СюжетыПолитика

Выборы сортов СВО

В Москве осенью выбирают мэра. Кандидатов, выступающих за мир, в бюллетенях не будет

Выборы сортов СВО

Сергей Собянин. Фото: Sasha Mordovets/Getty Images

10 сентября в Москве пройдут очередные выборы мэра. Практически сразу после окончания выборов главы столицы и глав регионов в ходе единого дня голосования начнется президентская кампания. Политологи называют региональные выборы «трамплином» перед президентскими, однако ни российские оппозиционные партии, ни уехавшие независимые политики не видят смысла в них участвовать. На выборах мэра будет солировать единственный кандидат — действующий мэр Сергей Собянин, который на этот раз не скрывает своих связей с «Единой Россией» (прежде Собянин был «самовыдвиженцем», хотя и членом партии). «Новая газета Европа» поговорила с экспертами о том, почему оппозиция устраняется от участия в этих выборах.

16 июня во время партийной конференции депутат от партии «Яблоко» в Мосгордуме Сергей Митрохин заявил, что передумал выдвигаться в качестве кандидата в мэры Москвы. По заявлению самой партии, это связано с невозможностью вести «антимилитаристскую кампанию». «Яблоко» поддержало Митрохина. В партии заявили, что вообще не будут выдвигать кандидатов на эти выборы.

«Если строго следовать хронологии событий, то сначала Сергей Сергеевич решил не участвовать, а партия «Яблоко» с пониманием и уважением отнеслась к его решению, и в целом разделяет его позицию. С самого начала инициатива участвовать в выборах мэра Москвы исходила от него самого.

Раз кандидат не выдвигается и никто больше не хочет, мы же не можем никого заставить,

— рассказывает один из представителей партии «Яблоко». — От других [членов партии] пожеланий не поступало. Есть и иной ограничивающий фактор: у нас уставом прописана достаточно сложная процедура выдвижения и согласования претендентов на должность, поэтому шансы успеть были бы достаточно малы. Сергей Сергеевич буквально за 2 минуты [до конца конференции, где его должны были выдвинуть], объявил, что он не выдвигается. Он в последний момент, так сказать, принял это решение».

Серей Митрохин. Фото:  Партия «Яблоко»

Серей Митрохин. Фото: Партия «Яблоко»

По словам источника, если бы партия кому-то и предложила выдвинуться от них, то этот человек смог бы только «побыть кандидатом в кандидаты». Дело во внесенных в Федеральный закон о выборах в 2012 году поправках, которые обязывают даже выдвинутых от партий кандидатов проходить так называемый «муниципальный фильтр», то есть собирать подписи муниципальных депутатов. В Москве каждый из выдвинутых кандидатов обязан заручиться поддержкой не менее 6% местных депутатов не менее чем в трех четвертях муниципальных образований; всего нужно собрать 110 подписей. Политики из «Яблока» считают, что это условие сейчас невыполнимо для оппозиционных кандидатов, хотя раньше, в том числе на выборах 2013 года, где участвовал Алексей Навальный, кандидаты смогли пройти этот барьер, — как говорят в «Яблоке», только с разрешения самой власти.

«Шансы кандидата от партии «Яблоко» получить одобрение 110 муниципальных депутатов равны нулю.

Вы в курсе, как в прошлом году прошли муниципальные выборы в городе Москве? Там забетонировали всё [политическое] поле! Под сурдинку так называемой спецоперации все решают свои задачи. И вот, в частности, руководство Москвы решило свою задачу и зачистило всех неподконтрольных депутатов. У нас таких чудом осталось четыре. [Власти] это делали, имея в голове расчет на мэрские выборы», — объясняет источник.

«Единая Россия» подавала публичные сигналы, говорящие о том, что оппозиционные кандидаты не получат от них подписей, при этом депутатов от партии власти среди мундепов большинство. Во время конференции московского отделения «Единой России», например, глава Мосгордумы Алексей Шапошников сказал, что Сергей Собянин — «лучший мэр лучшего города Земли» и «его поддерживает партия реальных дел, миллионы москвичей».

При этом политологи, с которыми удалось поговорить «Новой-Европа», уверены, что «Яблоку» и другим оппозиционным кандидатам всё же стоило попытаться принять участие в выборах мэра Москвы. По мнению Ивана Преображенского, опыт участия в разнообразных политических кампаниях Сергея Митрохина позволил бы ему «продолжить биться».

«Я не думаю, что это было его личное решение. Он бы как раз и мог использовать эти выборы как политическую трибуну. Но партийное решение было таким»,

— считает Преображенский.

«Решение «Яблока» облегчает жизнь Собянину, —говорит политолог Аббас Галлямов. — В случае выдвижения Митрохина был риск получить всплеск антивоенной риторики в ходе кампании. Это зона риска для действующего мэра. Он же не может критиковать войну, поэтому в этом смысле будет проигрывать Митрохину, да и голосование рискует в этом случае превратиться в голосование не по вопросу о городе, а по вопросу об отношении к войне. Ведь москвичи сейчас не могут выразить свою точку зрения в отношении войны: антивоенная риторика запрещена, антивоенные настроения подавляются. А тут вдруг появится такой способ сказать свое «фи» войне — «Голосуй против Собянина, голосуй за Митрохина». Нет сомнений, что в этой ситуации Митрохин мог бы набрать чрезвычайно много».

При этом, по мнению Галлямова, Собянин до сих пора «явно дистанцируется от войны», поэтому решение «Яблока» могло быть продиктовано и «политическими соображениями». «Я здесь не вижу руку администрации президента.

Думаю, там вообще не очень любят Собянина и с удовольствием посмотрели бы, как он будет бороться. Решением этой проблемы Собянин занимается сам,

и у него достаточно ресурсов для этого».

Иван Преображенский тоже уверен, что даже выдвижение оппозиционного политика «кандидатом в кандидаты» без последующей регистрации из-за муниципального фильтра могло бы стать хорошим вариантом для придерживающейся антивоенной позиции партии. «Можно было бы делать политические, в том числе антивоенные заявления публично в рамках предвыборной кампании», — говорит он.

Лев Шлосберг. Фото:  Партия «Яблоко»

Лев Шлосберг. Фото: Партия «Яблоко»

«Возможно, речь идет и о компромиссе, который связан с сохранением партии в принципе, ведь недавно ликвидировали партию «ПАРНАС», и «Яблоко» может опасаться подобных действий со стороны Кремля. К тому же Льва Шлосберга внесли в список иностранных агентов. Раньше заметных политиков из «Яблока» старались не трогать», — подытоживает политолог.

В этом уверен и бывший член «Яблока», политик Максим Кац. «Для «Яблока» сейчас очень рискованно совершать заметные политические действия, потому что партия имеет явную антивоенную позицию, признает территориальную целостность Украины прямо в программных документах. И Митрохин, и [Максим] Круглов — очень хорошие кандидаты [на должность мэра Москвы], они составили бы большую проблему Собянину. Поэтому «Яблоко» не может делать такие шаги, иначе просто могут всю партию закрыть, разогнать и, не дай бог, посадить».

Максим Кац в 2018 году. Фото:  Партия «Яблоко»

Максим Кац в 2018 году. Фото: Партия «Яблоко»

Пока же, кроме Сергея Собянина, на выборы в качестве кандидатов зарегистрировались еще шесть человек. Четверо их них — самовыдвиженцы, остальные двое — депутат Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков и член «Партии Возрождения России» Сергей Залетин.

Мэр далекой войны

В этом году действующий глава Москвы Сергей Собянин идет уже на четвертый срок в качества мэра столицы. Но с одним отличием: если все предыдущие разы Собянин регистрировался как самовыдвиженец, то в этом году его впервые выдвинула как своего кандидата «Единая Россия».

Вместе с Сергеем Собяниным на партийные праймериз выдвинул свою кандидатуру вице-спикер Госдумы, пропагандист Пётр Толстой. Однако во время проведения партийного съезда он передумал, и партия единогласно выдвинула Собянина. По словам Толстого, сейчас «главная задача — объединить людей вокруг мэра и президента».

Сергей Собянин во время съезда партии «Единая Россия». Фото:  «Единая Россия»

Сергей Собянин во время съезда партии «Единая Россия». Фото: «Единая Россия»

Сам же Собянин во время съезда в основном говорил об улучшении городского пространства и экономике страны, которая «обеспечит всё, что необходимо для фронта». «Несмотря ни на что, сделать всё, чтобы поддержать наших ребят, бойцов, которые сегодня защищают нашу Родину на фронте. Сделать всё для Победы! Для этого надо сделать так, чтобы мы были консолидированы, шли к Победе. И тогда у нас всё получится. Благодаря вам, москвичам», — резюмировал тогда Сергей Собянин.

Через неделю после того как Сергей Собянин официально зарегистрировался в качестве кандидата, Владимир Путин наградил его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. В эти же дни мэр вместе с президентом запустил первый речной трамвай в Москве. «[Гудок речного трамвая] гудит, как настоящий», — заметил во время запуска Собянин. «И есть настоящий», — ответил ему Путин.

«Сами выборы — как выборы — закончились. Когда Владимир Путин наградил Сергея Собянина орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени, всем всё стало понятно,

никакой социологии можно не проводить. На этих выборах будет переназначен Собянин», — говорит Иван Преображенский.

Несмотря на это, некоторые политологи считают, что Собянин до сих пор старается дистанцироваться от войны в Украине, а его выдвижение от «Единой России» — не более чем формальность. «Собянин сейчас далеко не самый вредный человек в российской политике. Он один из лидеров партии, которую можно условно назвать «Партия мира». Пока публично за мир он не высказывался, но очевидно, что как только станет можно, он будет среди тех, кто это сделает. Он явно, подчеркиваю, явно дистанцируется от войны», — объясняет Галлямов.

В прошлом году мэр посещал линию фронта и общался там с российскими военными. А несколькими месяцами ранее «Медуза» писала об отдельном военном подразделении, которое журналисты назвали «собянинским полком». По информации издания, это подразделение «как минимум частично финансируется из бюджета Москвы».

При этом, согласно данным опроса Russian Field, москвичи в основном довольны Собяниным. Почти 67% опрошенных готовы голосовать за него на грядущих выборах мэра, а о том, что они вообще будут проводиться, слышали около 65% респондентов. «Мне кажется, выборы никому не интересны. На них придут только сторонники мэра Москвы и проголосуют за него, — говорит один из потенциальных кандидатов, решивший не баллотироваться. — Ну, плюс какие-то сторонники всех технических кандидатов, выставленных от парламентских партий, придут. У самовыдвиженцев же нет никаких шансов быть зарегистрированными».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Любой другой кандидат

«Единственный способ участия [для оппозиции] — это использование выборов как агитационной и, в том числе, антивоенной площадки. Надо иметь минимальные юридические инструменты, чтобы до того, как станет ясно, что собрать подписи нельзя, попытаться успеть сделать заявления. Наверное, можно было бы попытаться выдвинуть кандидата в эмиграции, ведь какая-то часть оппозиционных муниципальных депутатов, в том числе московских, сейчас оказалась за границей, — предлагает свои варианты политолог Иван Преображенский. — Понятно, что их недостаточно для [прохождения] муниципального фильтра, но можно поучаствовать в электоральных процедурах, хоть это и будет легитимизировать спектакль, который в Москве называют выборами».

Опрошенные «Новой-Европа» политологи считают, что,

несмотря на кажущуюся бессмысленность выдвижения на выборах мэра, оппозиционным политикам стоило выдвинуться и превратить свою предвыборную кампанию в антивоенную,

поскольку нынешние выборы предшествуют более масштабным президентским.

Власть, по мнению Преображенского, будет использовать выборы мэра в качестве «трамплина» для президентских выборов Владимира Путина и для общей агитации за него. «Никакой предвыборной агитации [кандидатов на пост мэра] я не ожидаю, а вот общая агитация в тех интересах, которые сейчас для власти важны, возможна. Это может быть, например, начавшаяся сейчас кампания по возвращению россиян», — предполагает Преображенский.

Голосование на избирательном участке в Москве, Россия, 11 сентября 2022 г. Фото: EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

Голосование на избирательном участке в Москве, Россия, 11 сентября 2022 г. Фото: EPA-EFE/MAXIM SHIPENKOV

Партия «Яблоко» пока не заявила официальной позиции насчёт того, собирается ли ее представитель участвовать в президентских выборах, — все вопросы, связанные с этим, там отнесены на осень. «[В декабре] партия соберется и обсудит, какие у нас есть кандидаты и возможности. На настоящий момент у нас нет кандидата в президенты. Вопрос о выдвижении кандидата от партии будет решаться осенью. К тому же, Россия — страна непредсказуемая», — говорит источник.

Максим Кац, который не раз проводил политические кампании в Москве, не видит перспектив для участия в едином дне голосования в сентябре. «У нас нет в Москве людей, все уехали. Мы под уголовным преследованием — и я, и Брюханова. Поэтому мы наблюдаем за всем со стороны. Но меня смотрит довольно много людей из Москвы, — продолжает Кац.

— И я, конечно, буду призывать их голосовать против Собянина за кого-нибудь другого, кто против, чтобы хоть как-то ворошить эту ситуацию».

Политолог Аббас Галлямов тоже призывает голосовать на выборах за кого угодно, кроме Собянина. «Напомню, что в Белоруссии тоже никого из серьезных оппозиционных кандидатов не зарегистрировали. Белорусы проголосовали за тех, кого допустили. Протестное голосование как раз и отличается тем, что неважно, за кого голосовать, главное — против действующей власти».

С ним не согласен Преображенский. Он напоминает, что в Беларуси участие в электоральных процедурах было возможно, часть кандидатов даже была зарегистрирована, в том числе Светлана Тихановская. «Что-то подобное в России в 2023–2024 году совершенно нереально. Российская ситуация значительно хуже, чем белорусская ситуация 2020 года, когда всё белорусское гражданское общество активизировалось и боролось против попытки узурпации власти, но проиграло».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.