СюжетыОбщество

Красный коридор

Люди гибнут у блокпостов, пытаясь выехать с территории оккупированной Херсонской области

У блокпоста возле села Давыдов Брод в Херсонской области была расстреляна автомобильная колонна мирных жителей. По сообщению генеральной прокуратуры Украины, погибли три человека, еще шестеро получили ранения разной степени тяжести. У Бериславского блокпоста на выезд из Херсонской области скопилось более тысячи машин. Под палящим солнцем уже шестые сутки люди ждали, когда их пропустят российские военные. Одновременно в 50 километрах от Берислава у села Давыдов Брод, где стоит следующий российский блокпост, скопилась колонна из примерно ста автомобилей, которые пытались проехать в обратном направлении — из Кривого Рога на Берислав и Херсон.

По рассказам очевидцев, около пяти вечера 17 мая началась стрельба из «Градов». Кто именно стрелял, они не знают. Испугавшись, половина тех автомобилистов, что стояли у Давыдова Брода, рванули в поисках укрытия ближе к блокпосту, в ответ их стали расстреливать из автоматов. На месте трагедии остались изувеченные автомобили, раненных людей увезли в больницу Новой Каховки.

Очередь у Бериславского блокпоста. Фото: скриншот

Очередь у Бериславского блокпоста. Фото: скриншот

Дорога жизни

С начала войны Херсонскую область покинули более половины жителей. При этом выезжали они рискуя жизнью, так как с момента оккупации Херсона, не было организовано ни одного гуманитарного коридора для выезда гражданских. Сегодня дорога на Николаев и Одессу закрыта. Люди пытаются выехать на Кривой Рог и Запорожье. Начиная с конца апреля эти дороги тоже закрыты, но иногда военные все же пропускают группы автомобилистов и автобусы.

— Многие возмущаются: чего вы претесь, у вас же не стреляют, как в Мариуполе, — говорит Елизавета, простоявшая в колонне у Берислава уже четверо суток. — В Херсоне сегодня полное беззаконие. На рынке два мужика повздорили, один другого ударил ножом. Раненного увезла скорая, а нападающий пошел по улице дальше ножом махать — полиции же нет в городе. Я боюсь здесь оставаться. Да и у каждого свои причины. У кого-то нет работы, а он живет на съемной квартире. У кого-то уже нет денег на еду, нет лекарств, а брать гуманитарку от русских он не хочет. Первый месяц-два еще можно было протянуть на запасах, но война слишком затянулась. Вот мы и отправляемся в опасный путь.

Колонна из желающих выехать с оккупированной территории у блокпоста в Бериславе на сегодня стоит седьмые сутки. В очереди около тысячи машин. 

— Я простоял в колонне с Берислава на Давыдов Брод пять суток, — рассказал Андрей Ф., житель Херсонской области. — Мы приехали в Берислав из Херсона, на блокпосту нам сказали, что дальше мы вас не пропускаем. Так как здесь действует комендантский час, возле блокпоста ночевать запрещают. На ночь мы каждый раз ездили в местную школу. Там можно бесплатно поесть и дополнительно купить хлеб, буханка стоит 20 гривен (0,64 евро). Внутри школы на подоконнике стоит трехлитровая банка, куда люди могут положить деньги «на благотворительность».

По словам Андрея, он и его знакомые с детьми ночевали в одном из классов, там были убраны парты, лежали матрасы, одеяла и подушки, которые принесли местные жители. Директор школы договорилась еще с местными фермерами о благотворительной помощи, поэтому для людей в школе готовили борщ, кашу, в другие дни были суп и каша. Всех кормили бесплатно.

— Днем еду мы покупали в небольших магазинах, — продолжает Андрей. — Там есть торговцы, которых русские пропускают по спецпропускам через Каховскую дамбу (дамба на Каховском водохранилище — прим. авт.). Получается, что они обеспечивают в Бериславе (в городе в довоенное время проживало 12 тысяч человек — прим. авт.) магазины продуктами, здесь торговля идет бойко за счет того, что сюда приезжают люди и сутками стоят в очереди на блокпосту.

Очередь к блокпосту у Васильевки. 18 мая 2022 год. Фото предоставлено Андреем Ф.

Очередь к блокпосту у Васильевки. 18 мая 2022 год. Фото предоставлено Андреем Ф.

Коммерческий проект

Из школы люди выезжали с четырех утра, выстаивались в колонну и ехали к блокпосту в шесть утра (раньше город покидать нельзя), обратно возвращались в семь вечера. Важно было попасть внутрь школы на период действия комендантского часа.

— Когда стоишь в колонне, можно выходить из машины, размяться, поесть, — говорит наш собеседник. — Но тем, кто стоит ближе к блокпосту, сложнее. Им нельзя доставать телефоны и лучше не выходить на улицу, чтобы не раздражать военных. Иногда, впрочем, военные раздают воду людям из большой бочки, установленной на автомобиле. Иногда вступают с нами в споры, ругают Зеленского. Мы стараемся молчать, автоматы ведь не у нас в руках.

Андрей объясняет, что здесь процветают так называемые «договорняки». Местная военная администрация договаривается с Мелитопольской военной администрацией, чтобы они пропускали некоторые машины. Например, за прошедшие шесть суток мимо колонны проехали три фуры, вместе с ними несколько легковых автомобилей.

— На блокпостах по направлению Херсон-Берислав обычно стоят представители ЛДНР, вот они реально кошмарят, то дай сигареты, то еды, то масла подсолнечного, — делится наблюдением херсонец.

— Останавливают обычно с целью вымогательства. При обысках у них к нам более предвзятое отношение, чем у сотрудников Росгвардии. Все вспоминают про 8 лет войны на Донбассе. При этом иногда за проезд они вымогают деньги — 1000-3000 гривен (32-97 евро) с машины. А теперь, представь, сколько они заработают на колонне в 500 машин? Неофициально ты платишь деньги, но это вовсе не означает, что тебя пропускают через блокпост. Нет. Тебе говорят, как объехать его полями. То есть ты платишь за условное обещание, что в этом случае на тебя не станут обращать внимание. Если ночевать в Бериславе не в школе, аренда комнаты на сутки стоит от 700 гривен (23 евро). Я все думал, зачем они нас здесь держат? Такое впечатление, что это целый коммерческий проект. Такая толпа народа в одном месте оживила и рынок жилья, и торговлю продуктами. Да и сами солдаты здесь на рыночке отовариваются. Если исчезнут все эти вынужденные покупатели, то и барыги свою торговлю сведут на нет. Эта ситуация выгодна всем, кроме тех несчастных людей, которые пытаются выбраться с оккупированной территории.

Очередь к блокпосту у Васильевки. 18 мая 2022 год. Фото предоставлено Андреем Ф.

Очередь к блокпосту у Васильевки. 18 мая 2022 год. Фото предоставлено Андреем Ф.

Везде одинаково страшно

Каких бы вариантов не продумывали херсонцы для выезда с оккупированной территории, все они по-прежнему остаются опасными. Менее недели назад, 12 мая обстреляли колону в районе Белой Криницы Херсонской области. Людей уже выпустили на подконтрольную Украине территорию, а потом открыли огонь по ним из артиллерийского оружия. Пострадали 11-летний ребенок и 66-летняя женщина. Тех, кто пытался покинуть территорию Херсонской области, собирали в колонны по 1000 машин, потом выпускали по 200 автомобилей, встраиваясь на военной технике в колонны. Таким образом, люди используются как живой щит для передвижения российских военных. По словам тех, кто сегодня стоит у Берислава, такая «техника» передвижения войск РФ применяется постоянно.

Многие из тех, кто стоял под Бериславом, в разные дни уехали в сторону Мелитополя, чтобы добраться в Запорожье. В результате сегодня более двух тысяч человек на автомобилях уткнулись в блокпост возле с. Васильевка. Там колонна стоит уже четвертые сутки.

— Нас не пускают в село на ночь, — рассказала Алена М., находящаяся в колонне все это время.

— Здесь блокпост, на котором стоят чеченцы. Мы все время в машинах, ночуем в поле, сидя в своих автомобилях. Вчера готовили суп на костре.

У соседа оказалась кастрюля, собрали по машинам разных овощей, сварили для всех, кто рядом стоит. А сегодня с пяти утра ливень, глину развезло. Не выходим из салона автомобиля.

Алена признается, что часто слышен шум боя, но все надеются, что опасность обойдет их стороной. Кроме того, военные и раньше говорили, что никого не пустят, а сами иногда выпускали. Потому никто и не уезжает, надеясь, что и в этот раз запрет на выезд окажется просто словами.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.