29 января стало известно о заключении между Украиной и Россией «энергетического перемирия». Якобы власти двух стран договорились о том, что обе стороны будут воздерживаться от ударов по энергетической инфраструктуре друг друга, а ВСУ также прекратят обстрелы объектов нефтяной отрасли РФ.
В четверг 29 января президент США Дональд Трамп заявил, что Владимир Путин согласился в течение недели не наносить удары по Киеву. «Из-за холода, сильного холода — у них такая же ситуация, как и у нас, — я лично попросил президента Путина не обстреливать Киев и другие города в течение недели во время этой необычайно холодной погоды, — сказал Трамп. — И он согласился это сделать. И я должен сказать, что это было очень приятно». Дмитрий Песков подтвердил недельное энергетическое перемирие между Россией и Украиной и при этом уточнил, что в российском понимании неделя истечет 1 февраля, то есть де-факто продлится три дня. Именно 1 февраля в Украине начнутся самые сильные холода, прогнозируют синоптики.
В ночь на 30 января Украина не наносила ударов по России. А вот армия РФ вновь обстреляла Украину.
«Основной целью ударов, нанесенных российской армией по Украине в ночь на 30 января, стали гражданские объекты в Запорожской области и сам областной центр, — говорит “Новой-Европа” военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление” Александр Коваленко.
— Всего было запущено 111 дронов, около 70 из которых оказались ударными моделями “Шахед 136”. 80 БПЛА были перехвачены украинской ПВО.
Из 31 дрона, которые не были сбиты, часть могли быть идентифицированы как беспилотники-приманки — “Герберы” и “Пародии”. Полной информации о нанесенном ущербе пока нет. Однако известно, что беспилотники повредили многоэтажный жилой дом. Также из Воронежской области РФ была запущена баллистическая ракета “Искандер М” в Харьковскую область Украины. Сбить ее не удалось. О нанесенном этим обстрелом уроне ничего неизвестно».
Последствия российского удара по Запорожью. Фото: ГСЧС Украины по Запорожской области
«Было попадание по промышленному объекту, но нет понимания, имел ли он отношение к энергетике, — рассказывает “Новой-Европе” военный аналитик, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. — Все очень шатко и неточно. Я бы сказал, что стороны идут по тонкому льду.
Зеленский заявляет так: “Если Россия не бьет по нашей энергетике, генерирующей или любой, — мы не будем бить по их энергетике”. То есть официально ни о чем не договорились».
«В настоящий момент соглашения выглядят так, как будто их основная задача — не дать Украине подорвать экономику России, — высказывает свое мнение “Новой-Европа” военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан. — Все разговоры о прекращении атак на украинскую энергетическую инфраструктуру — это информационное прикрытие. Фактически, в Украине сейчас не осталось больших работающих электростанций, кроме атомных. При этом обстрелы продолжаются, и реальное перемирие так и не началось. Уже зафиксировано попадание по мирному предприятию и жилому дому».
Александр Коваленко предполагает, что действующее неформальное соглашение о приостановке ударов по энергетической инфраструктуре покажет себя во время ближайших сильных морозов, которые придут в Украину в конце текущей недели. Но серьезной веры в такие договоренности пока нет.
