11 декабря 1994 года считается днем начала первой чеченской войны. Именно в этот день сводная группировка вооруженных сил Минобороны РФ, внутренних войск МВД РФ и ФСК (предтеча ФСБ РФ) вошла на территорию Чеченской республики. Однако официально чеченская война началась 30 ноября, когда президент России Борис Ельцин издал секретный Указ № 2137с «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики». Уже на следующий день, 1 декабря, российская авиация нанесла удары по чеченским аэропортам Калиновская и Ханкала и вывела из строя все находившиеся на территории Чечни самолеты.
Когда в 88 регионах страны россияне готовились встречать новый 1995-й год, в Чечне уже месяц шла война. Но новогоднее поздравление президента Бориса Ельцина ничем не отличалось от аналогичных поздравлений годом или двумя ранее. Слово «война» в нём не прозвучало. И не только потому, что это слово плохо сочеталось с новогодними шариками на елке.
Правительство Ельцина и его администрация ломали голову, решая правовую головоломку: как не назвать войну войной, и как ввести чрезвычайное положение на территории одного из регионов Российской Федерации, официально не объявляя при этом ЧП. Таким образом они хотели обойти Конституцию России и не допустить, чтобы решение Ельцина о начале военной операции в Чечне попало на голосование в Совет Федерации (а именно так и должно было быть, если бы российское правительство официально объявило о вводе ЧП и использовании армии, тем более на территории страны).
В 1994 году Совет Федерации, как тремя годами ранее Верховный совет РСФСР, совершенно точно не проголосовал бы за войну и не позволил бы российской исполнительной власти совершить эту страшную ошибку.