РепортажиОбщество

Куда готовится нападение

Пойдут ли наемники из ЧВК «Вагнер» на Польшу? Что об этом думают в Белостоке, ближайшем к границе с Беларусью польском городе, — репортаж «Новой-Европа»

Куда готовится нападение

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

На прошлой неделе Александр Лукашенко прилетел в Петербург, где пожаловался своему российскому коллеге Владимиру Путину: «вагнеровцы», которые «ушли в Беларусь», его «начали напрягать».

«Просятся на Запад: «Разрешите нам!» — объяснил Лукашенко. — Я говорю: «Вам зачем на Запад туда?» Ну и втихую… Мы же контролируем, что происходит. — «Ну, сходим на экскурсию в Варшаву и Жешув». Я держу их в центре, как договорились, Белоруссии не хотелось бы их туда передислоцировать, потому что у них настроения плохие».

По словам Лукашенко, «плохие настроения» продиктованы добрыми намерениями: защитить Беларусь от нашествия, которое готовится со стороны Польши. В доказательство этих планов Лукашенко развернул перед Путиным географическую карту (к Путину в последнее время вообще зачастили гости с картами). Поляки, сообщил Лукашенко, готовят нападение на белорусские Брест и Гродно, а также на Западную Украину с целью ее расчленения. Хотят «оттяпать и присоединить к Польше». «Я прошу, чтобы вы обсудили и продумали этот вопрос», — сказал он Путину.

«Новая-Европа» решила «продумать и обсудить этот вопрос» с поляками, живущими рядом с польско-белорусской границей, и с белорусами, которые лучше других знают, на что способен их «нацлидер».

«Спецоперация с проникновением в Польшу»

— Как поляки относятся к потенциальным туристам-«вагнеровцам»?

Портье, которого я огорошила таким вопросом в гостинице Белостока, переспросил, чего «пани хочет», видимо, решив, что не вполне понимает мой английский. Примерно так же реагировали люди, которых я останавливала на улице. Я начала бояться, что кто-то из них вызовет мне санитаров.

— Польша — страна НАТО, — улыбнулся после долгих объяснений Александр, немолодой поляк, неплохо говорящий по-русски.

— Здесь сразу будет 300-тысячный контингент НАТО. Сколько, вы говорите, там бойцов?..

В целом не знать об этой угрозе с востока поляки не могут, потому что польская пресса не молчит. Консервативная Rzeczpospolita писала об этом дважды. Сначала — в репортаже из белорусских Осиповичей, рядом с которыми «вагнеровцы» разбили лагерь. «Это дезинформация и информационная атака, направленная на соседей Беларуси, — цитировала газета белорусского военного аналитика Александра Алесина. — Такое нападение будет означать войну между Беларусью и странами НАТО, Лукашенко в этом не заинтересован». Потом еще была небольшая информационная заметка о встрече Лукашенко и Путина и о том, что «наемники из группы «Вагнер» приступили к обучению белорусских спецназовцев на военном полигоне всего в нескольких километрах от польской границы». Без каких-либо эмоций.

Карта возможного нападения со стороны Беларуси. Источник:  Fakt

Карта возможного нападения со стороны Беларуси. Источник: Fakt

Самая популярная польская газета Fakt показывает, почти как Лукашенко, карту, чтобы читатели обратили внимание, «откуда готовится нападение» на Польшу. Но заодно еще цитирует генерала Романа Полько: «У солдата с кувалдой нет шансов в драке с мыслящим солдатом и с системами НАТО».

Таблоид SuperExpress (одно из самых тиражных изданий в Польше) создал на сайте целый раздел под названием «Группа Вагнера». Газета сообщает, что наемники вместе с белорусской армией «тренируются в четырех километрах от границы» с Польшей (в других их же заметках речь идет о десяти километрах). По этому поводу министр обороны Мариуш Блащак говорит: это «представляет угрозу», но польские военные «ожидали такого шага» и готовы к нему. Генерал Мечислав Бенег обещает: «Мы их просто устраним». Еще в одной заметке газета ссылается на «российского оппозиционера Владимира Осечкина», которому секретный источник рассказал, что «в России началась новая волна мобилизации, и новобранцам сообщают, что их ждет спецоперация, связанная с проникновением в Польшу и походом через эту страну».

Результаты опроса. Источник:  SE.PL

Результаты опроса. Источник: SE.PL 

И можно решить, что поляки очень уверенно чувствуют себя под зонтиком НАТО. Но в SuperExpress к тексту прилагается опрос: «Боитесь ли вы, что Россия нападет на Польшу?» 56% читателей ответили утвердительно, 36% не боятся, остальные об этом не задумывались.

«Шебекино переименовать в Пшебекино»

Белоруски Марина и Алена — подруги, обеим пришлось уехать из Беларуси в январе этого года. Они из недавней волны эмиграции, «военной». Только Марина живет в Белостоке, а Алена приехала сюда на митинг в защиту их белорусского политзека Андрея Почобута. Белорусы часто собираются в этом городе.

— Я уехала из-за репрессий в Беларуси, — рассказывает Марина. — Репостила сообщения и видео о ситуации в Украине. У нас это, конечно, нельзя, как и в России, это же «союзное государство». У нас там думать в принципе нельзя. Меня за это задерживали, поэтому я вынуждена была уехать. Иначе пришлось бы присесть на пару лет.

Акция активистов из Беларуси, слева Марина и Алена. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Акция активистов из Беларуси, слева Марина и Алена. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа» 

В Беларуси у них осталось много друзей, и они отлично знают, что происходит сейчас в Осиповичах, где «вагнеровцы» стоят лагерем то ли в десять тысяч голов, как хвастаются они сами, то ли в семьсот, как говорит американская разведка.

— «Вагнеровцы» еще не разошлись в Беларуси, — говорит Марина. — Но они уже часто устраивают стычки с белорусскими военными: «Как это вы нас не поддержали, когда нам помощь нужна была, а вы не вступили». По белорусскому телевидению, как у нас говорят — БТ, сейчас рассказывают:

под мудрым руководством «Вагнера» наши военные набираются боевого опыта. Ага, как же! На самом деле они разъезжают с огнестрельным оружием по Осиповичскому району в поисках водки.

— Белорусские военные просто не хотят воевать, — подключается Алена. — Если бы они выполнили приказ, они бы вступили в войну еще в 2022 году. Но большинство отказалось. В армии начались бунты, и Лукашенко испугался. Так что белорусская армия не участвует в войне не потому, что Лукашенко не хочет, а он просто не может. Он понимает, что случится с ним и с его властью, если в Беларусь еще и гробы начнут приходить с Украины.

Поэтому, добавляет Алена, Лукашенко и вооружать белорусов боится: вдруг дашь кому оружие, а он — змагар (по-белорусски — борец). Так что «экскурсия» — наверняка выдумка.

— Я сегодня как раз говорила со знакомым поляком об этом, — усмехается она. — Тот сказал: пускай только попробуют сюда прийти, польская армия к этому уже готова, от «вагнеровцев» останутся только боты.

— Они, может быть, и попробуют, только поляки их достойным образом встретят, — добавляет Марина. — В Беларуси сейчас разгоняется такая повестка, что поляки хотят напасть на Беларусь, чтобы вернуть «свою территорию». И на Украину тоже, оказывается, хотят напасть поляки. Это навязывает зрителям белорусское телевидение и те, у кого «БТ головного мозга», верят. Они боятся войны с Польшей. Понимаете? Они не боятся той войны, которая уже идет. Они верят, что сейчас не война, а «спецоперация».

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Белосток окажется первым крупным городом на пути у «вагнеровцев», если те решат продвигаться «экскурсионным маршем» на Варшаву из Минска через Брест. Население Белостока — около 300 тысяч человек. Этот город с давних времен кто-то постоянно отвоевывал у поляков, а они его себе возвращали. В 1939 году по пакту Молотова — Риббентропа немцы подарили Белосток Советскому Союзу, в июне 1941-го немцы заняли Белосток сами, в 1944-м туда пришли опять Советы, потом город окончательно вернулся к Польше.

По прямой от Белостока до границы с Беларусью — 50 километров. Этот город еще называют самым «белорусским» в Польше.

— Это такой город, можно сказать — наш дом, — говорит белорусский правозащитник, представитель центра «Вясна» Алесь Капуцкий. — Много коренных белорусов здесь живет. Мне важно, что Беларусь — совсем рядом. Я от этого себя чувствую ближе к дому.

Алесь Капуцкий на акции активистов из Беларуси. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Алесь Капуцкий на акции активистов из Беларуси. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Но по прямой предполагаемые натовские захватчики в Союзное государство не пройдут, потому что сами же закрыли погранпереход в Бобровниках (с белорусской стороны — Берестовица) в феврале 2023 года. И через Кузницу Белостоцкую (Брузги) не пройдут, его тоже закрыли сами поляки еще в 2021-м, когда Лукашенко очень хотел помочь нелегальным мигрантам с Востока попасть в ЕС, а ЕС этому почему-то противился. В общем, остался интервентам единственный переход — Тересполь (Брест). Ну и, соответственно, «туристам», собравшимся из Осиповичей «в Варшаву и Жешув», чтобы Беларусь защитить от нападения, тоже остался только этот путь. Если, конечно, они пойдут через КПП, а не станут штурмовать построенный поляками забор на границе.

— Думаю, если они и пойдут на свою «экскурсию», то через переход, — смеется Алесь Капуцкий. — Так удобнее: всё-таки только шлагбаум убрал — и дальше иди. Хотя с головой там совсем ­беда, так что могут полезть и хоть как.

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Алесь считает, что рассказы об «экскурсии» вагнеровцев — выдумка Лукашенко.

— Лукашенко до смерти испугался заявлений полка Калиновского (полк имени Кастуся Калиновского, белорусское добровольческое формирование, воюющее в Украине. — Прим. ред.) и остальных белорусских формирований, которые сейчас в Украине, — рассуждает Алесь. — Они же заявляли, что придет время — и они пойдут освобождать свою родину. Поэтому он боится, конечно. Он же на свою армию уже не надеется. Ясно, что в открытую там ничего не говорят, но все понимают, что никто за Лукашенко уже не заступится. Так что «вагнеровцы», с одной стороны, могут быть и для самого Лукашенко опасны, а с другой — они могут стать для него и защитой. Хотя, конечно, точно тут ничего не скажешь. Это же просто банда головорезов. Но если они всё-таки сюда придут, им, я думаю, дадут хороший отпор, это всё-таки страна — член НАТО. Хотя… Их это может и не остановить, там же на всю башку… Ну, уже съехало всё.

Но мне кажется, что это будет просто их конец, если они сюда сунутся. Они в Украине не могут справиться, а если они еще сюда сунутся, это просто будет их конец.

Сергей Веремеенко живет в Польше два года. В родном Гродно он возглавлял местную ячейку партии «Белорусская христианская демократия». Теперь такую же ячейку они сколотили в Белостоке.

— После 2020 года такая была большая релокация, — объясняет он. — И уже сейчас здесь собралось много наших.

Акция активистов из Беларуси. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Акция активистов из Беларуси. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Через границу, уверен Сергей, «вагнеровцы» не пройдут.

— Там же пятиметровый забор поставили, — напоминает он. — Помните, Польша ставила его от нелегальных мигрантов? Ну, тогда еще Путин вместе с Лукашенко решили проверить на прочность границу с ЕС. Как теперь ясно, это они уже готовились к большой войне.

Но в том, что пойти на Варшаву они вполне могут, Сергей не сомневается. И поляки, добавляет, воспринимают это всерьез.

— Когда сумасшедший, или маньяк, или бандит угрожает вас убить, его слова приходится воспринимать всерьез, — замечает Сергей. — Невозможно, говорите?

С практической точки зрения нападение на Польшу, конечно же, невозможно. Но полтора года назад нам казалось, что невозможно напасть на Украину и ввязаться в то, после чего неизвестно, устоит ли Россия.

При этом Сергей согласен с тем, что Лукашенко мог угрозу и выдумать. Во-первых, чтобы выцарапать у Путина денег «на содержание» «вагнеровцев», во-вторых — просто с перепугу.

— Лукашенко понял, что против него может восстать белорусское войско в тот момент, когда начнется наше наступление на Беларусь, — объясняет он.

— «Наше» — это чье? — уточняю.

— Наше, — многозначительно кивает он. — Наступление разных интернациональных бригад. А оно обязательно начнется. Я говорю про украинцев. Я говорю про РДК. Про белорусов. Я говорю про, возможно, европейских добровольцев. Настанет такой момент. Когда РДК заходил в Белгородскую область, там же были не только русские, но и белорусы, и украинцы, и добровольцы-поляки. Еще шутили, что Шебекино надо переименовать в Пшебекино. Путин же сказал, что форму и танки можно купить в любом военторге? Ну, военторгов в Польше нет, но есть супермаркеты.

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Белосток. Фото: Ирина Гарина, специально для «Новой газеты Европа»

Денис бежал из Беларуси в октябре 2020-го после того, как посидел «на Окрестина».

— Я понимал, что на этом не кончится, и тогда сразу пошел в консульство и попросил визу для себя, для жены и детей, — рассказывает он. — И потом меня действительно пытались подвести под уголовку. Подошел мужчина, попытался сунуть мне в руки айфон. Сказал, что продает за 10 рублей, потому что ему на бутылку не хватает. Я руки убрал за спину, а его послал. А потом смотрю: он мимо за рулем проезжает. Это мужик, которому только что на водку не хватало. Через две недели во время акции протеста я увидел начальника местного ОМОНа, а рядом — тот «алкоголик». Это их бывший сотрудник, его зовут на такого рода провокации. Вот после этого мы собрали вещи и уехали.

Денис относится к вероятной «экскурсии» серьезно.

— Думаете, что они открытым фронтом пойдут? Встанут в сцепку и пойдут? — щурится он с усмешкой. — Нет, могут быть провокации разного рода. Это может быть вариант «палестинский», когда палестинцы устраивают в Израиле теракты, им танки не нужны, достаточно легковой машины, начиненной взрывчаткой. Достаточно кухонного ножа.

Он тоже напоминает, что в возможность полномасштабной войны России в Украине тоже мало кто верил.

— В декабре 2021 года мне доказывали, что этого не может быть, что ни у Путина, ни у Лукашенко не хватит смелости, — рассказывает он. — А я отвечал, что глупость границ не имеет и что аппетит приходит во время еды, поэтому возможно всё. И сейчас возможны, например, провокации на границе. Я видел новость о том, что при наборе в «вагнеровцы» теперь требуют, чтобы у новобранца был загранпаспорт. Может, собираются забрасывать людей в Польшу. Да, провоцировать страны НАТО — это очень опасная игра. Но человек, который стоит якобы у власти в Беларуси, на самом деле играет роль шута, он просто гауляйтер от России и почти ничего не решает. А у вас в России — еще более сумасшедший.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.