СюжетыОбщество

Развели на мост

Логист из Петербурга, решивший помочь ФСБ расследовать взрыв на Крымском мосту, сам стал подозреваемым. Вот что он пишет из СИЗО

Развели на мост
Фото из архива семьи Антиповых

Логист из Санкт-Петербурга Олег Антипов, который организовывал маршрут взорвавшегося на Крымском мосту грузовика, третий месяц находится в СИЗО ФСБ. Семья не может найти для него адвоката по соглашению — юристы отказываются браться за скандальное дело.

Олега Антипова арестовали спустя неделю после взрыва на Крымском мосту. О теракте он узнал, как и все россияне, — из новостей, но вскоре понял, что взорвался именно тот грузовик, который он по заказу постоянного клиента нашел и отправил в рейс из Армавира в Симферополь.

«Мы с ним (с заказчиком. — Прим. авт.) знакомы только через телефон, вживую ни разу не виделись, — рассказывает Олег в письме, подлинность которого подтверждает его жена и которое несколько дней назад появилось на открытом интернет-ресурсе. — Ни малейших оснований подозревать, что груз «с подвохом», не было и быть не могло. Сотрудник этой компании звонит и пишет [мне] много раз на дню и дает заявки в работу».

Антипов — генеральный директор, владелец и единственный сотрудник ООО ТЭК-34, компании с основным видом деятельности «организация перевозок».

По словам Олега, 6 октября на торговой площадке Ati он получил заказ на перевозку 21 тонны полиэтиленовой пленки. Опытный логист без труда нашел водителя с машиной поблизости

(тоже из числа постоянных партнеров), передал данные заказчику, отгрузка была назначена на 7 октября.

Взрыв на Крымском мосту произошел рано утром 8-го. Официальная версия: взрывчатка была в грузовике, который двигался в направлении полуострова. В результате взрыва обрушилось два пролета автомобильного моста, загорелись цистерны с горючим в железнодорожном составе, который как раз проходил рядом, было повреждено дорожное полотно. Погибшими числятся четыре человека: помимо водителя грузовика — 51-летнего Махира Юсубова, — это были люди, ехавшие рядом в легковых машинах.

ФСБ России назвало случившееся терактом, организованным главой военной разведки Украины Кириллом Будановым. В ведомстве заявили о задержании 12-ти подозреваемых, среди которых — пятеро россиян, двое граждан Украины и один гражданин Армении.

Согласно версии, которую позже опубликовал «КоммерсантЪ» со ссылкой на свои источники, в грузовике находилась бомба, которую в начале августа отправили из Одессы в болгарский порт Русе. Оттуда бомба была доставлена в Ереван и растаможена по правилам ЕврАзЭС.

«Параллельно, по версии следствия, была произведена и подмена документов, после которой отправителем груза стала значиться уже армянская компания ГУ АР ДЖИ ГРУПП, а получателем — московское ООО «Лидер». С новыми бумагами 4 октября бомбу на зарегистрированном в Грузии грузовике DAF перевезли через российскую границу в пункте пропуска Верхний Ларс, а два дня спустя разгрузили на оптовой базе в Краснодарском крае. 7 октября документы на груз вновь были заменены, после чего отправителем в них значился уже ТЭК-34, а получателем — несуществующая крымская фирма», — написал «КоммесантЪ» 17 октября. К этому времени Олег Антипов уже был помещен в СИЗО-4 «Медведь» в Москве.

Днем 8 октября, поняв, что связи с водителем грузовика нет и тот к месту выгрузки не приехал, Антипов позвонил в УФСБ по Ленинградской области, а потом сам пришел в Управление на Литейном.

«В течении 8–10 часов [я] давал максимально подробные показания, сам дал в пользование свой мобильный телефон и пароль от него, — рассказывает в письме мужчина. — Сотрудники вели себя вежливо, кормили и поили. Выразили устную благодарность, сказали, что всё правильно сделал, вот бы все граждане вели себя так же. Мы вместе сопоставили мою переписку в телефоне по whatsapp, электронной почте и звонки, я давал качественные объяснения и активно помогал следствию».

Его отпустили, а в 4 часа утра следующего дня пришли уже с обыском и зачем-то изъяли телефон, доступ к которому Антипов добровольно дал следователям накануне.

Восстановив утром сим-карту, Олег продолжил общаться с сотрудниками ФСБ, отвечая на все их вопросы. 

14 октября фсбшники попросили его приехать в Москву в Следственный комитет. Антипов отправился в столицу, дал показания в здании в Техническом переулке. Там же в кабинете его и задержали.

По требованию следователя СК майора Чалдушкина Басманный суд Москвы 15 октября арестовал Антипова на месяц и 24 дня, а 7 декабря продлил арест еще на три месяца. На суде Антипов заявил о своей невиновности и рассказал свою версию того, что происходит:

«Следствие за два месяца не продвинулось ни на шаг, — считает Антипов (текст заявления «Новой газете Европа» передала супруга подозреваемого). — Спустя полтора месяца официальные представители Следственного комитета в СМИ назвали заказчика [перевозки груза], которого я называл еще восьмого октября».

Знакомясь с ходатайством о продлении срока заключения под стражей, Антипов узнал, что по делу о взрыве на Крымском мосту следователи уже осмотрели 90 мест происшествия, допросили 150 свидетелей, провели 70 экспертиз (компьютерно-технических, судебно-медицинских и других), изъяли электронные носители, направили более 60 запросов в различные организации.

И хотя в материалах нет никаких доказательств незаконных или преступных действий логиста, он арестован в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

«Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление». Вместе с Антиповым арестован и Александр Былин — гендиректор зарегистрированного в Алупке ООО «Экстра», который и попросил Антипова найти перевозчика.

«В материалах дела, с которыми вы обязаны были ознакомиться, мое имя упоминается исключительно в контексте сотрудника компании, которая занимается поиском транспортных средств по нуждам клиентов, — обратился он к судье во время заседания о продлении ареста. — По всем этим действиям доказательств моей причастности не обнаружено. Мною были направлены ходатайства в Следственный комитет на дачу показаний, но в ответ на всё пришли отказы. Мою причастность [к преступлению] излагают всего в семи строчках [ходатайства], в которых говорится: «Антипов по поручению Былина приискал автомобиль». Это неправда. Былин не поручает мне ничего, он лишь дает мне коммерческое предложение на поиск автомобиля. Далее: «А также подготовил соответствующие документы на перевозку груза…» Я этого не делал, товарно-транспортную накладную делает отправитель. У меня нет права подготавливать документы на груз».

Арестованный логист заявляет, что следователи приписывают ему общение с юридическим лицом, о котором он слышит в первый раз. Антипов цитирует ходатайство («…документы для ИП Юсубова») и возмущается: «Я такого предпринимателя не знаю! Я предоставлял сотрудникам [ФСБ] доступ к документам, к электронной почте, где сохранено всё: и документы, и переписка. Я работал с ИП Пашаева, про это ИП в материалах дела ничего нет!»

Поддержать независимую журналистику

Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.

Его жена говорит, что семья решилась предать ситуацию огласке, отчаявшись добиться справедливого расследования. Защищает Олега адвокат по назначению.

— Мы пытались найти в Москве защитника по соглашению, но они все отказываются. Они говорят, что это резонансное дело, — рассказала Ирина Антипова «Новой газете Европа».

После ареста мужа женщина с полуторагодовалым ребенком вынуждена искать работу: недавно семья взяла ипотечный кредит, а лишившись единственного кормильца, едва сводит концы с концами. Ирина говорит, что пыталась найти поддержку у юристов торговой площадки Ati, на которой несколько лет проработал Олег — получал и выполнял заказы по перевозке грузов. Но там сказали, что помочь ничем не могут, и… понизили рейтинг компании ТЭК-34 с 5-го места по Ульяновской области до «двухсот какого-то».

— [Мне сказали:] «Идет следствие, скорее всего, его ведет ФСБ, причем на самом верху, есть тайна следствия. И вмешиваться туда никто не даст. Адвоката, если не нанимаешь сам, дают по назначению, хотя адвокат тут ничего не может». То есть выполняешь рейсы, делаешь всё законно, все документы заверены печатью, все переписки сохранены на электронной почте, потом случается беда и всё: никто не готов помогать, — рассказывает Ирина. — Хотя в сети много положительных комментариев в нашу сторону, люди понимают, как это всё работает! Что нас просто использовали, что мы не знали о намерениях третьих лиц и не догадывались ни о чем…

Фото из архива семьи Антиповых

Фото из архива семьи Антиповых

Сам Олег Антипов говорит, что после всего случившегося очень опасается за свою семью. «Я сам поехал в управление ФСБ в Санкт-Петербурге. Я отвечал на все звонки, был на телефоне 24/7, — пишет он. — Трижды писал заявления в следственный комитет, что хочу дать дополнительные показания, доказать свою непричастность, но они игнорируют меня. За месяц со мной ни разу никто не общался, а у меня есть что сказать! Я невиновен! Груз не видел, ни с кем, кроме постоянного заказчика и водителя, я не общался! В мои обязанности входит лишь поиск транспорта под нужды клиента на сайте Ati, без проверок груза на наличие взрывчатых веществ. На месте погрузки или выгрузки никогда не был! Я опасаюсь за себя и своих близких! У меня есть основания полагать, что наши службы, так как не могут поймать настоящих преступников, сделают виновниками меня и, вероятнее всего, других, а именно: кладовщиков, грузчиков».

Арест Олегу Антипову продлили до марта 2023 года.

Речь Олега Антипова в суде

Уважаемый суд! Я желаю обратиться и заявить о следующем:

  1. Основанием для моего задержания, которое состоялось 14.10 ст. следователем майором Чалдушкиным А.Н. послужил п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ т.е. «Когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление», а в материалах дела, с которыми вы обязаны были ознакомиться, мое имя упоминается исключительно в контексте сотрудника компании, которая занимается поиском ТС по нуждам клиентов! И ничего более! Былин А., является сотрудником компании, с которой я работаю более 2х лет и перевезли более 600 рейсов! И на все эти рейсы у меня есть полный комплект документов, т.е. мы совершили несколько сотен рейсов по перевозке грузов и этот рейс был очередным и ничем не выделялся от других. Оснований полагать, что в грузе, который прошел таможенный контроль, а значит на него были документы, может находиться взрывное устройство у меня нет и быть не может. И все материалы дела только это и подтверждают! Таким образом, еще раз подчеркиваю, оснований моего задержаний не было.
  2. Несмотря на это 09.11 мне было выдвинуто обвинение, хотя оно, согласно ст. 171 УПК РФ может быть выдвинуто исключительно при предъявлении доказательств! Коих предъявлено за 2 месяца не было, ибо они не существуют!
  3. Хочу подчеркнуть, что мои действия в период с 06.10 находятся не только в рамках закона, но и принесли несомненную пользу! Я исключил связь по сети интернет, своевременно отслеживал водителя, обратился в УФСБ в течение первых минут, после того как узнал о взрыве из новостей, давал консультации оперативникам и помогал им 24/7. И уже 08.10 спустя 2 часа после моего приезда в УФСБ г. Спб на основе моих показаний выстроилась картина преступления.
  4. А следствие за 2 месяца не продвинулось ни на шаг. Спустя 1.5 месяца официальные представители след. комитета в СМИ назвали заказчика, которого я называл еще 08.10.
  5. По материалам дела от 07.12 осмотрено 90 мест происшествий, допрошено 150 свидетелей, проведено 70 экспертиз (компьютерно-технических, суд.мед и др), изъяты эл. Носители, направлено более 60 запросов в различные организации и по всем этим действиям доказательств моей причастности не обнаружено. Мною были направлены ходатайства в след. Комитет на дачу показаний, но в ответ на все пришли отказы.
  6. В ходатайстве о продлении срока задержания под стражей от 21.11.22, с которым я ознакомился лишь 07.12, которое состоит из 6 страниц, мою причастность излагают всего в 7 строчках, в которых говорится: «Антипов по поручению Былина приискал автомобиль». Это неправда. Былин не поручает мне ничего, он лишь дает мне коммерческое предложение на поиск автомобиля. Далее: «А также, подготовил соответствующие документы на перевозку груза..». Я этого не делал, товарно-транспортную накладную делает отправитель. У меня нет права подгатавливать документы на груз. Далее: «..документы для ИП Юсубова» — я такого предпринимателя не знаю! Я предоставлял сотрудникам доступ к документам, к эл. Почте, где сохранены все и документы, и переписка. Я работал с ИП Пашаева, про это ИП в материалах дела ничего нет.

В СМИ уже предостаточно информации о том, что следствие проходит несправедливо и задержаны невиновные!

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.