КомментарийКультура

Драматические ошибки

После 24 февраля 2022 года российскую киноиндустрию трясет и качает, попытки минимизировать убытки кажутся недостаточными

Драматические ошибки

Фото: EPA-EFE / RAJAT GUPTA

Кинотеатры «прокатили»

24 февраля 2022 года, словно черт из табакерки, на экраны выскочил тошнотворный мистический триллер о жертвоприношениях «Шкатулка дьявола. Пробуждение зла». Плохой знак. И началось.

Среди главных событий года — уход с российского рынка пяти голливудских мейджоров. После первого марта 2022 года новым фильмам Disney, Sony, Warner Bros., Universal и Paramount дорога в российские кинотеатры заказана. Во всяком случае, легально. Их выручка достигала 75% в доковидные времена.

Летом ситуация виделась катастрофической. Кинотеатральные сети молили государство о помощи. Но чиновники со стабильной зарплатой не спешили на помощь утопающим. «Десять месяцев мы пытались обратить внимание на состояние отрасли кинопоказа в стране, — писали в открытом письме представители кинотеатров. — Однако вместо серьезного и конструктивного диалога с отраслью нам отвечали формальными письмами и обвинением в пропаганде американского образа жизни, потому что до февраля 2022 года в кинотеатрах основные деньги собирал голливудский контент.

Наши коллеги пытались самостоятельно предложить варианты поддержки — их не рассматривали по существу, а сообщали, что финансовые вопросы не в компетенции профильных специалистов».

Прощальным легальным хитом стал приключенческий «Анчартед: На картах не значится». Кинотеатры и зрители буквально не могли с ним расстаться, приключенческий боевик о поисках золота шел несколько месяцев. Ему удалось собрать более 1 млрд рублей.

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится». Кадр: kinopoisk.ru

Кадр из фильма «Анчартед: На картах не значится». Кадр: kinopoisk.ru

Кинотеатральные сети спасались, как могли: повторный прокат, как много больше российского, азиатского и европейского кино, сокращение затрат и штатов. Часть кинотеатров всё равно оказалась на грани закрытия. В одном них даже открыли батутный центр. Как заявил глава департамента кинематографии минкульта, на вторую половину октября приостановили деятельность 277 кинотеатров из 2136 (11,5%). По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, с начала 2022 года в России закрылся 41% кинозалов. К примеру, в Мурманске скончался любимый зрителями четырехзальный кинотеатр «Кронверк Синема». Многие площадки не закрываются лишь из-за нехватки средств (стоимость ликвидации зала — миллион рублей).

Основная причина кризиса — в нехватке ярких привлекательных релизов. Из российских картин по-настоящему успешным стал лишь прокат исторического фантазийного блокбастера «Сердце Пармы» по роману Иванова. Фильм шел девять недель, а сборы подбирались к миллиарду рублей.

«Сердце Пармы». Кадр: kinopoisk.ru

«Сердце Пармы». Кадр: kinopoisk.ru

Что смотрят

В лихие времена зритель хочет развлечения и семейного уюта. Стоит ли удивляться, что верхние строчки рейтингов и в производстве, и в прокате заняли комедии, но еще в большей степени — детское кино и анимация.

Так было и в советские годы: в «песочнице» детского кино и мультипликации от гнета идеологии спасались Эрдман и Вольпин, Шварц и Олеша.

Сегодня именно анимацию называют драйвером проката, она хотя бы в какой-то мере помогает стабилизироваться ситуации.

Самым успешным анимационным проектом года стал «Финник», заработавший 443 млн рублей. Сразу несколько полнометражных мультфильмов преодолели черту в 100 млн рублей. Начинается настоящий бум детского кино. Кажется, сегодня снова это самая безопасная и к тому же привлекательная ниша. Но, скорей всего, и сюда придет жесткое регулирование. О необходимости влиять и вмешиваться в творческую сферу говорят сегодня депутаты и чиновники, о необходимости госзаказа и контроля заявляет в программном интервью руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

«Финник». Кадр: kinopoisk.ru

«Финник». Кадр: kinopoisk.ru

Из-за СВО случилось то, к чему годами взывали Шахназаров, Бурляев и прочие адепты выдавливания голливудских фильмов и тридцатипроцентных квот для зарубежного кино. «Я 30 лет пытаюсь добиться квот, как, например, в Китае, где основа кинопроката — отечественные ленты», — говорит Карен Георгиевич в перерывах между спичами в шоу Соловьёва.

По замыслу киноидеологов, именно сейчас самое время выйти в полный рост российским фильмам. Импортозамещение — наши скрепы. Дело за потоком духовного, аутентичного суверенного российского кино, способного заменить чуждые нашему сердцу голливудские киноподелки. Министр культуры Ольга Любимова отметила сложности, с которыми столкнулся отечественный кинематограф, и поделилась отрадной новостью: «По линии Министерства культуры и Фонда кино в этом году мы впервые распределили десять миллиардов рублей».

До ухода американцев с российского рынка чиновники от кино мечтали о доле отечественных премьер — в 30%.

«Теперь задача обратная, — заявляет исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов, — заполнить 70% национального контента.

Так или иначе, 30% будут закрываться контентом из дружественных государств и стран…»

Но пока растут и сумма убытков, и задолженности кинотеатров. К тому же, примерно 100 отечественных фильмов в год — это мало. «Чтобы заменить голливудские фильмы, российским кинематографистам нужно производить в 2,5 раза больше контента», — считает Вадим Верещагин, генеральный директор дистрибьюторской компании «Централ Партнершип».

Флибустьеры и сверхлюди

Википедия глаcит, что пиратство — это незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов. Тонущие кинотеатры готовы на всё, чтобы удержаться на плаву.

В безвыходной ситуации многие предприниматели бросились на территорию «гуляй-поле». Пиратские показы — одна из характерных черт нового времени. Приходится мириться с когнитивным диссонансом. С одной стороны, Уголовный кодекс Российской Федерации не отменен, в том числе и статья 146 «Нарушение авторских и смежных прав» с наказанием до шести лет. С другой стороны, в сегодняшней ситуации развода с западными странами на нарушителей закона правоохранители, скорей всего, будут смотреть сквозь пальцы. Однако эксперты резонно полагают, что кинотеатры, демонстрирующие пиратские копии, могут быть занесены в черный список и в будущем лишены возможности показывать легальный контент. «Из-под полы» демонстрировали «Бэтмена», «Не смотрите наверх», сиквел «Доктора Стрэнджа», фильм «Топ Ган: Маверик», вторую «Черную Пантеру».

Главным же пиратским показом, безусловно, станет вожделенный «Аватар: Путь воды» — диснеевский cиквел самой кассовой в истории кинематографа ленты, за первые дни мирового проката заработавшей более 515 миллионов долларов.

«Аватар: Путь воды». Кадр: kinopoisk.ru

«Аватар: Путь воды». Кадр: kinopoisk.ru

Способы показа — вполне себе дедовские. Кто победнее, продает «экранку» — записанное с экрана кинотеатра и немного подчищенное видео. Представители крупных сетей добывают копии — обычно в странах бывшего СНГ. Часто сеансы трехчасового бесплатного «Аватара» дают зрителю в нагрузку, как в cоветские времена журнал «Фитиль», перед платным показом короткометражки. Чтобы не слишком заморачиваться, чаще всего ставят 17-минутную короткометражку выпускницы Академии Никиты Михалкова Веры Водынски. Это называется предсеансовое обслуживание. В итоге эта самая короткометражка, значащаяся на афишах, делает немыслимые сборы.

Крупнейшие российские сети, видимо, под давлением сверху, договорились выпустить фильм Кэмерона без лицензии после праздников — 12 января 2023 года. С одной стороны, фильм продлит интерес зрителей к кино и после праздников. С другой — беcпроигрышный мировой хит не будет оттягивать зрителя от российских картин. Впрочем, фильм из-под полы, без прокатки и без рекламы уже потихоньку показывают отдельные кинотеатры. Информацию о показах вылавливают в соцсетях. Некоторые догадливые администраторы сдают для показа свои залы фирмам-однодневкам. А в Татарстане картину находчиво «переименовали».

«Аватар»? Нет никакого «Аватара», у нас показывают только «Сверхлюдей».

Новогодний пирог

В этом году в новогодней битве (самом кассовом периоде сезона) участвуют в основном российские картины — надо же поднимать долю российского кино в прокате. За исключением фантазийного фильма-катастрофа «Мира», на выбор семейные комедии: «Чук и Гек. Большое приключение», «Непослушник-2», разнообразные полнометражные мультфильмы и главная прокатная ставка — «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, в рекламу мультика уже вбухивают огромные деньги. Единственный голливудский релиз — «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать» Гая Ричи. Фильм должен был выйти 5 января, как во всём мире. Но внезапно прокатная компания в ущерб себе объявляет, что фильм выпустят после каникул. Нельзя же мешать зрителю наслаждаться киносемейными радостями отечественного производителя. По прогнозу «Бюллетеня кинопрокатчика», совокупная касса новогодних сборов может составить 4,05 млрд рублей.

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать». Кадр: kinopoisk.ru

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать». Кадр: kinopoisk.ru

Фестивали

Российские киносмотры растут как грибы. Самые заметные из выбывших — «Кинотавр» и «Артдокфест», зато Москва обзавелась фестивалем авторского кино «Зимний», где жюри под руководством Алексея Германа назвало победителем поэтичную якутскую картину «Не хороните меня без Ивана», подтвердив тем самым, что бум якутского кино продолжается. Якутские фильмы — призеры всех отечественных киносмотров.

Документалисты, у которых отобрали кинотеатр документального кино в столице, компенсируют убытки созданием премий. Старейшей национальной премии «Лавровая ветвь» им мало, да и в инициаторах значится не слишком «благонадежный» в новых условиях и слишком независимый Виталий Манский. Среди новоявленных премий — имени Дзиги Вертова, практически дублирующая «Лавр». Плюс «Золотая свеча» — очередная премия, связанная с михалковским союзом кинематографистов. «Свеча» призвана сохранять «духовные основы».

На зарубежные фестивали российское кино с трудом, но прорывается. В Каннском конкурсе — «Жена Чайковского» Кирилла Серебренникова, который сегодня успешно работает в Европе и продолжает снимать кино. В Венеции — совместная с Казахстаном картина Адильхана Ержанова «Голиаф». На «Берлинале» — картина о современном рабстве «Продукты 24» Михаила Бородина. На предстоящем Роттердамском фестивале уже заявлена картина Натальи Мещаниновой о домашнем насилии «Один маленький ночной секрет». Теперь остается надеяться, что показ в «недружественных странах» не помешает картине одного из самых талантливых режиссеров получить прокатное удостоверение, которое с каждым днем всё очевидней превращается в еще один инструмент цензуры, — наравне с тщательным предварительным отбором проектов.

Долгожданная экспериментальная картина «Сказка» Александра Сокурова про диктаторов в аду, премьера которой состоялась в Локарно, в России в 2022-м символично не вышла, и в ближайшее время вряд ли выйдет.

«Сказка». Кадр: kinopoisk.ru

«Сказка». Кадр: kinopoisk.ru

Прогноз на будущее

На питчинге в Фонде кино компании, не являющиеся лидерами производства, поэтому названные не без фантазии «Иные», представили впечатляющий список будущих проектов. Стало заметно больше героики. «Ополченец» — по роману Проханова — хотели снимать в Донецке, сейчас ищут другие локации. «Миссия «Ганг»» — боевик о том, как «украинские националисты берут в заложники мирных жителей, в том числе индийскую девушку Алию. Кино о миротворческой миссии нашей армии и современном героизме». «1812» Алексея Пиманова как москвичи спасали Кремль после приказа Наполеона его уничтожить, а монахи придумали убить антихриста, то есть Наполеона. «Патриот» — байопик о герое Советского Союза, командире группы «Альфа» генерале Зайцеве.

Разумеется, есть проекты самых разных тем и жанров, но тренд на подвиг и патриотическую повестку в военных условиях — ключевой.

А с платформы говорят

Ведущие российские платформы превращаются в некое соединение онлайн-кинотеатра и собственной студии. Стриминги продолжают набирать темпы развития и число подписок, хотя и здесь уже нет оазиса хотя бы относительной свободы. Теперь всё под присмотром. Среди опасных тем: сотрудники ФСБ в негероическом ракурсе, священники в неприглядном виде, любые истории, связанные с темой ЛГБТ. У каждой из платформы разрастается и своя «полка» — отложенных проектов. Особенно жаль сериала платформы Premier «Горемыки», в котором вместе с актерами играли куклы. Но шутки про «Пилораму» и «что я делал последние двадцать лет» сегодня перестали быть безобидными.

«Горемыки». Кадр: kinopoisk.ru

«Горемыки». Кадр: kinopoisk.ru

Уехавшие и окопавшиеся

Хотя сегодня никто не может точно сказать, сколько актеров и режиссеров находится в Европе, Азии и Америке, санкции против них уже применяются. Все говорят о черных списках. Звезд, призывавших к миру, продюсеры побаиваются приглашать в новые проекты. При этом в самом кассовом хите «Сердце Пармы», который рекламировали госканалы, в роли князя миролюбца видим Александра Кузнецова, а в только что вышедшем фантастическом блокбастере «Мира» — в главной роли Анатолий Белый. На выходе военный криминальный боевик «Еврей» с Артуром Смольяниновым. Видимо, наверху решили не терять вложенных в эти картины немалые средства. Сериал «Монастырь» Александра Молочникова, которого сегодня многоголосно честят, побил абсолютный рекорд по просмотрам на «Кинопоиске», его посмотрели 2,2 миллиона подписчиков сервиса.

При этом отношение «культурного чиновничества» к уехавшим однозначное. По мнению министра культуры Ольги Любимовой, их отъезд — предательство собственного зрителя. Депутат и экс-актер Дмитрий Певцов именует «раздавленными клопами» коллег, не поддержавших «священную военную операцию».

Минкульту депутаты пригрозили: если и впредь будет продюсировать и поддерживать уехавших из России артистов, ведомство лишится господдержки.

Картины с нежелательным кастингом и сомнительной тематикой уже образовали свою скамейку «отложенных фильмов». Среди них — «Ампир V» с Оксимироном, осудившим вторжение в Украину. Зависли сразу несколько картин с Чулпан Хаматовой, «Подвиг» Алексея Смирнова. Минкульт отозвал прокатное удостоверение фильма «Голод» о голодоморе. Так и не вышла одна из самых ярких картин о сталинских репрессиях «Капитан Волконогов бежал».

Чиновники с самых высоких трибун не устают возмущаться: «Как так получилось, что творческая элита стала пятой колонной? Это надо немедленно исправлять». Как? Решено создать новую, «проверенную» элиту.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.