Шульгин покинул свой пост и вышел из совета директоров Ozon. Он возглавлял компанию с декабря 2017 года. Евросоюз и Австралия ввели санкции в отношении Шульгина в апреле 2022-го.
Шумилов пояснил, что в случае с Шульгиным основным вопросом для суда была «именно его управленческая роль в качестве гендиректора Ozon». «Тот факт, что он ее покинул, очевидно, стало определяющим фактором», — добавил он.
Шумилов отметил, что благодаря кейсу Шульгина суд фактически дал определение тому, что такое «влиятельный бизнесмен». По мнению суда, Совет ЕС вкладывал в него следующий смысл: либо это бизнесмен, находящийся наверху ренкинга бизнесменов, либо лицо, которое там не находится, но которое тем не менее может таковым считаться в силу его роли в крупнейших компаниях или величины его активов.
Недавно, по данным источников Financial Times, основатель «Яндекса» Аркадий Волож обратился к Евросоюзу с просьбой снять с него санкции.
Единственный человек, с которого сняли санкции за антивоенную позицию — основатель «Тинькоффа» Олег Тиньков. 20 июля Великобритания вывела его из-под ограничений.