СюжетыПолитика

«Мы из тебя сделаем сакральную жертву»

Как из «Антимайдана» и НОДа прийти в оппозицию, пережить нападение оперов в штатском и получить срок по 318-й. История майкопского активиста Романа Таганова

«Мы из тебя сделаем сакральную жертву»
Роман Таганов. Фото из личного архива

7 марта в Майкопе сотрудники центра «Э» напали на местного активиста Романа Таганова. Они избили его во время прогулки с сыном и арестовали за неповиновение силовикам. Суд также оштрафовал активиста по протоколу о «дискредитации» армии, а затем и вовсе приговорил к трем годам условно и испытательному сроку в два года по уголовному делу о нападении на полицейского.

«Новая газета. Европа» рассказывает, кто такой Роман Таганов и как началось его политическое преследование.

Из НОДа в демкоалицию «Новосибирск — 2020»

Роман Таганов родился в Кемеровской области и к 35 годам успел пожить в нескольких городах России. По образованию он юрист со специализацией на информационной безопасности госорганов, но работал зачастую просто как IT-специалист. В 2010-х годах у него была сеть «социальных спортзалов» в Кемерово. Для реализации своей идеи Роман взял кредит, но так полностью его и не выплатил. В какой-то момент спортзалы пришлось закрыть, но было открыто судебное производство из-за невыплаты долга. В итоге всё разрешилось мирно: в 2018 году приставы закрыли дело, а в 2020-м списали долг по сроку давности.

В Кемерово Таганов состоял в движениях «Антимайдан», «Трезвый Кемерово», «Русские пробежки» и в ультраправом Национально-освободительном движении (НОД). В то же время он, по его собственным словам, работал в медицинской сфере и пытался перекрыть «возможности для коррупции при заключении договора с одним поставщиком без конкурса». Вместе с коллегами он боролся с завышенными ценами в контрактах. В результате одного из таких случаев Роман «перешел дорожку» руководству. На него напали, активист попал в больницу с черепно-мозговой травмой. Жена Таганова описывает нападение как «инспирированное чиновниками, которые обозлились на него за пресечение коррупционных схем».

После этого происшествия Роману стали угрожать, ему звонили неизвестные и обещали устроить проблемы на работе у родственников.

«Меня это сломило, потому что в мою защиту никто не выступил. Я тогда был членом НОД, мы занимались учреждением партии «Великое Отечество». И я увидел, что со стороны этих людей меня поддержала пара человек, с которыми я и без НОДа был дружен. А остальные отнеслись так, словно я стал провокатором, стал противником Путина, — отреклись сразу от человека, который пострадал из-за своей гражданской позиции», рассказывал ранее Таганов.

Роман Таганов с женой Екатериной. Фото из личного архива семьи

Роман Таганов с женой Екатериной. Фото из личного архива семьи

Тогда активист вышел из НОДа и переехал с семьей в Новосибирск. В новом городе Таганов устроился сисадмином на военный завод, но вскоре был уволен. По словам Романа, сотрудников начали буквально «выживать» с предприятия, чтобы не выплачивать положенные при сокращении средства. Таганов участвовал в деятельности «Рабочей партии России», был членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса на выборах в местные и региональные органы власти в Новосибирске и области. Он также пытался избраться в Горсовет Новосибирска в составе демократической коалиции «Новосибирск — 2020», чтобы «решить экологические проблемы», но его кандидатуру сняли через суд. Один из соперников Романа подал жалобу, так как в документах якобы был неточно обозначен филиал организации, в которой работал активист.

В 2021 году он создал проект «Дневник пикетчика», в рамках которого провёл в Новосибирске 45 одиночных пикетов подряд в защиту политзаключенных.

В том же году он вместе женой и двумя детьми переехал в Майкоп. В январе врачи в Майкопе диагностировали у его супруги Екатерины рак груди. В июле женщина перенесла операцию по удалению молочной железы с пораженными лимфоузлами. Раньше она работала массажисткой, но сейчас у нее почти полностью парализована одна рука. Сын Тагановых Елисей страдает от приступов ночной эпилепсии.

«Зеленая лента», критика властей и Минздрава

Роман после переезда в Майкоп вступил в общественно-политическое движение «Маяк» и в КПРФ. От коммунистов он участвовал в выборах в качестве члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, но вышел из партии после того, как она признала «ЛДНР».

В городе Таганов решил заняться социальными проблемами, критиковал местные власти, проводил экологические акции и собирал подписи за отставку главы Чечни Рамзана Кадырова.

«В интернете мой муж последовательно критиковал Путина, припоминая ему все 22 года правления, губительные реформы, гибель детей и мирных жителей в терактах и обнищание населения», — рассказывает его жена Екатерина.

В начале 2022 года в Майкопе из-за пандемии коронавируса пациентам больниц перестали оказывать плановую медпомощь. В ответ Таганов решил собрать людей для подачи коллективного иска в суд на Минздрав Республики Адыгея.

«После этого со мной связались «через запрещенную соцсеть» и пригласили на беседу к заму в Минздрав. Я предупредил, что буду вести видеофиксацию, на что мне ответили категорическим запретом. Сначала сослались на статью КОАП о запрете на съемку в медучреждениях, потом на коронавирус, а непосредственно за час до назначенной встречи мне сообщили, что её не будет. Причиной указали все тот же ковид», рассказывал сам Таганов.

Фото из личного архива Романа Таганова

Фото из личного архива Романа Таганова

На этом история с Минздравом на время закончилась.

Также Таганов выступал против вторжения России в Украину и писал об этом в своих соцсетях (сейчас его аккаунт в инстаграме заблокирован).

6 марта он провел в городе экологическую акцию «Зеленая лента» по очистке улиц от мусора. В тот же вечер ему начали поступать угрозы по телефону, а затем местный провластный телеграм-канал «Кордон» слил в сеть его домашний адрес и номера телефонов.

«Аккаунт «Зеленой ленты», якобы российской акции, зарегистрирован на украинский номер, организатор — секс-блогер из Киева, который прямо заявляет, что она создана для объединения протестующих с целью свержения власти в России», — утверждают авторы «Кордона».

По их мнению, Роман направлял «кураторам» данные об экологических акциях, «которые полученные материалы используют для создания картины о якобы антиправительственной акции в Адыгее».

Доказательства паблика основываются на скринах из инстаграма, никаких других подтверждений собственной теории у них нет.

«Мы из тебя сделаем сакральную жертву»

7 марта, на следующий день после акции, Роман возвращался вместе со своим сыном от репетитора. Уже возле дома он заметил «подозрительных людей в медицинских масках».

«Проехав по противоположной стороне пару кварталов, муж увидел, как дорогу им перегородила та самая машина, на которой приехали к дому подозрительные люди. Рома с Елисеем незамедлительно развернулись и поехали в сторону дома, а преследовавший их человек вышел из машины и пошёл за ними, снимая на телефон, крича при этом: «Стой, трус, всё равно поймаем!»», — рассказала Екатерина.

Роман начал снимать незнакомца в ответ. Когда активист отвернулся, преследователь догнал его и резко схватил за рюкзак.

Таганов в ответ ударил незнакомца в лицо, так как был уверен, что это один из активистов «Кордона». Завязалась драка, на помощь преследователю пришли двое его коллег в штатском, как выяснится позже — сотрудники центра «Э» (ЦПЭ, Центр по борьбе с экстремизмом).

Романа положили лицом в асфальт, заломили за спину правую руку и начали душить. Силовики говорили: «Сейчас будет больно» и «Мы из тебя сделаем сакральную жертву»

(спустя несколько месяцев один из полицейских показал Екатерине Тагановой видео с «задержанием», на котором видны подробности избиения и слышно, что произносили в тот момент силовики).

«Елисейка рядом кричит: «Папа, Папа! ПАПААААА!» — и пытается вырваться из рук третьего напавшего, а второй садист упирается коленкой в голову, рукой отодвигает с шеи мужа коленку первого садиста и с силой начинает бить мужа головой об асфальт», — описывает Екатерина один из самых страшных моментов нападения.

По ее словам, один из силовиков держал Романа за волосы и продолжал бить его головой об асфальт. Другой нападавший шептал Таганову, что это ему «за двух погибших на Донбассе друзей». О чем конкретно шла речь и при чем тут Роман — неизвестно. Затем полицейский «с силой сдавил рукой половые органы» активиста, тот в ответ пообещал не сопротивляться, если не будут трогать ребёнка.

Все это время третий «эшник» держал Елисея, который вырывался и пытался помочь отцу. На одном из видео с места происшествия слышно, как один из нападавших говорит другому, что он бьет ребенка.

Проходившие мимо прохожие пытались вмешаться, но нападавшие утверждали, что они из полиции. В конце концов на место происшествия приехали представители Росгвардии и ППС, на Романа надели наручники и посадили возле ближайшего дерева.

Неожиданно там же оказался мэр Майкопа Геннадий Митрофанов. По словам Романа, когда он попытался выяснить у представителя власти, что происходит, тот ответил ему: «А не нужно было в Интернете писать всякое».

Задержание Романа Таганова. Фото: скрин видео

Задержание Романа Таганова. Фото: скрин видео

В итоге Таганова избили и задержали на глазах у сына. Его супруга узнала о произошедшем от воспитательницы ребенка, той, в свою очередь, сообщил кто-то из прохожих.

По пути в отделение полиции у Романа случился эпилептический припадок. (Впервые приступ случился у него 6 лет назад после сотрясения мозга, больше подобного не повторялось). Активиста привезли в больницу на медицинское освидетельствование, но в итоге оставили на ночь в отделе полиции.

На следующий день суд арестовал Таганова на 10 суток по статье о неповиновении силовику (19.3 КоАП). Затем его оштрафовали на 30 тысяч рублей по протоколу о «дискредитации» армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) из-за поста с высказыванием против Владимира Путина в инстаграме. 17 марта Майкопский городской суд Адыгеи отправил Романа под домашний арест по обвинению в нападении на полицейского (ч.1 ст. 318 УК). По версии следствия, Таганов «нанес несколько ударов кулаком руки в область лица» майора полиции Сташа.

Почему избили Романа Таганова?

Екатерина Таганова рассказала «Медиазоне», что тот же полицейский, который показал видео с избиением Романа, первым выдвинул версию о том, что на активиста могли напасть из-за одежды его сына в цветах украинского флага. Женщина не отрицает этот вариант, так как тогда становится понятно, «зачем мужу изливали душу напавшие садисты о погибших на Донбассе друзьях».

В движении «Маяк» считают, что «спланированная провокация» была связана с антивоенной позицией и общественно-политической деятельностью активиста.

Когда Роман находился в следственном изоляторе, к нему также приходил сотрудник центра «Э» и напомнил активисту о его несостоявшемся визите в Минздрав региона.

«Он оговорился, что мне на самом деле в Минздраве хотели работу предложить. Я, правда, не понял, что за работа, ну да ладно, уже не хотят видимо», — вспоминает Таганов.

«Официальным поводом для задержания стала безобидная переписка в комментариях под моей публикацией на антивоенную тематику. По ней даже сделали масштабную экспертизу с привлечением ученых-лингвистов и психологов. Именно за это мне дали штраф 30 тысяч рублей. А избиение и судилище по ст. 318 ч.1 — за гражданскую позицию по медицине и экологии»,утверждал Роман.

В разговоре с «Новой газетой. Европа» супруга Романа рассказала, что, по ее мнению, нападение спровоцировала вся деятельность ее мужа совокупно.

«И пост спровоцировал антивоенный, и желто-синяя одежда ребенка спровоцировала, и то, что муж у меня пытался изменить систему здравоохранения, и акция. Конкретной причины нет», — отмечает она.

Сам Роман считает, что одной из основных причин может быть также наличие палочной системы в полиции: кому-то нужно было выслужиться перед руководством, а выбор силовиков пал на него.

Следствие по делу

«Чудесные события происходили со мной, пока я там сидел (в изоляторе — ред.). Меня дважды посещали те самые «эшники», которые без удостоверений и формы осуществили карательную акцию в мой адрес. Были и крики, и шептание фразы «ну ты попал», и расспросы про то, живы ли мои родители, на что я, естественно, переспросил, угроза ли это. И задававший вопросы начальник центра «Э» по фамилии Сташ (однофамилец нападавшего — ред.) с ухмылкой ответил, что просто поинтересовался, ведь они могли случайно упасть на улице и умереть», — рассказывал Роман.

По официальной версии следствия, оперативный сотрудник ЦПЭ хотел опросить Таганова по протоколу о «дискредитации» армии, поэтому и шел следом за ним.

При этом сам активист на тот момент даже не знал об административном деле, никакие уведомления об этом ему не приходили. Один из силовиков и вовсе заявил, что «начал хватать [Романа], чтобы защитить ребёнка от опасности езды на самокате с отцом».

Первый свидетель происшествия — по словам Екатерины, «липовый» — утверждает, что «эшник» успел представиться и даже показать удостоверение перед тем, как Таганов нанес первый удар. Сам свидетель находился в ста метрах от происшествия на шумной улице. Второму свидетелю следователь подсказывал, что он должен говорить, но в итоге он все равно путался в показаниях, объясняет супруга Романа.

«[Второй свидетель], который стоял ближе всего к месту происшествия, сообщил, что не слышал, как полицейский, в нападении на которого обвиняется мой подзащитный, представлялся таковым. Свидетель сказал, что видел, как этот человек показывал Таганову какой-то документ. Но поскольку стоял позади потерпевшего, то физически не мог видеть, какой документ тот показывал Таганову, и лишь предположил, что это удостоверение», — рассказал адвокат Таганова Феликс Вертегель.

Он отметил, что «суд не дал должной оценки факту противоречия показаний свидетелей».

Суд также отказался приобщить к материалам дела два видео, которые Роман успел записать в момент преследования, и запросить у оператора связи детализацию входящих SMS-сообщений, которая бы подтвердила, что активист получал угрозы перед нападением.

Фото из личного архива Романа Таганова

Фото из личного архива Романа Таганова

Впоследствии суд отклонил и апелляцию на арест Таганова. Адвокат говорил, что Роман — кормилец семьи и трудоустроен на двух работах, но суд посчитал, что обвиняемый в данный момент безработный. Из-за этого Тагановы вынуждены выживать на взятые в кредит средства и помощь, которую оказывают неравнодушные люди. Сейчас ее хватает только на оплату квартиры.

Екатерина также рассказала, что для давления на нее «откопали старый долг перед банком, исполнительное производство по которому было закрыто несколько лет назад». Сейчас приставы вновь начали производство по этому делу. По словам супруги Романа, так, возможно, они пытаются заставить Тагановых подать документы на банкротство, чтобы семья не смогла уехать из страны.

Роман же говорит, что если суд посадит напавших на него силовиков, то семья останется жить в Майкопе.

31 июля Майкопский городской суд республики Адыгея приговорил Романа Таганова к трем годам условно и испытательному сроку в два года по делу о нападении на силовиков.

Изначально прокуратура запрашивала три года колонии-поселения, но судья учла смягчающие обстоятельства.

Сторона защиты планирует обжаловать приговор. Правда, адвокат уже считает его «победой» и отмечает, что, «учитывая современную юридическую реальность», его устраивает наказание, не связанное с реальным лишением свободы.

«Испытательный срок означает возможность без особых сложностей отправить меня в колонию буквально за любую мелочь, которая даже может быть и не совершена, достаточно показаний таких же «мотивированных» свидетелей, которых привлекла сторона обвинения», — говорит сам Таганов.

Его супруга Екатерина считает приговор несправедливым.

«Они напали в гражданской одежде, не представившись, не показав ни документа, ничего, схватили просто за рюкзак. Нанесли травму моему ребенку, у него начались приступы эпилепсии и дневные, и ночные, и еще били моего ребенка», — рассказывает она.

У Елисея до нападения на отца приступы случались только ночью, а последние 1,5 года их вообще не было. Теперь они происходят и днем. Из-за этого официально изменился его диагноз, врачи назначили новые таблетки. В августе мальчик должен пройти очередное обследование, чтобы стало понятно, помогает ли новое лечение после пережитого стресса.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.