НовостиОбщество

«Введен оруэлловский "новояз", запрещающий слово "война"». Партнерские организации Совета Европы — о цензуре в России после вторжения в Украину

После начала войны в Украине российские власти ввели «драконовскую» цензуру, не учитывающую фундаментальные гарантии свободы слова и право общества на получение информации, говорится в ежегодном докладе партнерских организаций Совета Европы по содействию защите журналистики и безопасности журналистов (имеется в распоряжении «Новой газеты. Европа»).

Вторжение в Украину 24 февраля — «акт агрессии», за которым последовала «сплошная государственная цензура всех правдивых сообщений о войне», считают в 15 партнерских НПО Совета Европы.

В частности, авторы доклада обратили внимание на закон, принятый Государственной Думой и подписанный президентом Владимиром Путиным 4 марта, об уголовной ответственности за «фейки о действиях российских военных» и «призывы к антироссийским санкциям». В УК вводится статья 207.3 — «о публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов России и ее граждан».

Согласно новой статье УК, за распространение «фейков» можно получить до 10 лет лишения свободы. Если это повлекло «тяжкие последствия» — до 15 лет.

При этом «фейком» российские власти могут посчитать все, что говорится не «утвержденным языком государственной пропаганды», отмечается в докладе.

«Был введен оруэлловский «новояз», запрещающий любые упоминания слов "война", "вторжение" и "агрессия". Он требует, чтобы в сообщениях СМИ использовался только термин "специальная военная операция" <…>. Закон в равной степени применяется к тем, кто принимает участие в уличных протестах и публикует посты в социальных сетях», — говорится в отчете.

Последние оставшиеся независимые СМИ в России фактически замолчали, отмечают авторы. В частности, «Новая газета» была вынуждена сначала серьезно ограничить освещение войны, а затем, после двух предупреждений Роскомнадзора, под угрозой отзыва лицензии была вынуждена приостановить публикации. По требованию Генпрокуратуры заблокировали доступ к сайтам телеканала «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы». Совет директоров «Эха» принял решение ликвидировать радио и сайт, а также удалить все корпоративные аккаунты соцсетей.

Многие журналисты предпочли покинуть страну, спасаясь от репрессий, отмечается в докладе.

Роскомнадзор потребовал, чтобы СМИ публиковали только официальные правительственные отчеты о вторжении и ходе войны, и пригрозил блокировкой тем, кто не будет следовать правилам. Многие иностранные новостные агентства приостановили или сократили свою деятельность на территории России из-за отсутствия безопасности и рисков, заявили авторы отчета.

«Благодаря этим трансформационным действиям российский медиа-ландшафт были искусственно ограничен государственными или дружественными государству СМИ, которые представляют "альтернативную правду" о войне. Он состоит из полностью продезинфицированной версии, исключающей любые упоминания о нападениях на гражданское население и гражданской инфраструктуре и представляет конфликт как миротворческую операцию, направленную на защиту русскоязычного населения от так называемых "нацистов в Киеве"», — говорится в отчете.

В докладе также опубликован список из 56 заключенных журналистов из стран-участниц Совета Европы. Из низ 34 журналиста находятся в заключении в Турции, 10 — под контролем российских властей в Крыму, 7 журналистов — в России, 4 — в Азербайджане и Джулиан Ассанж — в Великобритании.

В российском списке — бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов, журналист дагестанской газеты «Черновик» Абдулмумин Гаджиев, журналисты издания «Росдержава» Александр Дорогов и Ян Котелевский, главред издания «БлогСочи» Александр Валов, томский журналист Игорь Кузнецов и редактор ингушского издания «Фортанга.ORG» Рашид Майсигов.

Также в докладе отмечается и российский закон об «иностранных агентах», в соответствие с которым на СМИ и даже отдельных физлиц накладываются жесткие ограничение. Сейчас в списке СМИ-«иноагентов» российского минюста 150 человек и медиа-организаций.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.