СюжетыПолитика

Один ремонт равен трём уголовкам

«Дело реставраторов»: как российские политики (возможно, включая Путина и патриарха) искали управу на мастеров по ремонту Эрмитажа и президентской резиденции

Один ремонт равен трём уголовкам

Борис Мазо. Фото: скриншот видео оперативной съемки СК и МВД РФ

Куйбышевский суд Петербурга принял к производству уголовное дело в отношении Бориса Мазо, обвиняемого в мошенничестве при ремонте одного из крупнейших музеев мира. Бывший чиновник Минкульта РФ был экстрадирован из Австрии, где он просил политического убежища. Международный ордер на арест Мазо выписан так же властями Испании, которые подозревают его в отмывании денег, полученных незаконным путем.

Борис Мазо был объявлен в международный розыск 1 июня 2018 года. Как следовало из постановления Басманного суда Москвы, бывший директор управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры России подозревался в мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК РФ), легализации (отмывании) денежных средств, полученных в результате совершения преступления (статья 174.1 УК РФ) и создании организованного преступного сообщества с использованием служебного положения (часть 3 статьи 210 УК РФ). Однако в сообщении Объединенной пресс-службы судов Петербурга говорится, что в Куйбышевский суд дело поступило лишь по обвинению в мошенничестве.

«Новая газета. Европа» разбиралась в перипетиях уголовного дела о хищении почти миллиарда рублей, которое поступило в суд, значительно «похудев».

И опять Михальченко?

Как установило следствие, в 2015 году бывший заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов и Борис Мазо создали организованное преступное сообщество (ОПС). Его главной целью стало хищение бюджетных средств, выделяемых на реставрацию, ремонт и строительство объектов культурного и религиозного наследия. Примечательно, что «дело реставраторов» оказалось многоуровневым. Первый приговор Пирумов, Мазо и еще несколько человек выслушали в 2017 году.

Уголовное дело, по которому Пирумов и Мазо были приговорены Дорогомиловским судом Москвы к полутора годам лишения свободы каждый (освобождены в зале суда по отбытии наказания), родилось весной 2016 года. Вместе с чиновниками Минкульта на скамье подсудимых оказались директор фирмы «БалтСтрой» Владимир Сванбек и его подчиненный Александр Коченов. Оба предпринимателя были деловыми партнерами бывшего «бизнесмена № 1» Петербурга Дмитрия Михальченко. А «БалтСтрой» входила в возглавляемый Михальченко холдинг «Форум».

Григорий Пирумов. Фото: пресс-служба Министерства культуры РФ / culture.gov.ru

Григорий Пирумов. Фото: пресс-служба Министерства культуры РФ / culture.gov.ru

Как «Новая газета. Европа» писала ранее, Михальченко месяц назад был приговорен к 20 годам лишения свободы. Его обвинили в создании ОПС и хищении 1,36 млрд. рублей на строительстве «Дома приемов» Президента РФ в Ново-Огарёво. И хотя ОПС «им. Михальченко» и ОПС «Пирумов & К» — совершенно разные организации, но они имеют несомненные пересечения. Более того, по данным источников «Новой. Европа», «дело реставраторов» выросло из «дела о президентском Доме приемов».

— Провести проверку финансовой деятельности холдинга «Форум» нам поручили в конце января 2016 года, — рассказал «Новой. Европа» бывший сотрудник Службы экономической безопасности (СЭБ) УФСБ Петербурга и Ленобласти Николай Р. (фамилия имеется в редакции). — Сказать, что этот приказ вызвал удивление в управлении, — не сказать ничего. Руководство было шокировано. Ведь о дружеских отношениях Михальченко с высшими чинами ФСБ и ФСО знали все. Но указание о проверке пришло даже не от нашего начальства, а из Кремля. Причем нам сразу было приказано — найти, за что можно зацепиться. Что, вообще-то, обычная практика: зацепиться за какую-нибудь мелочь, затем возбудить дело (неважно, по какой статье) и уже в рамках этого дела искать состав преступления на более серьезные статьи.

В случае с «Форумом» нам даже копать не пришлось: хищения при производстве реставрационных работ практически не маскировались. Мы задержали подрядчика, главу «БалтСтроя», и отправили его в Москву. Потом пришли документы по контрабанде алкоголя, за что задержали уже самого Михальченко. Много позже мы поняли, что основной причиной этих проверок и арестов были хищения при строительстве президентской резиденции.

Дмитрий Михальченко. Фото: скриншот видео YouTube

Дмитрий Михальченко. Фото: скриншот видео YouTube

Как уже писала «Новая. Европа», в 2012 году ФСО РФ заключила с ФГУП «Атэкс» контракт на строительство «Дома приемов» президента РФ в Ново-Огарёво. Построить нужно было ряд зданий (сам зал приемов, гостиницу со спортзалом, котельную, КПП, гараж, ангар для парковой техники, комендатуру). Сумма контракта составила 5,7 млрд. рублей. Сдача объекта планировалась в 2014 году. «Атэкс» заключила субподрядные договоры с фирмами холдинга «Форум». А уже те, как установило следствие, сильно завышая стоимость работ и стройматериалов, похитили из бюджета около 1,3 млрд. рублей.

Сдача объекта сперва отодвинулась на 2015 год, а потом на 2016-й. Долгостроем заинтересовались в самых высоких кабинетах (по некоторым данным, Владимир Путин лично распорядился установить причину затягивания сроков сдачи объекта) и направили в Ново-Огарёво проверку, которая выявила серьезные нарушения. Сперва были задержаны сотрудники «БалтСтроя», затем задержания и обыски прошли в кабинетах Министерства культуры РФ. Через неделю арестовали и Михальченко.

Тогда «реставраторам» вменили хищение 164 миллионов рублей при реставрации Новодевичьего и Иоанно-Предтеченского монастырей в Москве и еще ряда объектов. Все участники процесса признали свою вину и возместили ущерб и поэтому отделались либо условными сроками, либо были освобождены по отбытии присужденного наказания. Например, Пирумов и Мазо были приговорены к полутора годам лишения свободы, но им зачли пребывание в СИЗО и освободили в зале суда.

Реставрация Новодевичьего монастыря. Фото: пресс-служба Министерства культуры / culture.gov.ru

Реставрация Новодевичьего монастыря. Фото: пресс-служба Министерства культуры / culture.gov.ru

Неудачная покупка

Михальченко в том деле не фигурировал. Его, как показали дальнейшие события, готовили к более серьезным обвинениям. Но оказалось, что мягкостью приговора «реставраторам» осталась недовольна не только общественность, но и многие влиятельные люди. По некоторым данным, патриарх Кирилл лично встречался с тогдашним министром культуры Владимиром Мединским и выразил неудовольствие. Так это или нет, достоверно неизвестно. Но в 2018 году появилось новое дело, в котором в качестве подозреваемых опять фигурировали Пирумов и Мазо. На этот раз оно касалось хищения 800 миллионов рублей на строительстве фондохранилища для Эрмитажа. Пирумов опять был арестован. А Мазо, который сразу после первого приговора уехал за границу, был объявлен в международный розыск.

За границей у Мазо тоже все складывалось не очень удачно. Сперва он обосновался в испанской Марбелье, где купил особняк за 4 миллиона евро. Но как раз в то время испанские власти проводили широкомасштабную операцию «Хаммер» по выявлению фактов отмывания денег российскими гражданами в Испании. Покупка дорогостоящего дома не могла не заинтересовать испанские власти. На вопрос, откуда деньги, семейство Мазо (в Испанию он приехал с женой Лилией и сыном Алексеем, бывшим помощником прокурора Центрального административного округа Москвы) вразумительного ответа дать не смогло. На имущество был наложен арест.

Мазо переезжает в Австрию, но это не спасает его от внимания западных спецслужб. В конце 2019 года РБК сообщил, что «спецслужбы России получили от финансовых разведок Австрии и Испании данные о счетах и недвижимости Мазо общей стоимостью €14 млн. Правоохранительными органами Австрии начато расследование на основании сообщения о подозрительной операции из австрийского банка в отношении фигуранта и связанных с ним лиц — компаний Caster Group Ltd и Starbridge Access Ltd, остатки на банковских счетах указанных организаций составляли свыше €10 млн. Обе компании зарегистрированы на Британских Виргинских островах, их акционерами являются Лилия и Алексей Мазо».

7 ноября 2019 года Бориса Мазо задерживают австрийские правоохранительные органы, но его отпускают под залог в 25 тысяч евро. 15 ноября бывший чиновник подает прошение о предоставлении политического убежища. А еще через пару дней дает телефонное интервью РБК, в котором, в частности, заявляет:

«Я подал документы на политическое убежище, потому что считаю, что преследование в России происходит по политическим мотивам. Австрийские власти пока не спешат рассматривать мои документы. Есть такая пословица: speed kills — скорость убивает… После полутора лет тюрьмы я уехал лечиться в феврале 2018 года, так как сильно подорвал здоровье и у меня диагностировали онкологию. Дело было возбуждено спустя почти три месяца. Я никуда и ни от кого не сбегал и выехал из страны на законных основаниях».

В ноябре 2020 года Высший земельный суд Вены дал согласие на экстрадицию Мазо в Россию, однако решение обжаловали испанские власти, которые также добивались его выдачи. В феврале 2021 года венский суд принял окончательное решение о выдаче экс-чиновника именно России. Адвокаты изо всех сил затягивали процесс экстрадиции — якобы тяжелобольной Мазо не перенесёт авиаперелёта в Москву. Но местные врачи посчитали иначе. Дополнительная медицинская экспертиза не нашла препятствий для выдачи.

Борис Мазо. Фото: скриншот видео оперативной съемки СК и МВД РФ

Борис Мазо. Фото: скриншот видео оперативной съемки СК и МВД РФ

Дело «похудело»

25 марта 2021 года Мазо был передан сотрудникам российского бюро Интерпола и Федеральной службы исполнения наказаний РФ. В тот же день официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко заявила:

«Сегодня из Австрийской Республики на территорию Российской Федерации будет доставлен фигурант уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных на реконструкцию объектов ФГБУК «Государственный Эрмитаж», и их легализации — Борис Мазо. Борт в Москву прибудет в вечернее время. Ранее в отношении него федеральным министром юстиции Австрийской Республики принято решение об экстрадиции для уголовного преследования на территории РФ.

Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России ему инкриминируются преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 210, ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. Ранее по ходатайству следствия судом заочно вынесено решение о его аресте. По версии следствия, в 2015 году Мазо, занимая должность директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Российской Федерации, совместно с заместителем Министра культуры Российской Федерации Григорием Пирумовым создали преступное сообщество для хищения бюджетных средств, выделяемых на реконструкцию Государственного Эрмитажа, и легализации похищенного.

Также в состав преступного сообщества были вовлечены председатель правления банка «Нефтяной Альянс» Олег Григор, фактический руководитель группы компаний «Роспан» Никита Колесников, главный инженер ООО «Горизонт» Валерий Рогов, финансовый директор этой фирмы Юлия Бегеза. Они организовали заключение государственного контракта без реального намерения его исполнить. Впоследствии путём многочисленных финансовых операций и иных сделок участники преступного сообщества похитили более 900 млн рублей, выделенных из бюджета на указанные работы, и легализовали часть похищенных средств в размере 800 млн рублей…

Реальная возможность привлечения к уголовной ответственности Мазо — это закономерный результат эффективного сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета России с компетентными органами Австрийской Республики… Компетентные органы Австрии с высоким профессионализмом разобрались в деталях преступных деяний и роли Мазо в совершённых преступлениях и согласились с позицией российского следствия… В ходе предварительного следствия СК России установлена дорогостоящая недвижимость, принадлежащая Мазо. Наложен арест на его имущество на территории Российской Федерации на сумму более 130 млн рублей, а также в Испании: на земельный участок площадью более 1 тыс. квадратных метров, жилое здание площадью более 200 квадратных метров и иные постройки, расположенные на вышеуказанном участке».

Как сообщала австрийская пресса, на решение передать Мазо российским, а не испанским властям повлияло то, что в России он подозревался в более серьезных преступлениях, чем в Испании. Вряд ли компетентные власти Австрии, которые «разобрались в деталях преступных деяний и роли Мазо в совершенных преступлениях» обрадуются, когда узнают, что в процессе следствия из уголовного дела исчезли статьи о создании преступного сообщества и об отмывании денег.

В обвинении Пирумова и остальных фигурантов «Эрмитажного дела» эти статьи остались. Но приговор суда опять оказался слишком мягким. 6 июля 2022 года Красногорский суд Московской области признал Пирумова и Колесникова виновными в создании ОПС. Они получили по 8,5 лет лишения свободы. Хотя нижний предел по 210-ой статье составляет 12 лет. Остальные фигуранты приговорены к срокам от 6 до 7 лет, со штрафами. Все подсудимые были взяты под стражу в зале суда.

Несмотря на то, что в России не прецедентное право, вряд ли Куйбышевский суд Петербурга будет строже подмосковного суда. Поэтому даже условный приговор тяжелобольному (как утверждают адвокаты) Мазо мало кого удивит. А так как статья об отмывании из дела исчезла, то и арест на имущество, скорее всего, будет отменен.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.