СюжетыОбщество

«Добрый человек» с ножом

В Екатеринбурге расследуется убийство аспиранта из Габона

25 августа в Екатеринбурге состоится прощание с гражданином Габонской Республики, аспирантом Уральского федерального университета (УрФУ) Франсуа Нджелассили, убитым ночью 18 августа в центре города в кафе «Бургер Кинг». Убийство случилось за сутки до начала Универсиады — международных спортивных студенческих соревнований. По версии, которая первой распространилась в СМИ, преступление совершено на расовой почве.

Франсуа Нджелассили. Фото: vuzon.ru

Франсуа Нджелассили. Фото: vuzon.ru

«Смотри, негр, давай его чирканем»

Франсуа Нджелассили было 32 года. Африканец приехал в Екатеринбург из Габона ради учебы. Окончил бакалавриат и магистратуру в Институте экономики и управления УрФУ, поступил в аспирантуру на кафедру экономики и природопользования. Закончил два курса из трех. Увлекался футболом, боксом и танцами, а также преподавал французский язык. В институте разрабатывал предложения по адаптации валют Африки в мировой экономике. В ту злополучную ночь он отмечал с друзьями в клубе день независимости своей страны. После клуба вместе со знакомой девушкой молодой человек зашел перекусить в кафе «Бургер Кинг» в центре города, где и погиб.

«Как говорили его друзья, подошли два быдла, сказали: “О, смотри, негр, давай его чирканем”, — и ударили ножом. Была драка на этой почве, и его ножом ударили в подмышку, а там артерия… Франсуа был очень добрым и спокойным человеком», — цитирует знакомую убитого портал Е1. Пишут, что скорая приехала, когда пострадавший был еще жив, но позже он скончался от обильного кровотечения. Сообщалось также, что до приезда скорой Франсуа якобы пыталась реанимировать другая девушка по имени Марьям Шоева. На видео, выложенном в сообществе в ВК «Типичный Екатеринбург», она подтверждает расистскую версию убийства. После своих комментариев СМИ, как утверждает свидетельница, она стала получать сообщения с угрозами, а ее инстаграм взломали.

Франсуа Нджелассили. Фото: Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга

Франсуа Нджелассили. Фото: Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга

Предполагаемый убийца был задержан полицией уже на следующий день, 19 августа, однако в публикациях СМИ его имя тогда еще не раскрывалось. На сайте change.org появилась петиция, автор которой, назвавший Нджелассили «нашим другом», настаивает, что преступление совершено по расовым мотивам, и требует для убийц реальных сроков. За несколько дней ее подписали более 3 тысяч человек.

Ближе к вечеру 20 августа в телеграм-канале «Антифа.ру» появилась любопытная новость: «Убийца африканского аспиранта в Екатеринбурге оказался скинхедом-неонацистом. В неонацистском канале, где систематически выкладывают видео расистских нападений, объявили сбор на адвоката для убийцы <…> Франсуа Нджелассили. Авторы утверждают, что убийцей является некий Фомин Данил Андреевич. К посту приложено фото молодого человека, одетого в стиле скинхеда. Если сбор денег не является аферой с целью заработать на малолетних нацистах-подписчиках, то версию о расистском убийстве можно считать подтвержденной», — пишет автор канала.

К посту в нацистском паблике прилагались также карточные реквизиты с пометкой: «Карта принадлежит самому Данилу, но находится она у его отца». Следующий пост там же гласил, что Фомин «был один (не считая девушки) против двух негров». Таким образом, эти сообщения с фамилией, именем, отчеством и фотографией подозреваемого в фашистском паблике появились раньше, чем в СМИ официально были обнародованы его личные данные.

21 августа на парапете возле злополучного кафе возник стихийный мемориал в память о Франсуа, но его разгромили двое молодых людей в камуфляже. Затем мемориал был восстановлен и даже организовано какое-то подобие дежурства возле него.

Днем 21 августа состоялось заседание суда по выбору меры пресечения для обвиняемого в убийстве аспиранта. Им действительно оказался 23-летний житель Свердловской области Данил Фомин. Ему вменили убийство — часть первую статьи 105 УК РФ, пишет издание It's My City со ссылкой на представителя следствия. Суд отправил обвиняемого в СИЗО до 17 октября. Сторона обвинения сочла, что Фомин может скрыться от следователя, как он уже пытался скрыться сразу после происшествия, и вдобавок он нигде не работает и не учится.

Стихийный мемориал погибшему аспиранту из Габона

Стихийный мемориал погибшему аспиранту из Габона

Самооборона ножом

Тогда же журналисты сумели пообщаться с родителями Фомина, и те рассказали, что их сын — добрый и отзывчивый, увлекается музыкой и рисованием, а нож, дескать, мальчик носил с собой только иногда, на всякий случай, «для самообороны». По их мнению, конфликт возник из-за девушки Николая, товарища Данила.

«Прогнуться всем надо. Когда своих режут, такого ажиотажа нет. […] Это вообще всё другой человек затеял, а сын заступился за него. Он не может смотреть спокойно, когда обижают слабого. [...] Зачем этот негр подошел к ней, погладил ее руку, послал ей воздушный поцелуй? Девушка рассказала парню, который был с Данилом, Николаю. Николай пошел разбираться.

Когда Данил потерял сознание от удара, он очнулся, а на нем сидит Франсуа и бьет его», — заявил журналистам отец подозреваемого.

Также Фомин-старший пояснил, что, поскольку Франсуа почти профессионально занимался боксом, другого выхода, кроме как ткнуть соперника ножом, у его сына не было. Похоже, что именно эту версию озвучил в суде и сам Данил Фомин.

Однако сетевое издание УРА.РУ приводит и слова некоего очевидца, которые этому противоречат: «Сначала темнокожий парень дрался с другом обвиняемого один на один. Потом в драку влетел второй, ударил студента ножом, и оба приятеля убежали». Сообщалось также, что за дракой издалека наблюдали двое сотрудников ДПС, которые фактически позволили зарезать человека прямо у себя на глазах.

В Екатеринбург прибыли представитель посольства Габонской Республики первый секретарь Лео Кальвен Мукумби и сестры погибшего мужчины. «Председатель СК России поручил представить доклад о ходе расследования уголовного дела по факту убийства молодого человека в Свердловской области», — пишет Следственный комитет РФ. В официальном пресс-релизе ведомства мотив межнациональной розни не упоминается.

21 августа в провластном телеграм-паблике Urallive, связанном с Владимиром Соловьевым, и в некоторых ему подобных активно стала разгоняться версия бытового конфликта. В сети появились как позитивные, так и негативные характеристики Нджелассили. Z-активистка и глава свердловского штаба «Волонтерской роты» Екатерина Ипатова заявила в своем телеграме, что Франсуа Нджелассили был агрессивным и конфликтным. Она же утверждала, что аспирант из Габона первый начал профессионально избивать Фомина, а он лишь защищался при помощи ножа. На чем основаны утверждения провластной активистки, непонятно, но этой же версии придерживаются и администраторы нацистского паблика на 4 тысячи подписчиков, собиравшего деньги на адвоката. Кстати, там пишут, что нужная сумма была собрана меньше чем за сутки.

Скриншот из телеграм-канала Екатерины Ипатовой

Скриншот из телеграм-канала Екатерины Ипатовой

«Какая-то индульгенция появилась»

«Новая-Европа» обсудила версии случившегося с правозащитницей Стефанией Кулаевой, сотрудницей Антидискриминационного центра «Мемориал».

— История понятная с убийством, — говорит Кулаева. — Сторона защиты имеет право говорить всё, что хочет, но есть два признака того, что убийство произошло на расовой почве: один серьезный признак, что именно этот парень вызывает солидарность и поддержку неонацистов. И второй — есть свидетели, которые дают интервью о том, что они слышали расистские высказывания нападавших. Кроме прочего, если на чернокожего человека африканского происхождения нападают ни с того ни с сего и убивают, то шансов, что это не убийство по расовым мотивам, практически никаких. Я этой темой занимаюсь 20 лет, раньше на такие новости много было всяких расистских комментариев. Но сейчас комментарии на новости в уральских СМИ очень приличные, их сотни. У меня хорошее впечатление от того, как реагирует общественность, 90% комментаторов сомневаются в версии стороны защиты и иронизируют над тем, что вот такой невинный молодой человек ходил почему-то с ножом.

Комментарии пользователей об убийстве Франсуа Нджелассили. Скриншот

Комментарии пользователей об убийстве Франсуа Нджелассили. Скриншот

По мнению Кулаевой, о расовом мотиве свидетельствует не только национальная принадлежность, но и социальные характеристики погибшего.

— Интеллигентные студенты, приехавшие учиться, это совсем не та группа населения, чтобы постоянно попадать в какие-то разборки с поножовщиной. Решительно нет никаких оснований считать, что убитый был каким-то криминальным авторитетом, который мог «попасть на перо», как говорят уголовники, — рассуждает она. — Точно так же погиб Самба Лампсар в месте, где я жила, за углом моего дома в 2006 году. Молодой красивый африканец, он шел из клуба, а в него выстрелили из подворотни люди, которые за ним следили. Я помню эту сцену, как крепили к какой-то водосточной трубе фотографию парня какие-то девчонки, как они заливались горючими слезами. Оружие было брошено на месте преступления — ружье, на котором выцарапана свастика.

Оказалось, ружье было времен Второй мировой войны, найденное в ленинградских болотах «черными копателями». Они имели цель убить именно африканца, это были неонацисты.

Правозащитница вспоминает также, что для многих участников процесса по тому старому делу существовала реальная угроза нападения со стороны неофашистов, и судье даже была предоставлена государственная защита. Сегодня же Стефания сомневается, что дело Нджелассили будет расследовано именно как убийство по расовым мотивам, особенно в момент, когда в Екатеринбурге проходит международная Универсиада.

— Вот был первый суд, парня отправили под стражу. Похоже, что мотив ненависти в суде не фигурировал. Это говорит о том, что есть некоторое желание у следствия не утрировать эту ситуацию, поскольку расизм всегда особенно плохо выглядит, это международное событие. Мелькали в уральских СМИ сообщения, что Данил был там не один. Должно быть обвинение «убийство в составе группы лиц по мотиву расовой ненависти», но следствие может предъявить менее тяжелый состав — без группы и мотива, — говорит она.

Стефания также уверена, что расизм в современной России носит системный характер, и советует в изучении этого явления опираться на исследования «Левада-центра» и ликвидированного властями центра «Сова».

— Вот поразительные результаты: из года в год, десятилетиями, «Левада» получает примерно одни цифры. Это не вопросы типа «А считаете ли вы себя расистом?», это вопросы: «Как вы относитесь к тому, чтобы на вашей работе вы работали бок о бок с цыганами? Как вы относитесь к тому, чтобы ваши соседи были цыгане? Вы одобрили бы брак своего ребенка с цыганом?» И каждый раз невероятное количество отрицательных ответов. То есть люди не считают, что они расисты, но, чтобы в какую-то семью вошел цыган или африканец, об этом не может быть и речи. Это и есть дискриминация, вот так и выглядит расист. Когда мы говорим «цыгане», а думаем «преступники», это расизм, когда мы говорим «африканцы», а думаем «дикари», это расизм, когда мы говорим «коренные народы Чукотки» и вспоминаем анекдоты «про чукчу», это расизм, — объясняет Стефания. — Одни люди позволяют себе только высказывания, а другие — какие-то действия, допустим, не брать на работу или там в школу, а третьи начинают уже агрессивно себя вести. Недавно актриса Валентина Талызина ругала Ахеджакову. Вряд ли она вчера стала антисемиткой, но она молчала на эту тему. А сейчас у людей появилось ощущение, что можно наконец-то позволить себе это сказать и даже что-то сделать. Какая-то индульгенция появилась, потому что если можно постоянно в телевизоре говорить о других народах, что давайте их всех там накроем ядерным грибом, то зрители, я думаю, считывают это как сигнал: старые люди начинают нести ахинею против таких же пожилых, как они, а молодой берет нож и режет молодого. Люди полагают, что их обманут цыгане, а обманывают-то их власти, а эти люди идут и отдают своих сыновей на погибель ради этих властей. А ненавидят при этом почему-то цыган или евреев и власть почему-то любят. Разница в том, что цыгане на самом деле никого не убивают. Поэтому расизм — иррациональная штука, под него только подводятся всякие аргументы. Расизм приводит к гибели таких прекрасных, образованных, милых, красивых людей, как этот африканский студент.

«Путин довел идеалы “сильной руки” до абсурда»

О причинах активизации расизма в РФ говорим также с российским политологом и публицистом Аббасом Галлямовым.

Аббас Галлямов

политолог, политтехнолог и публицист

— В СССР пропагандировали всё же равенство и братство на официальном уровне. Чем-то отличалось отношение к разным этносам тогда и сейчас?

— Исторически у нас бытовой национализм всегда был достаточно распространен, но в СССР он был как бы придавлен, то есть не получал подпитки из сферы большой политики. А в современной России, вставшей на позицию собственной исключительности и морального превосходства над остальным миром, получилось наоборот — власти как бы легитимизируют бытовой национализм. Посмотрите, с каким упоением они долдонят: «Мы русские! Какой восторг!» Теперь, если ты смотришь свысока на всех прочих, то ты и есть настоящий «российский патриот». Столь яростные заигрывания с идеалом «русского мира» не проходят безнаказанно. В СССР национализм был скорее формой нонконформизма, потому что официально насаждались этническая толерантность и интернационализм. Солидарность носила классовый характер.

А сейчас официально насаждается ненависть по отношению к тем, кто не хочет говорить по-русски. И поэтому теперь национализм становится как бы «социально одобряемым».

— Мы часто слышим, что ФСБ и полиция, которые должны по идее работать с радикальными группировками, не только не пресекают их деятельность, но и, наоборот, поощряют ее. Так ли это?

— У ФСБ с ними отношения очень диалектические: спецслужбы одновременно эти группы и подавляют, и пытаются использовать их в своих интересах. То есть если в этой среде заведется кто-то совсем нелояльный, то его уничтожат, а лояльные пусть будут. Это один из инструментов, который можно использовать против либералов, например. Можно, чтобы они Маркелова с Бабуровой убили, а можно, чтобы Навального зеленкой облили. Такие околовластные парамилитариз. Но если властям покажется, что они слишком сильно укрепляются и начинают представлять угрозу — как это было с «Русскими маршами», — тогда их начинают давить. В общем, единство и борьба противоположностей.

— С одной стороны, государство судит Евгению Беркович откровенно антисемитски, с другой — провозглашает борьбу с якобы украинским нацизмом. Выглядит как демонстративное пренебрежение к аудитории со стороны кремлевских политтехнологов. Это действительно так?

— Для тех, кто им не верит, у них приготовлена большая палка, это же авторитарный режим. Это демократия бы заморочилась: «Что-то у нас неубедительно получается, значит, мы следующие выборы проиграем». А здесь всё просто: вот наш дискурс, а любой, кто не согласен, он враг, его в тюрьму.

— Еще хотелось спросить про фашистские паблики. Вроде как есть консенсус в обществе во всем мире, что фашизм и нацизм — это абсолютное зло, тем не менее какие-то люди накалывают себе свастики и чтут памятные даты, связанные с третьим рейхом.

— В основе всего этого лежат протестные настроения, недовольство качеством жизни. Просто кто-то — тот, кто поумнее, — объясняет, почему мы так плохо живем, отсутствием демократии, авторитаризмом, некачественным управлением и так далее, а тот, кто попроще, находит другие объяснения — потому что «цветные» понаехали. Это вопрос идентичности, с кем люди себя ассоциируют. Вот он принял решение, что быть русским — это круто, что раз он русский, то он крутой, — вот он через национальную призму всё и воспринимает, и врагов в этнических терминах описывает, то есть у него во всём виноваты не просто олигархи, а евреи-олигархи.

— Бытовой национализм вообще неискореним?

— Абсолютно искореним, просто государство и элиты должны прекратить разговаривать на языке ненависти. Они должны начать разговаривать с реальным уважением к другому — к тому, кто на них не похож. Вот тогда через одно-два поколения и исчезнет это всё, как в Европе, например, происходит сейчас. Там, конечно, из-за проблем с массовой миграцией правые поднимают голову, но долгосрочный — фундаментальный — тренд совсем другой: терпимость к другому, уважение к нему. Этот тренд всё равно победит: смотрите, как Запад на защиту Украины встал.

— У вас есть представление, действительно ли вот этот бытовой расизм и национализм переживает у нас сейчас всплеск?

— В целом общество не сильно заражено этим, ненамного сильнее, чем всегда было. Просто сейчас всё это на поверхности, культивируется властями, вот и кажется, что буквально вся страна этим пронизана. На самом деле сейчас вообще начинается массовое отторжение языка ненависти. Я недавно публиковал данные фокус-групп, которые это демонстрируют. Путин довел идеалы «сильной руки», «патриотизма», ксенофобии до такого абсурда, что людей от всего этого начинает буквально тошнить. Общество сейчас автоматически, как только режим рухнет, захочет двигаться в направлении того мейнстрима, которым живет весь цивилизованный мир: толерантность, демократия, либерализм. Под спудом эти идеалы становятся реально популярными, и мы скоро это увидим.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.