КомментарийОбщество

И всегда позади враньё и гробы

Российские военные отрицают удар по ТЦ в Кременчуге не потому что стыдно, а потому что страшно перед начальством. Юлия Латынина реконструирует обстоятельства атаки

И всегда позади враньё и гробы
Фото с места спасательных работ после обстрела торгового центра «Амстор» в Кременчуге. Фото: телеграм / kremennews

Египетские фараоны высекали списки уничтоженных ими мест и местечек на стенах храмов. Если бы Путин задумал высечь такой список на стене главного Вархаммера Минобороны, то на этой неделе к списку поверженных, — помимо драмтеатра в Мариуполе и детского садика в Киеве, — добавился бы ТЦ «Амстор» в Кременчуге.

Российская антикварная ракета Х-22, предназначенная для поражения авианосцев противника, справилась с торговым центром почти на пятерку. Она, правда, взорвалась в пятидесяти метрах от него, но поскольку ракета нафарширована почти тонной взрывчатки (960 кг), то особой роли это не сыграло. Стены рухнули, в ТЦ начался пожар, кровля сложилась, десятки людей сгорели заживо.

Спустя десять секунд после первого удара вторая ракета метким ударом поразила теплицы на территории завода «Кредмаш» возле ТЦ.

Строго говоря, удар первой ракеты тоже пришелся по «Кредмашу», — в этом месте он к ТЦ примыкает вплотную.

Все это было в тот день, когда в Мюнхене собиралась G7, и российская пропаганда сразу стала на дыбы. Это фейк, взрыва не было, трупы подбросили, «это провокация в стиле Бучи», — как заявил спецспредставитель России при ООН Дмитрий Полянский. Все это было увенчано официальным заявлением Минобороны РФ, согласно которому ракеты-таки поразили военную цель: «ВКС России нанесен удар высокоточным оружием воздушного базирования по ангарам с поступившим от США и европейских стран вооружением и боеприпасами, в районе Кременчугского завода дорожных машин», — заявил генерал Конашенков. А уж эти боеприпасы, детонируя, подожгли «не функционировавший торговый центр».

Обломки завода «Кредмаш». Фото: телеграм / kremennews

Обломки завода «Кредмаш». Фото: телеграм / kremennews

При этом сам по себе удар по ТЦ в Кременчуге был только частью новой фазы ракетного террора, обрушившегося на украинские города. Харьков и Николаев достают «Смерчами» и «Ураганами», по Одессе бьют «Ониксы», по Львову — «Калибры», по Киеву били Х-22, пущенными с Ту-22М с территории Белоруссии.

Как можно объяснить удар по ТЦ? Каков был его механизм?

Военный эксперт и бывший летчик ВСУ Роман Свитан заметил, что часть (подчеркиваю, только часть) этих ударов выглядит одинаково. Ракеты падают возле завода, у которого есть подъездные пути, которые заходят в ангар, а внутри этого ангара есть кран-балка. По правде говоря, такие ангар, кран и пути есть на территории большинства старых заводов СССР, но тут важно, что эти данные легко разыскать в интернете: завод сам рекламирует, что у него есть для разгрузки-погрузки.

Такой ангар/пути/кран есть на «Кредмаше» в Кременчуге, и на «Артеме» в Киеве. В Киеве в «Артем» тоже прилетело несколько Х-22, причем одна попала в соседний дом, а другая — в детский садик.

Роман Свитан предположил, что во всех этих случаях российские войска пытались уничтожить места, в которых разгружаются натовское оружие и боеприпасы, а так как искусство разведки заменено в российской армии искусством очковтирательства, то группа, которая работала по целям, просто взяла с потолка любые цели, которые отвечали заданным параметрам: отгороженная территория, ангар, пути, которые туда ведут, и кран-балка в ангаре.

Это бывает.

Например, ракета, ударившая по Одессе 23 апреля, попала в многоэтажку и убила молодую женщину, ее мать и ее дочку. Целила ракета при этом в соседний аэродром, но фишка тут была в том, что аэродром не действовал с 1990-х годов: там был блошиный рынок. При этом Минобороны РФ продолжало настаивать, что оно поразило «логистический терминал на военном аэродроме», упорно демонстрируя тем самым, что черпает свои представления о мире из штабных карт 1980-х годов, на которых аэродром был еще действующим.

Жилой дом на улице Таирова в Одессе после попадания ракеты, 23 апреля 2022 года

Жилой дом на улице Таирова в Одессе после попадания ракеты, 23 апреля 2022 года

Как мог (подчеркиваю — мог) выглядеть механизм нанесения этого удара?

С момента прихода западного оружия, — сначала неявно, а потом все явнее, — в войне наступает перелом. Новая украинская артиллерия 155 калибра перемалывает российские штабы, склады и базы. Гигантский размер российской армии и гигантские запасы боеприпасов, которые она тратит без толку, так же как и живую силу, становятся, как и предсказывал автор настоящего текста, минусом, а не плюсом.

Позиционной войны на истощение, на которую надеялся Путин, не получается, потому что для позиционной войны нужен непрозрачный тыл, а здесь, при наличии дронов, шпионов, и высокоточной артиллерии, тыл совершенно прозрачен, и скопления офицеров и боеприпасов видны как на ладони.

«Цезари» и «М777» уничтожили десятки складов в Донецке, «Гарпунами» атакованы «вышки Бойко» в Черном море, «Хаймарсами» — ПВО на острове Змеиный, С-300 под Херсоном, и, видимо, гигантский склад в Красном Луче.

Путин, по сообщениям СМИ, лично руководит войной.

В такой ситуации естественно отдать приказ: ответить тем же. Уничтожить натовскую артиллерию еще в ходе доставки.

Что происходит дальше? Мы можем предположить. Российская армия высоко сегментирована, и каждый сегмент засекречен. Список целей составляют одни, наносят удары — другие. Те, кто составляют список целей, действуют — как мы уже убедились в случае с Одесским «военным аэродромом» — от балды, причем степень их некомпетентности превосходит воображение.

Может быть, у них должны быть агенты на местах, — а это какие-нибудь днровцы, которые кладут деньги в карман и пишут от балды, может, они просто смотрят по интернету, где есть ж/д пути и кран-балка, может, они ищут и находят заметку о том, что в 2015 году на «Кредмаше» были отремонтированы какие-то машины для фронта.

Это главный принцип российской армии при Путине: зачем что-то делать, если можно соврать, что ты сделал?

Список составлен. С аэродрома под Калугой взлетает Ту-22М и запускает в районе Курска три Х-22.

Х-22 — это не просто старая ракета. Это Очень старая ракета. Ее начали разрабатывать в 1958 году. Ее приняли на вооружение в 1968 г. В 1968 году не было ни айфонов, ни макбуков, ни цифровой электроники. В 1968-м приемники были ламповые. Это ракета с микроэлектроникой времен неолита.

Ракета Х-22. Фото: Антон Бородин, Музей авиационной техники

Ракета Х-22. Фото: Антон Бородин, Музей авиационной техники

Х-22 летит 600 км. Большую часть своего пути она летит по инерциальной системе наведения (т.е. по гироскопу). Это дает круговое отклонение до 600 метров. При такой точности в авианосец не попадешь.

«Поэтому у большинства модицификаций ракеты на последнем участке траектории включается система, которая позволяет ей целиться в контрастную цель», — говорит Роман Свитан.

Знаете ли вы, как видит лягушка? У нее в глазу есть четыре типа зрительных клеток, которые умеют различать, к примеру, «движущийся закругленный край». Вот примерно так и видит старенькая Х-22, что позволяет ей на море атаковать радиоконтрастные точечные цели. Когда она стреляет не по кораблям, а по земле, она должна уметь различать крупные одиноко стоящие промышленные здания.

Когда эту ракету начинали проектировать в 1958 году, торговых центров еще не было, и даже в США они только начали появляться. В это время отдельно стоящим и крупным, но невысоким зданием был только цех крупного завода.

На конечном участке траектории восставшая из гроба панночка широко раскрывает свои подслеповатые глазки и видит одиноко стоящее крупное здание. Оно гораздо крупнее заводских цехов «Кредмаша»! Оно — как пивная бутылка, с которой пытаются спариваться австралийские жуки Julodimorpha bakewelli. Жуки принимают эту бутылку за самку, потому что эта бутылка обладает всеми признаками самки, только она еще гораздо больше ее.

Наша слепая панночка 1958 года зачатия впадает в экстаз. Вот оно. Это отдельно стоящее крупное и низкое промышленное здание, которое обладает всеми признаками ангара, только еще больше и контрастней.

Панночка прилетает в ТЦ и промахивается всего на 50 метров.

Великий геостратег в Кремле слышит, что накануне саммита НАТО его ракета попала в ТЦ, и речь идет о десятках трупов.

Он грозно спрашивает «почему?» — и после этого начинается самая главная операция, которую российская армия освоила в совершенстве — операция по жопоприкрыванию.

Вы что думаете, они Западу врали? Плевали они на Запад. Они своему разъяренному начальству врали. «Мы гениальные». «Мы умные». «У нас лучшая в мире разведка». «Мы-то точно попали, Владимир Владимирович, как мы вам и докладывали, это вот осколки полетели и накрыли ТЦ».

То же самое было с рейсом МН-17. Там тоже докладывали: «мы-то попали в «сушку», а «сушка» перед этим сбила «Боинг».

И вот поэтому-то Путин и проиграет войну. Сколько бы у вас ни было снарядов и людей, — если вам легче соврать, чем сделать, значит, вы проиграете. Сверху донизу все в российской армии выучили — инициатива наказуема, глупость поощряема, и как бы вы ни накосячили — всегда можно отовраться.

Путин строил эту систему 20 лет. Для дележки ЮКОСа она годится. Для войны — смертельна. Как сказал ровно по такому поводу адмирал Ямамото: «Если вы начали лгать, считайте, что война проиграна».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.