РепортажиОбщество

«Теперь они убивают редакции целиком»

В Париже прошла церемония вручения наград «Репортеров без границ». Главред «Новой» Дмитрий Муратов получил медаль легендарной премии Альбера Лондра

«Теперь они убивают редакции целиком»
Фото: Юрий Сафронов

Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил в Париже медаль премии Альбера Лондра — одной из самой престижных журналистских премий мира. Вручение состоялось «по совместительству» — на церемонии награждения премией «За свободу прессы», которую традиционно вручает правозащитная организация «Репортеры без границ». В этом году «Репортеры» уже помогли и продолжают помогать сотням российских журналистов, которые вынуждены были покинуть РФ из-за военной цензуры. Много делают они и для помощи настоящим военным репортерам, освещающим войну России против Украины.

Война, цензура и пропаганда — главные темы муратовской речи, которую зрители заполненного кинотеатра «Gaumont des Champs-Élysées» встретили овацией. Муратов также рассказал, кого планирует выдвинуть на соискание следующей Нобелевской премии мира.

Фото: Юрий Сафронов

Фото: Юрий Сафронов

Вслед за ведущей Дафне Бурки открыли вечер глава «Репортеров без границ» (фр. RSF) Кристоф Делуар и Пьер Аски, президент «Репортеров» и председатель жюри премии RSF. Муратов начал с того, что предложил создать музей последних репортажей убитых журналистов, и подчеркнул, что в этом году для нашей профессии в России началась новая эпоха.

«Я не знаю, какие последние слова сказала и сказала ли убитая в лифте своего дома Анна Политковская в 16 часов 11 минут 7 октября 2006 года.

Я не знаю последний шепот или последнюю мысль еще 1200 убитых наших коллег за последние только 15 лет. Я бы создал музей их последних репортажей. Их последних слов.

Убийцы и заказчики убийств не раскрыты в 9 случаях из 10.

Другой такой профессии попросту нет.

86 процентов убийств наших коллег остались безнаказанными.

Но теперь, думаю, мы вступили уже в новую эпоху противостояния диктаторских и авторитарных режимов с независимой журналистикой. Если сначала убивали журналистов, теперь убивают медиа целиком», — сказал Муратов.

Речь Дмитрия Муратова. Фото: Юрий Сафронов

Речь Дмитрия Муратова. Фото: Юрий Сафронов

Главред «Новой» призвал к акциям в поддержку филиппинской журналистки и издательницы Марии Рессы, главреда сайта Rappler.com, вместе с которой получал Нобелевскую премию мира в 2021 году:

«Мария Ресса находится в смертельной опасности. Диктатор и его суды грозят ей более чем 100 годами тюремного заключения. Диктаторы верят, что они вечны, и не хотят видеть Марию эти 100 лет. Ни на секунду я не могу забыть об этом. Давайте в эти дни придумаем акции солидарности с нашим другом Марией Ресса».

Он напомнил о катастрофической ситуации, в которой оказалась после 24 февраля российская журналистика: «В России закрыты 262 медиа, которые не стали пропагандистскими и не брали денег у государства. По цензурным соображениям закрыто и 7000 сайтов. Нашу газету тоже закрыли».

«Пропаганда установила свою монополию на мозги народа. Государство само поверило в свою пропаганду и подчинило ей, как новой религии, общество и законы», — подчеркнул Муратов и предложил: «Сравните: пропагандист RT, бывший редактор вещания на русском языке Красовский призвал в эфире (дословно): «Топить украинских детей, которые сказали, что «москали оккупировали», прям в реке! Топить их, этих детей. Или — жечь прямо в домах. Загонять в дома таких детей и жечь».
А вот еще цитата: муниципальный депутат Горинов назвал «дикостью» идею проводить конкурс детских рисунков, когда идут военные действия в Украине. Каково решение суда? За фашистское высказывание Красовского не наказывают вообще! А депутат Горинов получает 7 лет тюрьмы!»

«Все диктатуры (…) сначала уничтожают политических оппонентов, потом отменяют выборы. В результате в парламентах нет ни одного человека, который представлял бы интересы людей с антивоенными взглядами. И именно независимые медиа взяли на себя представительство миллионов людей, которые презирают войну как профессиональный провал политиков. (…) И эти медиа — запрещены. Они вынуждены покинуть Родину», — напомнил главный редактор «Новой», подчеркнув, какую важную роль в нынешней ситуации играют RSF: ««Репортеры» спасли коллег. Они вернули к жизни десятки изданий. (…) Они сохранили свободную журналистику, спасли профессионалов, вернули людям в России альтернативу, антидот от пропаганды. Это выдающееся явление! (…) Благодаря «Репортерам без границ» и нашим коллегам-журналистам правда на этой — самой страшной после Второй мировой — войне выжила. Мы не оставили народы наедине с пропагандой. Впереди тяжелый и страшный год. Но мы — вместе».

Для Украины тяжелейшие времена тянутся уже почти десять месяцев. Муратов закончил выступление словами об Украине:

«Сегодня во Львове ночью –3º. В Запорожье –6ºС. В Донецкой области –4ºС. В Полтаве –7ºС. В Киеве –6ºС. После бомбежек миллионы людей без тепла и света.

14 миллионов беженцев — уже, и 3–5 миллионов — ожидается. Это новое оружие Путина: посеять в Европе хаос. Это массовое нарушение прав людей. Нарушение права ребенка спать на своей подушке. Солидарность, поддержка и эмпатия — против апатии. Вот, наверное, главная тема для нас.

И еще о «Репортерах…». Я знаю, как воспользуюсь своим правом выдвижения на Нобелевскую премию. И об этом, как и положено, никто не узнает».

Эрве Брузини и Манон Луазо вручают Дмитрию Муратову премию Альбера Лондра. Фото: Юрий Сафронов

Эрве Брузини и Манон Луазо вручают Дмитрию Муратову премию Альбера Лондра. Фото: Юрий Сафронов

После муратовского выступления на сцену вышел Эрве Брюзини, президент премии Альбера Лондра, которую часто называют «французским Пулитцером». В разговоре с «Новой газетой Европа» перед церемонией Брюзини отметил, что в этом году, впервые в 90-летней истории премии, ее получили не только представители франкоязычных СМИ: в конце ноября — украинские журналисты Севгиль Мусаева и Андрей Цаплиенко, сейчас — главред «Новой».

Жюри премии «решило воспользоваться явкой» Муратова на церемонию «Репортеров», чтобы вручить ему награду, которую «он заслужил как никто». «Особая благодарность вам, который является одним из главных действующих лиц того, что можно назвать «мужеством правды»», — обратился Брузини к Муратову, напомнив о том, что известнейший французский журналист Альбер Лондр (1884–1932) был одним из первых, кто столь убедительно рассказал французам о большевистской революции: «Между журналистом, чье имя носит (наша премия), и вашей страной существует целая история… Посмотрите на эту газету. Она датируется 14 мая 1920 года. Альбер Лондр был полон решимости открыть для себя новую большевистскую Россию (…). Оригиналы фотографий были найдены три месяца назад. На обороте есть надписи. Последняя — надписанная рукой Лондра, в ней говорится о бомбардировке Киева…».

Эрве Брузини и Манон Луазо вручают Дмитрию Муратову премию Альбера Лондра. Фото: Юрий Сафронов

Эрве Брузини и Манон Луазо вручают Дмитрию Муратову премию Альбера Лондра. Фото: Юрий Сафронов

«Да, у нас общая история — войны, дружбы, любопытства, независимых свидетельств, репортажей, борьбы с дезинформацией», — продолжил Брюзини, добавив: «Мы собрались здесь, чтобы выразить вам наше восхищение, нашу абсолютную солидарность и вместе с Манон Луазо приветствовать ваше участие…»

Луазо — известный французский военный репортер, которая хорошо знала Анну Политковскую по работе в Чечне. Она не раз бывала в редакции «Новой» на Потаповском. «Дорогой Дмитрий, мы давно знаем друг друга, очень трогательно видеть тебя здесь. Сегодня вечером мы хотим отдать должное вашему мужеству в борьбе за правду, журналистам «Новой газеты», которые убиты за эту же смелость: Анна Политковская, конечно, но также Юрий Щекочихин, Игорь Домников, Станислав Маркелов, Анастасия Бабурова, Наталья Эстемирова, Орхан Джемаль. За мужество всех тех, кто вместе с вами сражается внутри России, и тех, кто был вынужден встать на путь изгнания. (…) Спасибо за вашу борьбу, спасибо за то, что вы показываете нам всем дорогу. Сегодня мы горды, и для нас честь вручить вам премию Альберта Лондра».

Министр культуры Франции Рима Абдул-Малак. Фото: Юрий Сафронов

Министр культуры Франции Рима Абдул-Малак. Фото: Юрий Сафронов

***

Потом было награждение премиями RSF. Премия вручена в трех номинациях, в каждой из которой было по 5 претендентов. В номинации «За отвагу» победителем стала правозащитница Наргес Мохаммади (Иран), вице-президент Центра защитников прав человека. Начиная с 1998 года Мохаммади неоднократно арестовывали, а последний год она находится в тяжелейших условиях в тегеранской тюрьме. Она уже несколько лет не видела своих детей-близнецов и мужа, журналиста и писателя Таги Рахмани, который отсидел в иранских тюрьмах в общей сложности 14 лет, после чего получил политическое убежище во Франции. Премию за жену получил Рахмани, вышедший на сцену вместе с детьми.

В номинации «Независимость» победителем объявлен журналист Омар Ради (Марокко). Он много лет занимался расследованием коррупции. В июне 2020 года марокканские власти открыли против него дело по обвинению в «шпионаже», а еще через месяц он был заключен в тюрьму после обвинения в «изнасиловании». Эти два «кейса» рассматривались властями совместно, что вызывает сомнения в справедливости суда над журналистом, заявляли в Amnesty International. Организация также подчеркнула, что уголовные дела против Ради были заведены после того, как сама правозащитная организация рассказала о том, что его телефон был взломан с помощью шпионского программного обеспечения Pegasus. Последнее расследование Ради посвящено махинациям с недвижимостью, в которых, по его данным, замешаны приближенные короля Марокко. Третий год журналист находится в тюрьме, он приговорен к шести годам лишения свободы по двойному делу о «шпионаже» и «изнасиловании».

Премию в номинации «Влияние» получили Мстислав Чернов и Евгений Малолетка (Украина).

Они были единственными журналистами, которые в течение 20 дней в марте документировали последствия бомбардировок и боев в Мариуполе для агентства Associated Press. Опубликованная ими фотография беременной женщины, пострадавшей после бомбардировки роддома, обошла мир.

Позднее эта женщина, которая после полного захвата Мариуполя оказалась на оккупированной территории, стала выступать со «свидетельствами» в пользу российской пропаганды.

Пропаганды, которая буквально убивает.

P.S.

Перед финалом церемонии «Репортеры» показали сюжет о проведенном ими расследовании смерти украинского фотографа Макса Левина, убитого, по данным RSF, российскими военными.

P.S.

«Новая газета» получала премии RSF дважды. В 2020 году награда «За отвагу» была присуждена Елене Милашиной. В 2006-м, в год убийства Анны Политковской, премию в номинации «СМИ» получила редакция. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.