«Черные списки» музыкантов в Беларуси — явление старое доброе, как салат оливье на новогоднем столе. Время от времени они возникают, потом исчезают, потом снова появляются в обновленном виде — в общем, это такой многолетний круговорот идеологических фантазий чиновников.
Не знаю, существует ли в реальности список, опубликованный Радой культуры, или же это некий вброс. Но современная белорусская история подтверждает, что он вполне может существовать. Особенно если учесть феноменальный обскурантизм тех, кто занимается идеологией.
![Предполагаемый список запрещенных в Беларуси исполнителей. Источник: Telegram](https://novayagazeta.eu/static/records/014704f8b73c40acba76446f138b2f60.jpeg)
Предполагаемый список запрещенных в Беларуси исполнителей. Источник: Telegram
«Каша, мёд, говно и пчёлы» — так можно определить наполнение этого списка, если бы для него пришлось изобретать жанр. Белорусские рокеры, чьи имена кочевали из одного стоп-листа в другой на протяжении десятилетий, — Лявон Вольский, «Ляпис Трубецкой» (у него еще после «Воинов света» шансов остаться неотмеченным было крайне мало), Дмитрий Войтюшкевич, «Нейро Дюбель», «Палац», «Крама». Это ветераны не только белорусского рока, но и всевозможных запретов на выступления.
И тут же — эстрадные певцы, которые выступают на правительственных и ведомственных концертах и в ус не дуют, не подозревая, что их фамилии оказались в черном списке.
Возможно, те, кто составляет концертные программы для тружеников села или работников среднего машиностроения, и сами не в курсе, что такой список существует. Если он под грифом «для служебного пользования» или «совершенно секретно», то до мелких клерков, выписывающих «гастрольки», может и не дойти. Хотя после протестов 2020 года у рокеров и без того не бывает концертов в Беларуси.
Лявон Вольский на своей странице в Фейсбуке прокомментировал появление столь обширного и разнообразного «документа»:
«Когда появился первый черный список в Беларуси (куда я со своими проектами, безусловно, попал), помню, по телевизору шла какая-то агитационно-пропагандистская передачка, и в ней вдруг начали «клеймить позором» белорусских музыкантов и особенно меня. Зловещим голосом диктор вещал: «Это он (то есть я), когда вся Беларусь радовалась триумфальной победе нашей Ксении Ситник на детском »Евровидении«, говорил про нее: »Не люблю, когда дети кривляются”. А потом — цитата из «Моего поколения»:
Набыць бы дыляры,
Прадаць бы рублі,
А потым — падалей
Ад гэтай зямлі.
Вот, мол, к чему призывает этот музыкант. И вот — прошло 20 лет, и возник обновленный черный список. Там уже есть и Ксения Ситник, победе которой так радовалась когда-то Беларусь. Все встало на свои места».
![Лявон Вольский. Фото: Facebook](https://novayagazeta.eu/static/records/a0eea3ac8d14424fb558cab448c7b25f.jpeg)
Лявон Вольский. Фото: Facebook
Можно объяснить запрет на выступления российских групп и исполнителей, высказавшихся против войны, — от «Аквариума» до Васи Обломова, от «Ногу свело» до Оксимирона. Понятно включение украинских артистов: ну куда нынче «Океану Эльзы» в Минске выступать? Но
некоторые фамилии в списке настолько удивительны, что вызывают сомнения или в его подлинности, или в уровне интеллекта тех, кто его составлял.
Например, таинственным образом в нем оказалась оперная певица из России Анна Нетребко, которая Путина и войну любит, судя по высказываниям, больше, чем мужа и оперу. Может, просто решили разбавить эстрадно-рокерский список хоть одной оперной фамилией, чтобы весомее было? Ну да, в таком случае правильный выбор, приветствую.
Но главное украшение черного списка — певица Шер. Американская дива, которая наверняка даже не знает, что такое Беларусь и где она находится, оказалась под запретом на выступления в этой загадочной для нее стране. И не знает, горемычная, что никогда в жизни не спеть ей с грузовика в поле во время страды, не выступить на корпоративе министерства лесной промышленности, не обратиться к слушателям со сцены бобруйского дома культуры.
Кстати, о Бобруйске. Кроме черных, в Беларуси бывали и белые списки, не всё у нас так плохо. В 2005 году министерство информации ввело квоты для радиостанций: 75 процентов музыкальных эфиров должны занимать белорусские исполнители. Но где было взять столько исполнителей и фонограмм, чтобы забить ими эфиры? И тогда министерство расширило список разрешенных музыкантов: можно было ставить в эфир тех, у кого белорусские корни, или вообще «мимо проходивших».
Например, «Би-2» — дуэт из Бобруйска, это все знают, — так что песни Лёвы и Шуры можно было крутить по радио бесконечно. Еще разрешили «Ночных снайперов», потому что Диана Арбенина родом из Воложина, минчанку Алену Свиридову, родившегося в Гродно гитариста ДиДюЛю, Андрея Макаревича, у которого бабушка из Беларуси, и Владимира Кузьмина, который в детстве с папой-офицером успел пожить несколько лет в гарнизоне в Могилевской области. Теперь Макаревича даже бабушка из Беларуси не спасет, как и родной Бобруйск — Лёву и Шуру. Запрет, табу, вето, стоп-лист. Жаль, Валентина Терешкова не поет — она тоже из Беларуси.
![Олег Пролесковский. Фото: Twitter](https://novayagazeta.eu/static/records/5fa9428cc5af42d7bd0ff4d62b9adee9.jpeg)
Олег Пролесковский. Фото: Twitter
А участники первого черного списка — конечно, это были рокеры, такой масштабности в составлении этих списков тогда еще не было — в 2007 году пошли в администрацию Лукашенко встречаться с заместителем ее главы Олегом Пролесковским. Посетовали на жизнь под запретом, Пролесковский же предложил выступить на фестивале «Рок за Беларусь», и в целом все вроде бы остались довольны друг другом. Хорошо пообщались, душевно, с чаем и последующими рукопожатиями. Вот только потом, рассказывали музыканты, выйдя из здания администрации, лидер панк-группы «Нейро Дюбель» Александр Куллинкович упал в снег и начал ожесточенно тереть им руки, отмываясь от рукопожатий.
Саши Куллинковича уже три года нет в живых. Два года назад умер второй вокалист группы — Юрий Наумов со сценическим псевдонимом Паскуда. Но «Нейро Дюбель» тоже оказался в последнем запретном списке. Награжден посмертно.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».