В Севастополе на пляже «Ушакова балка» прошел митинг против запрета купания из-за возможных диверсий из-за войны с Украиной. На следующий день от местных жителей пляж стали охранять полиция и спецназ в балаклавах, бронежилетах и с автоматами. Возможно, это и правильно, потому что по словам местных жителей, где-то раз в час на всю Севастопольскую бухту звучат «хлопки». Хотя местное население такими мелочами не испугать.
Народный сход жителей Севастополя, несогласных с закрытием пляжа «Ушакова балка». Скриншот видео НТС
«Чиновников к ответу!», — раздался выкрик из толпы митингующих 1 июня 2022 года на севастопольском пляже. На узкой кромке забетонированного берега собралось около 250 человек: мамочки с детьми, пенсионеры, молодежь. Севастопольцы хором затянули гимн города. Это чисто местная традиция, в городе-герое без нее редко когда обходится хоть одна акция протеста.
Было жарко. И это касается не только жгучего южного солнца. Атмосфера тоже раскалилась до предела. Время от времени севастопольцы скандировали «Верните пляж!», «во время войны тут купались и никто не запрещал», «позор власти», «вы лжете». Объяснять местным жителям, почему им придется потерять очередной доступный кусочек побережья (причем единственный на несколько десятков тысяч человек) пришли чиновники и муниципальные депутаты.
— При царе этот район отдали нищему сословию, чтобы здесь отдыхали, при СССР это все сохранилось, при Украине были поползновения, но тоже все сохранилось, а пришла «родная гавань» и идите отсюда, — эмоционально говорит на митинге пожилой бородатый пенсионер и демонстрирует пинок. — Разве так можно?
О том, что на самый популярный пляж Корабельной стороны ограничен вход, местные жители узнали в конце мая, когда наткнулись на заваренные кем-то ворота рядом с появившейся буквой «Z». Также местные увидели, как неизвестные рабочие сносят пляжную инфраструктуру. Навесы, скамейки… Чудом выжила раздевалка и опустевший пост спасателей.
Севастопольцы, которые уже не первый раз сталкиваются с попытками захвата ценных земель и на побережье, и на территории скверов якобы под благовидным предлогом, обратились к местным журналистам и договорились о встрече. Встреча с прессой переросла в полноценный митинг, на котором жители не особо сдерживали ни эмоций, ни выражений.
Глава местного муниципалитета Михаил Лазарев попытался объяснить военному отставнику, что он должен отнестись с пониманием к тому, что у него забирают пляж, но наткнулся на жесткий отпор и со временем ретировался. Глава регионального горхоза Евгений Горлов напротив, попытался дать расплывчатые обещания. Мол, мы разберемся, кто уничтожил пляжную инфраструктуру, и потом подумаем, восстанавливать ли ее или просто передать землю пляжа в муниципальную собственность, чтобы город не отвечал за ее обслуживание. Также он сообщил, что пробы воды неудовлетворительные, к тому же из-за близости военных объектов пока купание будет запрещено.
Он пообещал, что пока власти просто расставят знаки, что купание запрещено, но препятствовать доступу на береговую линию не будут.
Его слова не подтвердились, потому что на следующий день ворота снова оказались заварены, а перед входом на пляж оказалось несколько машин полиции и других силовых структур. Кроме полицейских, от местных пенсионеров и мам с детьми пляж охраняли мужчины в балаклавах, бронежилетах и вооруженные автоматами. Правда боевого запала «мальчиков с автоматами» хватило ненадолго, и уже 3 июня на пляж потекли жители района, которые попадали туда через другие входы. Два полицейских, дежуривших у пляжа для поддержания правопорядка, купающимся не досаждали.
Официальная позиция региональных властей менялась несколько раз. Сначала глава департамента городского хозяйства Евгений Горлов сообщил, что якобы пляж закрыт из-за плохого санитарного состояния, и вообще город передаст эту территорию муниципалитету, и перестанет обслуживать: убирать мусор, выставлять спасателей и медиков…
Затем начальник управления информационной политики правительства Севастополя Ирина Юхина записала видео, в котором обвинила часть севастопольских общественников, что они провокаторы и специально нагнетают обстановку вокруг закрытия пляжа.
— Есть вопросы, которые касаются непосредственно жизни. В рамках специальной военной операции определенными ведомствами проводятся мероприятия, которые защищают нас. И мне вот интересно, если, не приведи господь, при проведении этих мероприятий те, кто там купается, пострадают? Эти общественники, которые провоцируют ситуацию, они что будут говорить? Кто этих людей будет лечить или… Где будут эти общественники, если что-то произойдет в рамках работ, которые проводятся по обеспечению безопасности?
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев отметил, что проводятся антидиверсионные работы. Его заместитель Сергей Толмачев, в своем телеграм-канале опубликовал документы Минобороны, в которых говорится, что проводятся «мероприятия противоподводной-диверсионной обороны».
Письмо губернатору Севастополя Леониду Развожаеву, полученное от Минобороны РФ. Фото: телеграм-канал Леонида Развожаева
Если прошерстить научную литературу и учебники по военному делу, то в разряд мероприятий противоподводной-диверссионной обороны (ППДО), в частности, входят методы от банального контроля с помощью различных устройств, до установки сетей с бунами и применения специальных подводных снарядов, которые могут остановить потенциальных диверсантов.
Член общественной палаты Севастополя Алексей Процко в нагнетании обстановки пошел дальше региональных властей. Он написал на своей личной странице в «ВКонтакте», что для военных сейчас важно оградить этот район от присутствия гражданских.
«Просто надо, чтобы на какое-то время там никто не купался, — заявил Процко. — Если, конечно, не хочет оказаться подорванным вместе с заплывшей в бухту вражеской диверсионной группой», — отметил он.
Источник в Минобороны пояснил корреспонденту «Новой газеты. Европа», что в Севастополе есть несколько зон, в которых из-за военного конфликта в Украине ради безопасности проводятся аналогичные мероприятия. Поэтому на некоторые территории доступ для гражданских может быть ограничен. Например, если рядом находятся какие-то важные военные объекты. Правда, это единственное место в пляжной зоне, которое потенциально может быть удобно для высадки диверсантов. Наш собеседник опроверг слухи, что некоторые участки Севастопольской бухты могут быть заминированы, ограничения — скорее перестраховка, а запрет на купание — временный.
Заваренные ворота пляжа «Ушакова балка». Фото: Инга Хрулева / «Севастопольская газета»
Несколько жители района в беседе с корреспондентом «Новая газета. Европа» рассказали, что в районе Севастопольской бухты иногда раздаются незначительные взрывы, которые напоминают пушечный выстрел. Кроме того, по словам наших собеседников, после появления и резкого исчезновения брутальных силовиков в автоматах и балаклавах люди на пляже теперь не только купаются, но и выходят на яхтах из соседнего яхт-клуба.
Видимо, после стихийной акции протеста, и военные, и гражданские власти решили лишний раз не давить на местное население, против которого из-за войны с Украиной и так свалилось много проблем, начиная от ограничения для выхода в море на судах гражданского флота, закрытия аэропорта до последствий очередного пакета санкций и сильного падения уровня доходов.
Вопрос, зачем политистеблишменту Севастополя лишний раз нагнетать и так перегретую из-за войны атмосферу, распуская слухи о возможном минировании и об «украинских диверсантах» — остается загадкой. Тем более, немало жителей города-героя не поддерживает войну с Украиной, потому что у них, там, в том числе под бомбежками, находятся родственники.