20 октября, когда Киев посещал президент Швейцарии, россияне взяли паузу — ни разу не ударили ракетами по столице. 25 октября, в день необъявленного визита президента ФРГ Франца-Вальтера Штайнмайера, воздушная тревога длилась два часа. Впрочем, утро выдалось тихим, и высокого гостя принимающая сторона встречала букетом синих ирисов.
IRIS-T— так называется система ПВО, накануне переданная Германией Украине. До конца года Киев ожидает второй немецкий «ирис», и две установки должны поступить в начале следующего года. «Концентрация ирисов на фото в купе нашего утреннего дипломатического поезда не случайна: любовь к ирисам у нас общая, что поделаешь», — объяснила в сообщении выбор цветов пресс-служба «Укрзализныци» («Украинской железной дороги»).
Штайнмайер, как узнали национальные медиа, собирался в дорогу неделей раньше. Поездку перенесли по соображениям безопасности. Тогда дроны-камикадзе прорвались в центр Киева, прозвучали взрывы, погибли люди, вспыхнул пожар.
Немецкий комплекс IRIS-T (по некоторым данным, он уже работает под Киевом) очень эффективен. «Девять из десяти ракет уничтожает, это самый высокий показатель у вооружения, которым мы пользовались», — сказал премьер Денис Шмыгаль на открытии украино-немецкого экономического форума.
Президент ФРГ намеревался собственными глазами увидеть то, что принес Украине «русский мир», гораздо раньше, в апреле, вместе с коллегами по ЕС, лидерами стран Балтии и Польши. Но, по информации Bild, «на пути встал президент Владимир Зеленский», который не желал встречаться с этим политиком. Причины лежали на поверхности: слишком тесные связи с Россией в последние годы, слишком откровенное лоббирование «Северного потока-2». Имелись и более давние основания относиться к немецкому гостю прохладно.
В октябре 2015 года, на парижском саммите «нормандской четверки», министр иностранных дел Германии Штайнмайер предложил свой метод урегулирования войны на востоке Украины: провести выборы под присмотром ОБСЕ на неподконтрольных Киеву территориях Донецкой и Луганской областей, а потом предоставить им особый статус. Вариант вошел в историю Минских соглашений как «формула Штайнмайера». Ее приветствовали самопровозглашенные республики и Кремль, украинское же гражданское общество протестовало. «Формула» означала капитуляцию: выборы предлагалось провести без вывода российских войск с Донбасса, без возвращения контроля над государственной границей, с полной амнистией боевиков…
Апрельский отказ Зеленского принять президента ФРГ аукнулся дипломатическими проблемами. В Киев отказался ехать и канцлер Германии Олаф Шольц. Напомнил, сколько помощи, военной и экономической, получает сейчас от его страны украинское правительство. Пока МИД Украины бился над разрешением ненужной напряженности в отношениях с одним из ключевых игроков Евросоюза, в игру вступил посол Украины в Германии Андрей Мельник — назвал Шольца в комментарии Der Spiegel «обиженной ливерной колбасой». Дальше ставки повышать было некуда. В мае президенты сами уладили конфликт, поговорив по телефону. Нынешняя встреча открыла новый этап отношений.
С вокзала Штайнмайер сразу отправился в Черниговскую область, в местечко Корюковка, где он уже был год назад. Корюковская трагедия 1943-го беспрецедентна в масштабах Второй мировой. Нацисты, но не немецкие солдаты, а венгерская военная жандармерия, провели там карательную операцию, сожгли за помощь партизанам 6700 мирных жителей. В разговор президента ФРГ с местными жителями о нынешней войне вклинился вой сирены. Всем вместе пришлось спуститься в бомбоубежище. «Это дало нам особенно четкое представление о тех условиях, в которых каждый день здесь живут люди», — цитирует Штайнмайера Bild. Отныне Корюковка и немецкий Вайткирхен стали городами-побратимами.
Встреча с Владимиром Зеленским состоялась уже вечером, после чего оба лидера вышли к прессе. Штайнмайер выглядел потрясенным, и выступление свое начал с благодарности за приглашение в Украину, «несмотря на коварные нападения России дронами и ракетами». Он обратился к украинцам: «Мы на вашей стороне, и будем дальше вас поддерживать в экономическом, политическом и моральном плане. Германия не признает захваченные территории Украины российскими». С Зеленским у него больше не возникало разногласий: «Я согласен с вами, что нужен справедливый мир. Мир, который хочет Путин, способен вызвать лишь новую войну». Теперь его формула выглядела совсем иначе.
Президент Украины еще раз похвалил «IRIS-T» и рассказал, что обсудил с коллегой новые поставки вооружения — прежде всего, нужны артиллерия и бронетехника. (Кроме систем ПВО, Германия обещает 2 установки MARS и гаубицы.) Теме российского ракетного террора, подкрепленной личными впечатлениями Франца-Вальтера Штайнмайера, и ядерного шантажа со стороны РФ тоже уделили достаточно внимания. «Мы говорили и о восстановлении Украины, особенно сейчас, перед зимой, а не стратегически, после окончания войны», — заметил Зеленский. Он проинформировал коллегу о том, что страна в текущем году выполнит рекомендации Еврокомиссии по вступлению в ЕС и что Россия снова создает искусственные препятствия для экспорта украинского зерна из Одессы. Президент Украины просил президента Германии содействия в том, чтобы Бундестаг признал Голодомор геноцидом.
Примерно в это же время очередному жестокому ракетному обстрелу подвергся Днепр, возник пожар, погибли люди, в том числе, беременная женщина.