СюжетыПолитика

«Очень жестокое наказание»

Акционисту Павлу Крисевичу дали пять лет колонии за перфоманс на Красной площади

Вечером 18 октября судья Тверского районного суда Москвы приговорил акциониста Павла Крисевича к 5 годам колонии общего режима за акцию на Красной площади. Летом 2021 года он три раза выстрелил в воздух из охолощенного пистолета, протестуя против политического устройства России и усиливающихся репрессий. «Новая газета. Европа» рассказывает о самом Крисевиче и уголовном деле, приговор по которому стал одним из самых суровых по дела о хулиганстве во всей судебной практике России.

«Учитывая наличие признаков, подходящих под первую часть 213 статьи (уголовная статья о хулиганстве — прим. «Новая. Европа»), я был бы готов частично признать вину по этой части. Мне стыдно перед потерпевшими, я не хотел, чтобы они испугались. Я старался, чтобы никто из окружающих не пострадал: выбрал пистолет этой конструкции и место, где почти никого не было вокруг меня. Смысл моей акции был в том, что Россия находится на границе холостых выстрелов и настоящих. Спустя год [после акции] все изменилось», — с такими словами выступил акционист Павел Крисевич на судебном заседании, где прокурор запросила ему пять лет колонии общего режима. Произнося последнее слово, художник заметно волновался — один раз судья даже прервал его.

Вечером, спустя полтора часа после закрытия Тверского суда, судья Анатолий Беляков вынес свое решение и приговорил 22-летнего художника к 5 годам колонии общего режима. Несмотря на большой перечень смягчающих обстоятельств — компенсацию морального вреда потерпевшим, извинения перед ними, положительные характеристики — и отсутствие отягчающих, судья дал акционисту точно такой срок, о котором и просил прокурор. Также не смягчило приговор и исключение из обвинения части, касающейся совершения преступления группой по предварительному сговору.

По словам адвоката Крисевича Леонида Соловьева, в итоге приговор стал суровее, чем просила прокуратура — как раз из-за изменения состава преступления. «Прокурор запросила 5 лет реального лишения свободы, когда ему вменяли сразу два пункта из 213 статьи [УК], а судья убрал одну из них и назвал целую кучу смягчающих обстоятельств. По сути, обвинение стало мягче, а приговор, в сроке [наказания] совпавший с запросом прокуратуры, оказался жестче», — говорит он. Соловьев называет срок, назначенный судом Крисевичу, самым суровым наказанием по уголовной статье о хулиганстве, говоря, что до этого максимальным сроком было 4,5 года. «Это очень жестокое наказание», — заканчивает адвокат.

Поддержать независимую журналистикуexpand

Павел Крисевич находится в СИЗО с 18 июня прошлого года. За неделю до этого он устроил акцию на Красной площади: стоя там, он достал охолощенный пистолет и три раза выстрелил в воздух, затем сымитировал выстрел в голову. Акцию он назвал «Контрольный выстрел» и сопроводил ее манифестом, который заканчивался словами: «На силу и репрессии мы ответим бесстрашием. Ведь страха больше не будет. Перед кремлевским занавесом последуют выстрелы».

Фото:  Instagram

Фото: Instagram

После выстрелов Крисевич упал на брусчатку, затем его задержали полицейские, дежурившие неподалеку, и отвезли в ОВД «Китай-город» вместе со снимавшей акцию журналисткой SOTA Никой Самусик. В итоге против акциониста возбудили уголовное дело по статье о хулиганстве, совершенном с применением оружия группой лицо по предварительному сговору. Поначалу подозреваемой по этому же делу проходила и Самусик: в ее общежитии прошел обыск, а адвокат девушки два дня не знал, где она находится. Позже корреспондентку отпустили, а уголовное дело против нее прекратили, оставив в статусе свидетеля.

Однако исключение Самусик из числа подозреваемых не повлияло на состав преступления, которое следствие вменяло Крисевичу. «Участие [Самусик] никак не подтвердилось, но группу решили оставить просто потому, что решили оставить. Вот такой ответ я получил, когда задавал вопрос следователю: что руководство настаивало на том, чтобы группа осталась», — сказал «Медиазоне» адвокат художника Леонид Соловьев.

Следствие считает, что Крисевич выстрелами в воздух желал «выразить свое мнимое превосходство» и «проявить дерзость».

В ходе следствия из уголовного дела пропали не только возможные сообщники акциониста, которые образовывали якобы преступную группу, но и само оружие, из которого стрелял в воздух Павел — по словам адвоката, экспертиза, проведенная по запросу следователя, доказала, что охолощенный пистолет не мог бы стать огнестрельным оружием.

Потерпевшими по делу о хулиганстве стали трое людей, которые находились на Красной площади или около нее во время акции и согласились дать показания. Некоторые из них во время допроса в суде рассказывали, что стали потерпевшими, потому что ко всем на площади подходили сотрудники полиции и предлагали дать показания; при этом сами с заявлениями они в полицию не обращались. Согласно их показаниям, они «испытали шок» и «получили моральный вред». Некоторые из них приняли акцию за теракт. Во время допросов Павел Крисевич извинился перед ними, заявив, что сожалеет, что напугал их своим перформансом. Также он компенсировал им моральный вред и пожертвовал несколько десятков тысяч рублей в фонд Константина Хабенского, чтобы загладить и тот вред, что он нанес обществу своим выступлением.

После ареста в июне 2021 года Павла Крисевича поместили в СИЗО «Бутырка», которое оказалось переполненным. По словам самого акциониста, в его 20-местной камере регулярно содержалось около 30 человек, из-за чего им приходилось спать на кроватях по очереди.

Спустя год после помещения в изолятор Крисевич сильно заболел. Как рассказал группе поддержки адвокат Леонид Соловьев, его подзащитный стал похож на «живой труп». Вероятно, активист перенес серьезное отравление в изоляторе и не получил при этом квалифицированную медпомощь.

«Паша чувствует себя ужасно. Уже почти неделю у него слабость, высокое давление. Он бледный, красные глаза, сыпь на руках и ногах. Есть не может, потому что постоянно тошнит, из-за этого он очень сильно похудел. Диагноз местные врачи в СИЗО поставить не могут — только колят антибиотики, от которых становится еще хуже», — говорил адвокат. Медицинскую помощь Крисевичу оказали только после предания огласке происходящего с ним в СИЗО.

Фото:  Telegram

Фото: Telegram

* * *

«Я 2000 года рождения, всю жизнь при Путине прожил. Ржевка-Пороховые, северо-восток Петербурга, панельные окраины. Детство прошло во дворе, палкой крапиву п∗∗∗ил. Самая серьезная драка — в девятом классе перед школой. Я бона на х∗∗ послал, он мне в∗∗∗ал — все. Летом всегда на даче тусуешься — в Токсове, напротив дача Ротенбергов. Я с детьми Бориса Романовича Ротенберга в одной песочнице играл. Но я не ребенок миллионеров, я ребенок среднего класса», — так о своей жизни Крисевич рассказывал «Кольте» в 2020 году.

Поддержать независимую журналистику

Независимая журналистика под запретом в России. В этих условиях наша работа становится не просто сложной, но и опасной. Нам важна ваша поддержка.

По его словам, художник учился в «обычной школе напротив дома» — занимался футболом, тренировался в СДЮШОР «Зенит». После уроков истории, на которых рассказывали о революциях 1905 и 1917 годов, рассказывает Крисевич, он стал больше времени посвящать учебе и изучению левой идеологии. «Троцкого я читал дома за рабочим столом ночами под лампочкой, делал выписки, у меня миллион исписанных блокнотов. В школе читал на переменках и вместо некоторых уроков. Троцкий перевернул мое сознание. Дальше начал читать Маркса, Ленина, Сталина. Никакой среды не было, я просто начал читать книжки левого содержания», — говорит он.

В 2017 году Крисевич организовал в Санкт-Петербурге, где жил, комсомол. Уже тогда он стал участвовать в политических акциях, ходил на митинги, в том числе на акцию «Он вам не Димон». А на другом митинге Алексея Навального, зимой 2018 года, Крисевич вместе с друзьями по комсомолу решил «перехватить инициативу, сделать акцию левой» — и выбежал на Дворцовую площадь с красным флагом. После этого его впервые задержали. «Мать меня чуть не убила. Родные только тогда узнали, что я в чем-то участвую, они до этого вообще не знали, то есть я два года: «Я с друзьями гуляю», «Я на лекцию», «Я в центр». Три дня со мной не говорили, карманных денег не давали, к компьютеру не подпускали», — так он описывает реакцию родных на первое задержание.

Тогда же Крисевич решил поучаствовать в олимпиаде «Умники и умницы», которую транслируют по Первому каналу уже не одно десятилетие. Победители и призеры олимпипады имеют право на поступление в МГИМО без конкурса, при поступлении в другие вузы они также получают льготы. Павел побеждал во всех этапах этой олимпиады, выиграл он и в ее финале, членом жюри которого был ректор МГИМО Анатолий Торкунов, а выпуски с Крисевичем до сих пор можно найти на сайте Первого канала.

После победы в олимпиаде Крисевич поступил в МГИМО на международные отношения, но, съездив в Омск на могилу Егора Летова, он решил «забить х** на учебу и заняться творчеством».

В марте 2019 года художник забрал документы из вуза и пошел служить в срочную армию. «В апреле начался призыв. Я залетел в первый военкомат, сказал: «Я служить хочу».

Военком начал отговаривать: «Я служил в Мурманске два года, снег копал. Зачем тебе, умному человеку, идти в армию и служить там? Давай мы тебе отсрочку дадим, перепоступишь». Я говорю: «Я в армию хочу. У меня будет военный билет. Я вообще париться не буду». Крисевич попросился в пехоту и в итоге попал в военную часть в Каменке, которая находится под Санкт-Петербургом. В конце «нулевых» ее стали называть «страшным местом» из-за дедовщины и массовых самоубийств солдат, однако Павлу удалось наладить хорошие отношения с командованием. Дембельнувшись весной 2020 года, Крисевич поступил в РУДН на зарубежное регионоведение и, вдохновившись московскими протестами 2019 года, решил заниматься акционизмом.

Фото: скрин  видео

Фото: скрин видео

В 2020 году он провел перформансы, посвященные громким уголовным делам: первый был посвящен делу «Сети», фигурантов которого пытали током ради получения признаний по делу о террористическом сообществе. За эту акцию около суда во время вынесения приговора петербургским фигурантам его оштрафовали. Следующая акция прошла уже в Москве во время приговора «Новому величию», фигуранты по этому делу получили тогда до семи лет колонии. Крисевич вместе с друзьями перерезал горло манекену, залив ступеньки Люблинского суда искуственной кровью. За эту акцию художник также отделался административным штрафом.

Уже спустя несколько месяцев после этих акций, в ноябре 2020 года, Крисевич сделал новую — на этот раз напротив здания ФСБ на Лубянке. Вместе с другими акционистами он соорудил деревянный крест, к которому, раздевшись, привязал себя, затем около креста подожгли макеты томов уголовных дел, которые называют политически мотивированными. После этого перформанса Павла арестовали на 15 суток по статье за неповиновение законным требованиям полицейских, которые просили его сойти с креста во время акции.

Из-за ареста и проведенной акции Крисевича позже отчислили из РУДН. Как следует из приказа об отчислении, художник своей акцией якобы «нарушил внутренний распорядок обучающихся в РУДН, в том числе «кодекс чести» студента института». Павел вместе с адвокатом «Апологии» пытался оспорить отчисление в суде, но все судебные инстанции, включая Верховный суд, отказали ему в восстановлении на учебе.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.