Дата-исследованиеОбщество

Я забрит подо Ржевом

Мобилизация оказалась «частичной» только для столиц — в регионах под призыв может попасть каждый тридцатый мужчина призывного возраста

Закрытый пункт указа о мобилизации позволяет Кремлю отправить на фронт до 1 миллиона человек, рассказывала ранее «Новая газета. Европа». При этом, если в одних регионах мобилизация еще похожа на «частичную», то в других мужчин забирают без оглядки на возраст, состояние здоровья и боевой опыт. По нашим расчетам, разница между регионами по озвученным планам набора может составлять до 10 раз ― от 0,3% до 3% мужского населения призывного возраста.

В России в мобилизационном резерве числятся почти 25 млн человек. Из них планируется призвать «1% или чуть больше, 1,1% от общего мобилизационного ресурса», — объявил 21 сентября министр обороны Сергей Шойгу.

Провластные паблики тут же начали развивать пасс власти о том, как ничтожно мал 1%, что на фронт пойдут только «подготовленные бойцы», уговаривают не паниковать.

Однако на практике оказывается, что либо Сергей Шойгу изначально занизил планку призыва, либо по разным регионам бремя мобилизации распределяется неравномерно.

Фактически указ о мобилизации позволяет Кремлю отправить на фронт до миллиона человек. Сроки призыва и количество волн не ограничены. По данным «Новой газеты. Европа», губернаторам регионов уже спустили нормативы о мобилизации, в которых призвать планируется до 3% всего мужского населения 18-50 лет. Так, по нашим сведениям, в Рязанской области собираются набрать около 7 тысяч мужчин, в Калининградской области ― около 6 тысяч (вероятнее всего, речь идет сразу про несколько волн мобилизации). Хотя в обоих регионах живет около 230 тысяч мужчин призывного возраста.

Официально планы набора регионы стараются не озвучивать.

Однако даже из опубликованных цифр видно: призыв распределяется неравномерно. Где-то на фронт собираются отправить 0,3% мужчин призывного возраста, а где-то — до 3%.

Мы собрали сообщения о планах призыва в регионах и посчитали потенциальную долю призывников от всего мужского населения 18-50 лет (50 лет — это предельный возраст призыва для рядовых). Всего данные, официальные и нет, доступны по 18 регионам. На них приходится почти 86 тысяч призывников.

Наибольшая доля призывников заявлена в аннексированном Севастополе. В нем могут быть призваны до 4% военнослужащих в запасе, рассказал губернатор города Михаил Развожаев. Это свыше 3% всего мужского населения в возрасте 18-50 лет.

Доля мужчин 18-50 лет, которых планируют мобилизовать в регионе

Источник: сообщения СМИ, расчеты «Новой газеты. Европа»

По остальному Крыму информации пока нет. Однако издание «Крым. Реалии» сообщает, что повестки раздают на рынках, блокпостах и на работе, а в некоторых селах мужчин просто сразу грузят в автобусы и увозят.

― Мы берем вообще всех. Врачи нам нужны. Все. У нас нет таких специальностей, в которых мы не нуждаемся, ― заявил военком Симферополя Александр Чепуренко.

До 2% мужского населения призывного возраста могут отправить на войну из Якутии. В первый же день мобилизации местные блогеры начали писать о плановом наборе 4750 человек. Затем власти опровергли эти данные, но меньшей цифры так и не назвали.

По 1,6-1,8% всех мужчин 18-50 лет — готовы отправить на фронт в Калмыкии, Приморском крае, в Архангельской области.

Эти цифры в разы превышают вероятные планы призыва для столичных регионов.

По данным «Медузы», в Москве готовятся мобилизовать 16 тысяч человек, в Петербурге ― 3,2 тысячи. Это всего 0,3 ― 0,6% от официального мужского населения регионов призывного возраста.

Схожие параметры мобилизации ― от 0,3 до 0,7% мужчин 18-50 лет ― в Новосибирской, Мурманской областях и в Ямало-Ненецком автономном округе.

Фото: Министерство обороны РФ

Фото: Министерство обороны РФ

Мобилизация начинается с сел

Мобилизация больнее всего бьет по селам и небольшим районам. На это обратила внимание депутат Госдумы от Якутии Сардана Авксентьева.

— По доходящей до меня информации, десятки людей призывают из одного села. В том числе, из сел, пострадавших от чрезвычайных ситуаций. Дословно цитирую вопрос из комментариев: «почему из северных улусов собирают всех дееспособных мужчин? Из 300-численного населения 47 человек получили повестки о мобилизации, из некоторых деревень ― по 60 человек, все без разбору получают повестки. Учитывайте сложную паводковую ситуацию в Верхоянском Районе и других северных улусах». Я не понаслышке знаю, как живется там в минус 55. Если еще и мужчины уйдут, семьям придется непросто, — написала Авксентьева.

В Бурятии повестки начали рассылать еще до обращения Путина. Из сел 20-тысячного Тункинского района за одну ночь забрали 130 человек. Если такими темпами будут призывать мужчин по всей республике, мобилизовано может быть 6-7 тысяч, оценили «Люди Байкала». Это около 3% всех мужчин 18-50 лет. Такую же оценку мобилизационного плана дают и в фонде «Свободная Бурятия».

Требования явиться в военкомат в Бурятии приходят не только служившим, а вообще всем. 22 сентября в Улан-Удэ студентов Бурятского государственного университета росгвардейцы и военная полиция «забирали студентов прямо с пар», писал The Village. На следующий день полицейские устроили облаву в торговом центре «Ольхон». Выходы из ТЦ заблокировали, у людей устанавливали личности ― в итоге нескольких мужчин задержали.

Мужчины вынужденно оставляют работу, семьи и массово уезжают в Монголию. Распространяют ролики с призывом не открывать двери, прятаться, уходить в тайгу.

― Это не частичная мобилизация. Есть семьи, где забирали всех братьев. Повестки раздают людям, которые даже не служили. Забирают без пальцев. Забирают пожилых людей. Пришла повестка человеку, два года назад пропавшему без вести. И человеку, который умер, ― перечисляет вице-президент фонда «Свободная Бурятия» Виктория Маладаева. Она публикует свидетельства проведения мобилизации в своем аккаунте в Instagram.

Огромные квоты спустили не только в национальные республики. В Кинешемском районе Ивановской области планируют мобилизовать 1,5% от всего двадцатитысячного населения. По 0,7% от всего (!) населения забирают на войну в некоторых районах Сахалина и Ярославской области. Эти цифры в разы больше, чем в столичных Москве и Санкт-Петербурге.

Из областных центров «рекомендовали набирать по минимуму», ранее писала «Медуза» со ссылкой на источники. И добавляла: «Идут по сельским районам, там нет СМИ, оппозиции и больше поддержки [войны]».

Виктория Маладаева уверена: «То, что творилось за последние сутки в Бурятии, будет по всей России. Будут точно так же по ночам долбиться в двери, забирать людей из дома, с работы и на автобусных остановках».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.