Когда Юлия поняла, что Алексея могут убить в колонии?
Интервьюеры в ходе разговора периодически обращались к мемуарами Алексея Навального «Патриот». Книга вышла в продажу во многих странах мира 22 октября.
Как замечает Таратута, самый душераздирающий момент в книге — когда Юлия разговаривает с Алексеем в тюрьме про то, что его могут убить.
«Я достаточно быстро поняла, что его в тюрьме будут мучить, — вспоминает Навальная. — После голодовки я поняла это точно. Тем более, я его видела во время голодовки. Это было, наверное, для меня даже внутренне и эмоционально тяжелее, чем когда он выходил из комы. Он действительно выглядел очень-очень плохо. Когда он был в коме, он находился в больнице, где были врачи. А здесь он находился в тюрьме один. Я его видела, кажется, посредине голодовки, день на 14-й. Было страшно. Я знала Алексея, и он такими вещами не играет, он всегда идет до конца. Я знала, что он будет голодать пока или не примут его требования, или он не умрет».
Навальный объявил голодовку в колонии в конце марта 2021 года из-за того, что к нему не пускали врача. Политика задержали сразу же после его возвращения в Москву из Берлина, где он проходил реабилитацию после отравления «Новичком». Голодовка продолжалась несколько недель, его состояние ухудшалось, и врачи предупреждали, что оппозиционер может умереть.
За три года лишения свободы у политика было лишь два длинных и три коротких свидания с женой. Последняя встреча состоялась во время суда в середине февраля 2022 года. По словам Юлии, тогда еще, видимо, у силовиков не было никаких указаний, как действовать, поэтому супругам удалось поговорить. Уже на следующий день общение запретили.
«Сложно было понимать, что условия, в которых он находится, ухудшаются. Сложно, что ты никак не можешь помочь, когда он бесконечно у тебя что-нибудь спрашивает из очень бытовых вещей, через которые ты осознаешь [что его беспокоит].