КомментарийОбщество

«Из системы убирают звено — и развития нет»

К каким последствиям приведет проблема с продлением лицензий на технику Cisco и IBM — объясняет Михаил Климарев

Российские компании, использующие оборудование Cisco и IBM, не смогли продлить лицензии на ранее приобретенную технику, сообщили «Ведомости». Американский разработчик Cisco Systems известен, в первую очередь, как производитель коммуникационного оборудования, однако компания также производит маршрутизаторы, коммутаторы, решения для IP-телефонии, решения для сетевой безопасности, кабельные модемы, точки доступа Wi-Fi и другое. 23 июня Cisco объявила об уходе с рынков России и Беларуси из-за российского вторжения в Украину.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Американская IBM (International Business Machines Corp.), объявившая о полном уходе из России 7 июня, производит серверы на базе микропроцессорной архитектуры IBM Power, которые покрывают порядка 10% российского рынка систем хранения данных и серверных решений.

Для продолжения работы с оборудованием IBM и Cisco нужны лицензии. В противном случае, со временем часть оборудования может перестать работать. Лицензии нельзя купить через третьих лиц. Если производители обнаружат факты взлома или модификации прошивок, то они могут удаленно отключить оборудование.

Чем вообще грозит отсутствие лицензий и можно ли заменить это оборудование на аналогичное? «Новая газета. Европа» поговорила с исполнительным директором «Общества защиты интернета» Михаилом Климаревым.

«В больших компаниях Cisco стояло почти везде. IBM меньше распространен, это более таргетированная история. Однако на IBM работало много банковских систем и госучреждений. Это большие производительные системы.

В целом, отсутствие лицензии ничем особо не грозит. Чтобы продлить лицензию, можно оборудование взломать, такая схема существует, даже до нынешних времен большое количество оборудования было пиратским. Но это плохо, безусловно, потому что где-то оборудование перестанет работать. В каких-то маленьких компаниях это еще куда ни шло, но в больших проектах типа «Ростелекома», «Транстелекома» — это большая проблема для инженеров.

Для того, чтобы продлить лицензии, нужно их взломать, а это лишение поддержки сервиса. В конечном итоге, все идет к тому, что качество сервиса и системы будет ухудшаться. Не то чтобы там все перестало работать с сегодняшнего дня, но где-то что-то будет теряться.

Если у тебя взломанное оборудование и оно вышло из строя, производитель уже ничем не поможет, совсем. А это значит, что некоторый функционал исчезнет или перестанет быть доступным — например, перестанут приходить уведомления.

Раз поддержка пользователя отключена, будет снижаться качество связи.

К тому же оборудования в России нет, оно запрещено к ввозу. А тут еще все старые лицензии полетели, их тоже надо восстанавливать, надо поддерживать и обслуживать оборудование, которое вышло из строя.

И никаких других законных путей работы больше не будет. Среди разработчиков ПО и производителей компьютерной техники продажи в России приостановили Intel, Dell, Canon, Samsung, HP, Epson, Acer, Nokia и другие — все отказались работать с российскими госкорпорациями. Я думаю, со временем список будет увеличиваться. Если кто-то надеется, что китайские компании не последуют этому тренду, то я не уверен в этом: думаю, что и на них будет оказываться давление.

Из-за проблемы с лицензиями никаких новых сервисов в ближайший год точно не будет. Не будет и улучшения сетей. Все же, например, привыкли, что у операторов связи цены падают, а скорость растет. С этого года все будет наоборот — скорость будет падать, а цена расти. Они уже начали расти — вспомним историю с Tele2, когда Федеральная антимонопольная служба наехала на оператора (21 июня пользователи тарифного плана «Безлимит» от Tele2 узнали, что цена на пакет будет повышена с 5 июля. Размер абонентской платы в некоторых регионах должен был вырасти почти вдвое — с 450 до 750 рублей. Минцифры и ФАС заявили о намерении проверить решение оператора, в итоге Tele2 отказался от повышения тарифов — Ред.).

Но Tele2 не от хорошей жизни это сделали: они просто посчитали, прикинули и решили ценой доли рынка поднять цены.

Операторы связи будут экономить на других вещах. Чаще всего это экономия на пользовательском сервисе. Например, нельзя будет звонить в службу техподдержки. 

Прямо сейчас заменить оборудование Cisco и IBM на аналогичное китайское нельзя: это сложное высокопроизводительное оборудование. Подобную продукцию выпускает, например, Huawei, но она же другая, с другой системой, с другим обслуживанием. Надо интегрироваться. Это не просто так, что включаешь оборудование в розетку, и оно заработало — это довольно длительный процесс интеграции, надо, чтобы вся система работала слаженно с другими системами. Это годами строилось. Теперь из системы убирают звено — и развития нет.

Теоретически со временем можно заменить и поставить что-то, что еще будет поставляться на российский рынок (в чем я не очень уверен). Но это все планируется обычно за год, а то и за два. Потому что оборудование исчисляется миллионами долларов, и если даже и пытаться что-то заменить, то это будет очень долго и очень дорого. А возможно, нужного оборудования и вовсе не будет».

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.