КолонкаПолитика

Письмо немецкому читателю

Что случилось с Россией, и зачем мы делаем «Новую-Европа»

Этот материал вышел в номере №3 от 24 ноября 2022. Четверг
Читать
Письмо немецкому читателю
Фото: «Новая газета Европа»

Путин войдет в историю разрушителем России. Прецеденты уже случались: «молодой лидер» оставляет после себя смутное время. Война против Украины обернется бесконечным позором для поколений россиян. Покаяния, подобного тому, что пережили немцы после 1945 года, возможно, никогда не случится. Это значит, что наши молодые соотечественники в будущем снова захотят мстить Западу за поражение в войне, развязанной Путиным. Наступает время фаталистов — тех, кто считал, что у России во все эпохи одна судьба.

Решение Путина атаковать Украину — на текущем этапе план «операции» состоит в том, чтобы, не имея возможности одержать победу на фронте, вынудить Киев к капитуляции террористическими атаками на электростанции, — поражает не только жестокостью, но и бессмысленностью. Стратегия войны сводилась к тому, чтобы устроить Крым-2, повторение приступа народной любви к президенту, восстанавливающему империю. На штыках и дубинках Росгвардии в Киеве должно было сесть новое правительство, лояльное Кремлю. Как теперь известно, этот план был основан на полном непонимании украинского общества, а еще на гипотезе о том, что Европа больше любит дешевый газ, чем свободу.

К началу года российская экономика на 80% была интегрирована в международные логистические цепочки. Теперь даже пропагандисты жалуются: неясно, как побеждать Америку, если и компьютерные чипы, и самолеты без нее делать не получается. Огромный вред война нанесла медицине, образованию, общественной жизни.

Для России снова, как и сто лет назад, потеряны лучшие, самые профессиональные кадры. Война развращает тех, кто вынужден адаптироваться к ней, война учит лгать. Война возвращается в Россию нищетой и насилием.

Потеря Херсона, который накануне «вошел в Россию навсегда», позорна для Кремля не столько потому, что «одна из ведущих армий мира» отступает под ударами ВСУ, сколько по той причине, что Херсон с момента освобождения ликует, и весь мир видит, как выглядит счастье украинцев: без электричества, воды и света, но и без русских. Москва, очевидно, уступает в войне, но не хочет этого признавать, поэтому бессмысленно сжигает своих людей — мобилизованных, заключенных, завербованных в ЧВК и всех граждан в целом, которые должны теперь положить свое будущее на алтарь «геополитической стратегии» Путина. Российские власти тоже рады обманываться, потому что реальность оказывается слишком тревожной — так что лучше ничего о ней не знать. Поэтому они пригласили все независимые медиа в стране на кладбище.

Мы, как и другие наши коллеги, отказались от этого щедрого предложения и продолжили работу в Европе. У «Новой газеты» уникальная история. В 1993 году ее основали молодые журналисты, которые хотели писать правду. Им помог Михаил Горбачев, который стал акционером газеты. Первые компьютеры в редакции были куплены на деньги из Нобелевской премии мира единственного президента СССР. «Новая газета» критиковала обе чеченские войны, потеряв часть читателей и рекламные контракты. Шесть журналистов и авторов газеты были убиты за свою профессиональную деятельность. Заказчики убийства в 2006 году Анны Политковской до сих пор не найдены. Осенью 2021 года, в разгар кампании против «иностранных агентов», главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира — так что у нас было уже два лауреата, и круг замкнулся.

25 февраля 2022 года мы выпустили номер газеты на двух языках, украинском и русском: в нем говорилось о том, что Украина не может быть врагом, а война — это преступление. 28 марта стал последним днем нашей работы в Москве: мы закрылись на несколько недель позже других наших коллег. 7 апреля группа бывших журналистов «Новой» заявила о создании нового неподцензурного издания, которое вы держите в руках. В следующем году мы отметим тридцатилетие «Новой газеты», что бы ни случилось.

Этот номер для нас особенный. Мы впервые за время войны смогли обращаться к большому кругу читателей на бумажных страницах, столь дорогих сердцу газетчика. «Новая-Европа» благодарна нашим друзьям и партнерам из «Редакции Германии» за эту возможность. Мы надеемся на ваш интерес и помощь: газета, отрезанная от своей основной аудитории в России, существует за счет JX Fund — European Fund for Journalism in Exile, учрежденного немецкими «Репортерами без границ», и частных пожертвований.

И у нас всё по Новой.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.