РепортажиОбщество

«Наоборот, теперь еще больше гордости»

Что думают о Дне Победы чехи и русские, пришедшие на почетное кладбище красноармейцев в Праге

На Ольшанском кладбище в Праге захоронены более 400 красноармейцев — их могилы ровными рядами обелисков окружают памятник солдату с винтовкой. 8 мая память бойцов Красной армии и героев Пражского восстания почтил президент Чехии Милош Земан. Посол Украины растянул там же украинский флаг и заявил о «важности победы над рашизмом». 9 мая на то же кладбище пришли русские и чехи, которые поддерживают в нынешней войне Россию, а журналист Илья Азар с ними поговорил.

Ольшанское кладбище. Фото: Василий Максимов

Ольшанское кладбище. Фото: Василий Максимов

Прослушав исполнение песни «День победы» на русском и белорусском языках чехи и русские возлагают цветы — люди приходят сюда с утра и до вечера. 9 мая — важнейший для любого родившегося в России человека праздник, но в 2022 году меня интересовало, не изменилось ли у пришедших сюда отношение к Дню Победы после начала войны в Украине. Ведь российская пропаганда фактически называет «освобождение Украины от нацизма» продолжением Великой Отечественной, когда Красная армия, действительно, освобождала Европу от настоящего нацизма. Разве это не кощунство по отношению к предкам?

Петер, высокий мужчина средних лет объясняет мне: «Мой отец воевал в Пражском восстании и говорил мне, что война окончилась 9 мая, когда советская армия пришла в Прагу. Так же и я думаю».

— А война с Украиной ничего не меняет?

— Война в Украине — это война России и США. А людей жалко, конечно, — отвечает он.

«Мне стыдно за мое правительство. За то, что оно забыло, что было [во Второй мировой войне] и поддерживает Украину», — говорит другой чех, с трудом подбирая давно забытые русские слова.

Мария. Фото: Василий Максимов

Мария. Фото: Василий Максимов

Мария, миниатюрная женщина в сером платье и приколотой георгиевской ленточкой, объясняет, что ее отношение к Дню Победы совершенно не изменилось.

«Он [теперь] тем более для меня важный, вы что, с ума сошли? — удивляется она — Я не знаю, на чьей вы стороне, но я — постоянно на одной. Сейчас Россия ведет войну с украинскими нацистами. Я много лет жила на Украине и хорошо знаю, что там творится! 2 мая 2014 года в Одессе заживо сожгли людей! Украинцы — нацисты!

Когда Россия вошла в Украину, я очень внимательно читала речь Путина, и я должна сказать, что он прав!

Для меня Украина — нацистский режим, который не имеет права существовать, и всех украинцев я бы выслала [из Чехии] назад», — рассказывает Мария, его глаза горят от возмущения.

— А как же мирные люди, которые там гибнут?

— Путин делает все, чтобы они не гибли. Но их используют как щит! Путин один воюет со всей этой сволочью!

Пришли на Ольшанское кладбище, конечно, и русские, живущие в Праге. «Если знаешь хоть немного историю своей семьи, то трудно перебить это какими-то высказываниями [пропаганды]. Я не берусь давать оценки тому, что сейчас происходит, но я пришел сюда, потому что хотел почтить память своих предков», — объясняет мне студент Леонид.

Фото: Василий Максимов

Фото: Василий Максимов

Он здесь не один — его друг, высокий лысый парень с бородой оказывается сирийцем Самиром, который учится в Праге в магистратуре, а с 2012 года жил во Львове. “9 мая должен быть праздником для всех, — объясняет мне Самир, почему он пришел на кладбище красноармейцев, — Он всегда был для меня очень важен. Это важная часть истории, люди воевали за свободу, и мы всегда должны это помнить».

Самир уверен, что нынешние события не должны влиять на отношение к Дню Победы. К тому же, он считает, что украинцы тоже виноваты в происходящем. «Есть сторона [Россия], которая более сильно не права, но это не значит, что вторая сторона [Украина], которая менее неправа, — права. После событий 2014 года на Украине отношение ко всему советскому прошлому и чему угодно русскому было очень негативным. Каждое 9 мая мы шли на холм Славы, и там был строй радикалов, которые зло ко всем относились, вырывали у пожилых людей цветы. Они считали 9 мая чем-то, чем не стоит гордится», — рассказывает он.

Отец Игорь. Фото: Василий Максимов

Отец Игорь. Фото: Василий Максимов

Чуть в стороне, в тени держится отец Игорь, кли


рик православной церкви Пресвятой Троицы в чешском городе Соколов. Он пришел сюда помолиться и помянуть своего деда. «В Чехии по всей стране находятся могилы наших воинов, в Соколове на кладбище больше 2000 тысяч воинов, которые в плен попали и умерли от ран и так далее», — объясняет он.

Я спрашиваю его про войну, и отец Игорь отвечает, что выступал за разрешение ситуации дипломатическим путем.

«Война — это всегда плохо, однозначно. Брат на брата встал. Для чего это все?

Это как, если у вас мизинчик болит, а вы чувствуете его всем телом. Так и здесь: у меня прихожане с Западной Украины, из России и Белоруссии. Мы живем как братья и сестры во Христе. И я так же плакал вместе с ними. Также спал плохо по ночам. Мы все молимся, чтобы это прекратилось», — говорит он.

— В РПЦ войну чуть ли не поддерживают.

Я не слышал об открытой поддержке. Мы на каждой литургии возглашаем ектении — прошения, и есть также прошение о власти и воинстве нашем. Здесь в Чехии мы молимся как за президента Чехии, так и за чешских воинов. Вот и Русская церковь также молится, — объясняет отец Игорь.

Фото: Василий Максимов

Фото: Василий Максимов

Напоследок я подхожу к родителям, которые привели на кладбище сына — тот вымахал уже выше отца и матери, но в разговоре не проронил ни единого слова. Задаю семье тот же вопрос об их отношении к 9 мая после начала войны на Украине.

— А что, должно измениться? — удивляется женщина и показывает на стоящего рядом сына. — Мы не хотим, чтобы изменилось, поэтому и передаем [свое отношение] из поколения в поколение!

— Ни в коем случае! — говорит ее муж. — Наоборот, теперь еще больше гордости.

— А можете поподробнее объяснить?

— Нет, потому что «Новая газета» — это довольно неприятная вещь, — отвечает мужчина и отводит жену и сына в сторону.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.