День народного единства 2023 года выдался для патриарха Кирилла (Гундяева) ярким и запоминающимся. Самое «харизматичное» событие дня — презентация обретенного патриархом в собственной загородной резиденции «подлинника» чудотворной Казанской иконы Божией Матери XVI века, празднование которой совпадает с Днем народного единства. Кроме того, стало известно о подписании указа Путина о награждении Кирилла президентской премией 2023 года, а в день праздника президент (или человек, похожий на него) удостоил патриарха личной аудиенции на Красной площади. Разве это не чудо?
Величественную картину праздника довершает возбуждение правоохранительными органами Украины уголовного дела в отношении Гундяева В. М. (мирское имя патриарха) по трем статьям Уголовного кодекса — отрицание территориальной целостности Украины, оправдание вооруженной агрессии и разжигание агрессивной войны. Из опубликованной в правительственной газете «Урядовий кур`єр» повестки на русском языке известно, что подозреваемый Гундяев В. М. вызван на допрос 8 ноября «к старшему следователю по особо важным делам 2-го отдела 3-го управления досудебного расследования Главного следственного управления СБ Украины Семейко Константину Валентиновичу, по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, 33».
Икона для Путина
В эйфории праздника патриарх очень туманно сказал об атрибуции найденного им образа, и российская пропаганда вначале преподнесла сенсацию так, будто Кирилл нашел «ту самую» подлинную святыню, которая пропала в Казани еще в 1904 году и официально считается сожженной. Позже уточнили: патриарх «обрел» один из первых списков (копий) чудотворной иконы, с которым ополчение Минина и Пожарского входило в Кремль в 1612 году, освобождая Москву от западных интервентов. Список до 1918 года хранился в Казанском соборе на Красной площади, но потом также исчез, и судьба его была неизвестна. Изверженный РПЦ из сана диакон-правдоруб Андрей Кураев с помощью несложного анализа показал, что представленный патриархом образ не может быть не то что оригиналом, но даже и этим списком. Но 4 ноября Кирилл был так взбудоражен, что вряд ли бы стал прислушиваться к подобной критике и отвечать на неудобные вопросы.
Список неизвестного происхождения помещен патриархом в специальный киот в Казанском соборе, куда, как он рассчитывает, теперь начнется массовое паломничество со всего мира с целью «возгревания особых молитв… за народ наш, за власти, за воинство». Смысл «чуда», явленного патриарху, объясняли тексты молитв, которые по его распоряжению возгласил в соборе патриарший архидиакон: «О Президенте страны нашея Российския Владимире Владимировиче, о еже подати ему с небесе силу и премудрость ко управлению страною нашею, наипаче же в сию годину испытания, егда ополчишася на ню врази наша, во еже разделити и погубити ю… О еже благосердием и милостию призрети на воинство и всех защитников Отечества нашего, в годину испытания души своя за ближних своих полагающих». В этом отношении нарратив Кирилла остается неизменным: чем больше святынь получит РПЦ, тем быстрее «президент страны нашея» победит в «СВО».
Но чем же конкретно Кирилл заслужил не только «чудесное явление», но и целую президентскую премию?