Скандальный финансист Джеффри Эпштейн постоянно искал новых девушек модельной внешности. Помогали ему в этом агенты со всего мира, в том числе и из России. Благодаря опубликованным Минюстом США документам, относящимся к делу Эпштейна, «Новая газета Европа» установила нескольких людей, которые за деньги помогали ему рекрутировать девушек из России. На момент контактов с российскими контрагентами Эпштейн уже отбыл наказание за организацию проституции, в том числе с участием несовершеннолетних.
В одной из самых объемных переписок из архива Эпштейна — она растянулась на много лет — финансист общается с русскоязычным модельным агентом, живущей во Франции Викторией Гинсбург-Спиридоновой.
Отец Виктории — Владимир Спиридонов, его называют одним из первых челябинских бизнесменов. Он видная фигура в своем регионе. Среди активов Спиридонова были магазины, ресторан и пивоварня, офисный центр, предприятие по торговле металлом «Уралспецсталь». Часть активов продана, оставшейся сейчас управляет сын Спиридонова Сергей — брат Виктории. Спиридонов-старший дважды избирался в городскую Думу Челябинска и был ее зампредом.

Виктория Гинсбург-Спиридонова. Фото: BURO n 5
О чем переписывались Эпштейн и Виктория?
«Найди новых девушек (girlfriends)», — пишет Эпштейн Гинсбург в августе 2011 года в ответ на длинное дружеское письмо с предложением встретиться в Монако и обсудить совместные планы.
«Найди мне одну на Рождество», — отвечает Эпштейн на вопрос Гинсбург о том, как он провел праздники. «Нашла ли ты мне девушку?» — спрашивает он в другой переписке спустя год.
Гинсбург не раз присылала Эпштейну фотографии российских моделей и устраивала для него кастинги. В начале сотрудничества с Эпштейном Виктория уточняла у финансиста, для чего она их ищет, для моделинга или для эскорта. Ответа на этот вопрос в архиве нет.
В некоторых письмах она особенно подчеркивала юный возраст девушек — до 21 года. «176, 19 лет, Россия. Готова к поездкам», — пишет в 2011 году Гинсбург и прикладывает фото девушки. За одной 19-летней девушкой, особенно приглянувшейся Эпштейну, Гинсбург следила в течение полугода, выжидая момент, когда она разведется. За другой моделью Гинсбург, по собственному признанию, наблюдала несколько лет:
«Я нашла ее четыре или пять лет назад, когда ей было 14, сейчас ей 18. Прекрасный характер, мне она очень нравится»,
— писала она американскому финансисту.
Иногда Эпштейн прямо говорил Виктории, что ему нужны девушки возрастом от 18 до 21 года. Однажды он отчитал агента за то, что одна из девушек оказалась, по его мнению, на «5» (видимо, оценивая их внешность по 10-балльной шкале) вместо обещанных ей «7» и «8». К другой девушке возникла иная претензия: она слишком взрослая, 23 года. «Если ты хочешь зарабатывать деньги поиском моделей, ты должна искать тех, кому от 18 до 21».

Джеффри Эпштейн. Фото: U.S. Department of Justice
В 2019 году прокурор Южного округа Нью-Йорка предъявил Эпштейну обвинения в торговле детьми с целью сексуализированной эксплуатации. Он был арестован и вскоре повесился в тюрьме. Его смерть стала основой для конспирологических рассуждений, согласно которым самоубийство Эпштейна могло быть подстроено представителями американского истеблишмента, которые не хотели раскрытия данных о характере своих связей со скандальным финансистом.
О преступлениях Эпштейна в отношении несовершеннолетних было известно и до 2019 года. В 2008–2009 годах он отбывал наказание по делу об организации проституции, тогда дело рассматривалось властями штата, Эпштейн получил довольно мягкое наказание и смог продолжить свою деятельность.
Гинсбург также искала для Эпштейна помощницу. Среди кандидаток была, например, 25-летняя бывшая модель и 24-летняя модель. В ответ на кандидатуру более старшего возраста Эпштейн ответил: «27? Спасибо. С тобой всё в порядке?»
Как оплачивались услуги «скаутов»?
Эпштейн периодически отправлял ей деньги, а Гинсбург просила об одолжениях и по работе: «Мой дорогой Джеффри, как я могу заработать денег в этом месяце? Ничего не осталось», — пишет агент летом 2011 года. В 2011 году Гинсбург просила Эпштейна выплатить ей зарплату за поиск ассистентки и приписала в конце письма: «В городе есть миленькие девушки». Еще в одном письме Гинсбург просит финансиста выплатить ей комиссию за то, что она свела его с некой женщиной из нью-йоркского модельного бизнеса. По крайней мере один перевод на две тысячи долларов на счет Гинсбург (тогда еще носившей фамилию Оузэ) зафиксирован в банковской выписке с американского счета Эпштейна. В назначении платежа указано слово gifts — подарки.
Помимо этого Гинсбург как минимум однажды пыталась продать финансисту идею бизнес-проекта.
В мае 2011 года Гинсбург написала Джеффри Эпштейну письмо. Идея заключалась в том, чтобы запустить «российский фейсбук мира моды» на основе сайтов «Мода.ру» и «Модель.ру», где уже были страницы около десяти тысяч моделей, перевести сайт на английский и другие языки мира и таким образом зарабатывать на том, чтобы знакомить друг с другом моделей и их потенциальных работодателей. Делу должно было поспособствовать то, что, по мнению Гинсбург, «9 из 10 российских девушек хотят быть моделями». Особенно в письме подчеркивается, что средний возраст девушек на сайте — от 18 до 24 лет.

Антон Алфер. Фото: Сергей Шинов / Росконгресс
Гинсбург называет хозяином «Моды.ру» «своего друга» Антона Алфера, который живет в Москве. Проблема заключалась в том, что у Алфера не было денег развивать такой проект. Эпштейн не заинтересовался ведением бизнеса с Алфером, поскольку у того «нет делового чутья».
После того как совместный бизнес не сложился, общение Алфера с Эпштейном через посредника продолжилось. Алфер пытался через Гинсбург предлагать Эпштейну девушек и хотел, чтобы финансист вложился в конкурс красоты.
Так, в сентябре 2011 года Эпштейн собирался прилететь в Москву, чтобы «Антон» показал ему девушку, но в последний момент передумал и полетел в Париж. Впоследствии, в ноябре того же года, Гинсбург пересылала Эпштейну письма с фотографиями девушек «от Антона». Примерно тогда же Эпштейну вновь предложили профинансировать организацию Алфером модельного конкурса в России.
Антон Алфер и сейчас занимается предпринимательством в сфере моды. Он выступает с лекциями о фэшн-индустрии в РАНХиГС и развивает проект «Креативная платформа РФ» при поддержке учрежденного правительством Агентства стратегических инициатив. После 2011 года он в архиве Эпштейна не упоминается.
Гинсбург поддерживала отношения с финансистом как минимум до 2018 года, когда он вновь поручил ей искать 20–24-летних ассистенток.
Гинсбург, судя по переписке с Эпштейном и ее соцсетям, в 2010-е работала в нескольких модельных агентствах во Франции. С 2012 — то есть уже после знакомства с Эпштейном — и по крайней мере до 2013 года Гинсбург была «официальным представителем во Франции» World Fashion Channel — телеканала о модельном бизнесе, который в 2009 году купил российский бизнесмен Игорь Кесаев. Издание «Проект» писало, что Кесаев спонсирует семью Николая Патрушева, многолетнего начальника ФСБ, сейчас — помощника Владимира Путина.
Сейчас Гинсбург, согласно ее LinkedIn, сотрудничает с Dior на условиях частичной занятости и ведет светский образ жизни, о котором рассказывает в своем инстаграме на 16 тысяч подписчиков.
Какие переводы Эпштейна в Россию привлекли внимание банков и Министерства финансов США?
Гинсбург и Алфер — далеко не единственные, кто помогал Эпштейну рекрутировать моделей в России.
В 2019 году, в разгар расследования в отношении Эпштейна, прокурор Южного округа Нью-Йорка потребовал у Deutsche Bank составить доклад о подозрительных финансовых транзакциях Эпштейна и его структур. Этот доклад со значительными изъятиями оказался в опубликованном архиве.
В списке перечислены значительные выплаты иностранным моделям. Имена в большинстве случаев скрыты, но везде указаны банки, куда переводились деньги. Некоторые из них — российские («Альфа», Сбербанк, «Тинькофф», ВТБ).
Всего, согласно этому списку, Эпштейн отправил на российские счета моделей более 220 тысяч долларов.
Еще в отчете указаны переводы со счетов Эпштейна в образовательные учреждения по всему миру. В некоторых случаях составители отчета Deutsche Bank отдельно подчеркивали, что бенефициарами этих платежей были российские модели. Так, Эпштейн оплачивал обучение россиянок в двух китайских языковых школах, New York Film Academy, университете The New School, швейцарском институте в сфере гостеприимства Glion, испанской Escuela Superior. Общая сумма этих платежей — 235 тысяч долларов.
Также служащие Deutsche Bank, отвечающие за комплаенс, интересовались частыми платежами Эпштейна на российский счет пиар-менеджера из подмосковной Балашихи.
Один из сотрудников банка обратил внимание, что Эпштейн часто делает переводы на счета мужчины, в назначении которых указаны женские имена и нет никаких других пояснений. «Я знаю, что OFAC (подразделение Министерства финансов США, которое отвечает за финансовую разведку. — Прим. ред.) пометило эти платежи как безопасные, но мне кажется, надо посмотреть на них более пристально с точки зрения негативного пиара».

Николай Гуров. Фото: страница Гурова в VK
Его коллеги, судя по переписке, запросили информацию у Эпштейна и получили «невнятные ответы» про помощь с получением виз.
Мужчина, который получал платежи от Эпштейна, — пиарщик из Балашихи Николай Гуров. Он публикует в своем инстаграме фотографии обложек западных глянцевых журналов с российскими моделями, которым он помог с пиаром. В пояснении к одному из платежей Гурову было указано «Арина М» — так зовут российскую модель. Девушка по имени Арина регулярно упоминается в переписке Эпштейна.
«Новая газета Европа» попыталась связаться в мессенджере с Викторией Гинсбург и Антоном Алфером. Они не ответили на звонки издания. Алферов прочитал сообщение с вопросами от «Новой-Европа», но не ответил. Гинсбург на момент выхода материала не прочитала сообщение.
