За месяц до того, как Россия начала полномасштабное вторжение в Украину, глава Центробанка Эльвира Набиуллина и глава Сбербанка Герман Греф пытались предупредить президента России Владимира Путина о возможных последствиях западных санкций. Об этом сообщает Financial Times.
По данным газеты, «технократы» посетили резиденцию президента в Ново-Огарево. Греф якобы выступил перед Путиным с презентацией на 39 страницах. Он рассказывал, какие катастрофические последствия ждут Россию, если напряженность вокруг Украины сильнее обострится. Набиуллина помогала готовить выступление.
«"Жесткие санкции" вызовут панику на финансовых рынках и потенциально отбросят российскую экономику на десятилетия назад. ВВП может упасть на 30% в долларовом выражении за два года. Инфляция заставит ЦБ поднять процентную ставку до 35%, что приведет к сокращению реальных доходов на одну пятую», — говорилось в презентации, по данным источников.
Также в докладе сообщалось, что качество жизни россиян будет отставать даже от развивающихся стран, из-за ограничений на импорт в стране будет не хватать лекарств и еды.
По словам нескольких собеседников FT, пока Греф перечислял возможные последствия, Путин прервал его и спросил, что Россия должна сделать, чтобы избежать худшего сценария после введения санкций.
«Слишком робкие, чтобы предостеречь Путина от военной эскалации, технократы не имели четкого решения — и не могли заставить себя сказать Путину, что он рискует навлечь на себя геополитическую катастрофу. По словам собеседников, они покинули встречу, так и не поняв, что именно планирует Путин и принял ли он их послание к сведению», — пишет газета.
Источники рассказали, что вторжение в Украину превзошло худшие опасения Грефа и Набиуллиной, потому что они узнали об истинных намерениях Путина вместе со всем миром: по телевизору. То, что президент не прислушался к предупреждениям, повергло представителей экономики в ужас.
28 февраля Набиуллина пришла во всем черном на совещание по экономическим вопросам.
Фото: скрин с трансляции совещания
«Я никогда не видел [Грефа] таким. Он был совершенно опустошен, находился в состоянии полного шока. Все думают, что это катастрофа, он больше, чем кто-либо другой», — заявил собеседник, видевший Грефа в первые дни войны.
Тем не менее, когда после введения санкций усилилось давление на российскую экономику, все технократы «пришли на помощь Кремлю» и «добились того, что их собственные апокалиптические прогнозы не сбылись». FT отмечает, что Греф и Набиуллина, ранее считавшиеся модернизаторами и реформистским противовесом «силовикам», не стали защищать свои идеи, когда им «представился исторический шанс защитить свою веру в открытые рынки и выступить против войны». Вместо того, чтобы порвать отношения с Путиным, они закрепили свою роль помощников, чтобы смягчить удар западных санкций.
«Экономическая команда действительно спасла его. Вот почему он держит их рядом. Если бы "силовики" контролировали [экономику], падение ВВП действительно составило бы 10-15 процентов. Он не сумасшедший. Вот почему он оставил их на работе», — заявил FT бывший высокопоставленный российский чиновник.
После начала российского вторжения в Украину и введения западных санкций 28 февраля Банк России повысил ключевую ставку с 9,5% сразу до 20%. 8 апреля Центробанк приступил к постепенному снижению показателя.
В итоге только в конце октября ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых.