С 1 декабря в России вступает в силу новый Федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Главная новация, как известно, заключается в том, что статус иноагента теперь можно получить вообще за что угодно. Для этого даже не нужно иностранное финансирование. Однако есть и другие нюансы. Журналистка Анна Грекова попыталась разобраться в туманных формулировках новых законов.
Сегодня Минюст меняет правила игры для людей, объявленных иностранными агентами. Теперь, чтобы получить такой статус, не нужно получать иностранное финансирование — достаточно любого «иностранного влияния». А еще иноагентам отныне запрещено преподавать несовершеннолетним, их книги и другие произведения будут продаваться в запечатанном виде, а помещать всех — и физлиц, и СМИ — будут в единый реестр. Все эти изменения описаны в специально созданном Федеральном законе «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
«Иностранным влиянием» считается «предоставление иностранным источником поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». По сути, любое сотрудничество с иностранной организацией, или иноагентом, или лицом, аффилированным с иноагентом — это иностранное влияние, даже если вы не получили за это никаких денег.
Сам законопроект был принят еще в июле, но вступает в силу только с декабря. Кроме реестра иностранных агентов, который ведет Минюст, теперь появится также и список людей, которые «аффилированы с иностранными агентами» — на них пока не распространяются прописанные в законодательстве запреты и ограничения. Зато в такой реестр могут попасть и учредители юрлица-иноагента, и его члены, участники, руководители или работники, и те, кто занимается политической деятельностью и получает деньги или имущество от иноагентов для такой деятельности. Если раньше журналистов, например, «Радио Свобода» вносили в реестр СМИ-иноагентов по одному, то теперь их можно будет внести туда в один присест — как и любую другую редакцию или организацию.
В общем реестре теперь будут размещать номера ИНН и СНИЛС иностранных агентов. Замысел законодателя, конечно, поражает своим гуманизмом: такой шаг позволит не путать людей с их полными тезками из числа иноагентов. Однако тот факт, что это может стать опасным для самих иноагентов, чьи персональные данные теперь оказываются в открытом доступе, законодателя не сильно беспокоит. Законодатель нам как бы намекает, что иноагенты — они не совсем люди. Они — враги.
Меняется с 1 декабря и ставшая уже привычном плашка из 24 слов «ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ…». Согласно закону, ее шрифт по-прежнему должен быть вдвое крупнее основного шрифта текста, но теперь она еще и должна быть выполнена на контрастном фоне. Сам текст плашки теперь будет звучать так:
Помечать свои материалы как иноагентские, согласно постановлению Правительства, будут обязаны и аффилированные с организациями-иноагентами люди. Формально к ним относятся учредители, члены, участники, руководители и лица, входящие в состав руководящего органа иностранного юрлица. Маркировать таким людям надо только «распространяемые или создаваемые ими» материалы, которые касаются «политической деятельности». Также плашку придется ставить и в обращения, которые «аффилированные лица» направляют в органы публичной власти, образовательные организации и «иные органы». Форма плашки почти слово в слово совпадает с новой иноагентской маркировкой.
Вместе со вступлением в силу нового федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», изменения предлагается внести еще в 40 старых федеральных законов. Пока предложения депутатов приняла только Госдума, но законопроект уже направлен в Совет Федерации — скорее всего, в ближайшие дни его примут и там. Перечисление всех поправок в тех формулировках, в которых их изложили депутаты, будет довольно долгим, но вот некоторые важные из них, на которые обратил внимание юрист Павел Чиков:
ФЗ «О банках и банковской деятельности». Минюст РФ теперь может получать справки по счетам и операциям всех некоммерческих организаций, кроме зарегистрированных религиозных, физических и юридических лиц «при наличии признаков иностранных агентов» — и по счетам всех иноагентов.
ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Если раньше проведение экспертизы было запрещено только НКО, то теперь запрет касается всех иноагентов.
ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Иностранным агентам запрещено быть организаторами публичных мероприятий.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» и «О выборах Президента РФ». Иноагентам запрещено быть членами избирательных комиссий.
ФЗ о закупках, о контрактной системе и о госзаказе. Иноагентам запрещено участвовать в конкурсах, госконтрактах и закупках.
Самый важный запрет касается просветительской и педагогической деятельности. Пока что иноагентам запрещено преподавать только среди несовершеннолетних, однако из российских вузов уже стали увольнять некоторых преподавателей, получивший такой статус. И это не единственное, что теперь не разрешается делать новым «врагам народа». Их произведения хотят запретить продавать несовершеннолетним, а продавцы будут обязаны сопровождать такие товары маркировкой «18+» и продавать их только в упаковке. После принятия поправок в библиотеках могут попросить паспорт, если вам захочется прочитать роман иноагента Дмитрия Быкова или публицистику иноагента Михаила Зыгаря — по новому закону библиотекари будут обязаны проверять возраст читателя и хранить книги иностранных агентов в закрытых комнатах, как и книги с описанием эротических сцен.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин называет новые запреты «самыми демократичными» и заявляет, что в России даже нет уголовного преследования иностранных агентов. Однако это не так. Все вступающие в силу с декабря ограничения добавляются к уже имеющейся уголовной статье за «злостное уклонение от исполнения обязанностей в связи с признанием иностранным агентом» и такой же административной статье. В России иноагентов — как физлиц, так и СМИ — регулярно штрафуют за отсутствующую плашку. Пока ни одного факта уголовного преследования и правда нет, но потенциально под угрозой возбуждения дела находятся все иноагенты, получившие больше одного протокола по административной статье.
Как и обещал депутат Василий Пискарев, новые законопроекты никак не облегчат жизнь иностранных агентов. Если и раньше из реестра было практически невозможно выйти — единственным способом было доказывание отсутствия иностранного финансирования или отказ от него в течение года — то теперь неясно, как можно доказать отсутствие иностранного влияния. Тем более, что решение по исключению иностранного агента из реестра будет принимать лично министр юстиции или его заместитель.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».