Россия начала выводить войска из аэродрома Камышлы на северо-востоке Сирии, где российские подразделения находились с 2019 года, сообщило Reuters 26 января со ссылкой на пять источников. По данным агентства, постепенная эвакуация началась на минувшей неделе: часть личного состава планируют перебросить на авиабазу Хмеймим на западе Сирии, другую — вернуть в Россию.
Источник издания в сирийских службах безопасности сообщил, что за последние дни из Камышлы в Хмеймим была отправлена российская военная техника и тяжелое вооружение.
26 января сам журналист Reuters видел в аэропорту Камышлы российские флаги и два самолета с российскими опознавательными знаками. Информацию о сворачивании российского присутствия также подтверждают курдское агентство Kurdistan24 и издание Al-Monitor. Официальных комментариев от Минобороны РФ на момент публикации не поступало.
Как выглядит оставленная база
Об уходе российских военных с базы в Камышлы говорят и наблюдения журналистов. Так, корреспонденты Associated Press побывали на одной из российских баз рядом с аэропортом и обнаружили, что объект уже охраняют бойцы «Сирийских демократических сил» (СДС) — прокурдского альянса, вооруженных формирований на северо-востоке страны. Участники СДС утверждают, что российские военные вывозили оборудование последние несколько дней.
По данным AP, жилые помещения для военных выглядят по большей части пустыми. Оставленными оказались лишь некоторые вещи, в том числе спортивный инвентарь, упаковки протеина и некоторая одежда. Один из бойцов СДС сообщил агентству, что эвакуация началась пять-шесть дней назад и техника вывозилась грузовым самолетом. При этом, по его словам, неясно, была ли она направлена в Россию или на авиабазу Хмеймим. Он также подчеркнул, что российское присутствие в Камышлы пока полностью не прекращено и сворачивается постепенно.
Схожие кадры публикует издание Al-Monitor. Его журналистка сняла видео, как утверждается, с территории покинутой российской базы в Камышлы, откуда, по ее данным, военные ушли за два дня до съемки. В ролике действительно видны брошенные вещи и до сих пор развевающиеся российские флаги над связной башней.
«Им там нечего делать»
Несколько дней назад о возможном уходе российских военных из аэродрома в Камышлы писала газета «Коммерсантъ». По данным издания, временное правительство Сирии хотело инициировать переговоры с Москвой о статусе базы после ожидаемого перехода провинции Хасеке — последнего оплота курдских формирований — от СДС под контроль центральных властей. Сирийский источник «Коммерсанта» утверждал, что после этого Дамаск поднимет вопрос о том, насколько целесообразно присутствие российских военных в Камышлы, и, вероятно, попросит их покинуть объект.
«Мне кажется, русских попросят уйти из Камышлы полностью. Теперь им там нечего делать»,
— пояснил собеседник «Коммерсанта».
Еще в 2019 году начальник российской авиационной комендатуры Тимур Ходжаев сообщал, что для функционирования объекта Москва выделила военную полицию, средства ПВО и бронемашины. Российская военная полиция продолжила работу в этом районе даже после того, как 8 декабря 2024 года в Дамаске сменилась власть. Патрули в окрестностях Камышлы были замечены через несколько дней после визита в Москву главы МИДа переходного правительства Сирии Асаада аш-Шайбани 31 июля — 1 августа 2025 года. Тогда же сирийские СМИ сообщали, что Москва нарастила военное присутствие в Камышлы.
Российские военнослужащие в Камышлы, Сирия, 12 декабря 2024 года. Фото: Delil Souleiman / AFP / Scanpix / LETA
Сегодня российская армия кроме аэродрома в Камышлы располагает в Сирии авиабазой Хмеймим в провинции Латакия и пунктом материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе.
Военный обозреватель Русской службы Би-би-си Илья Барабанов в разговоре с «Новой-Европа» обратил внимание на динамику числа россиян, голосовавших на выборах и референдумах на территории Сирии. По его словам, с 2016 по 2024 годы это число стабильно росло — от примерно 4,5 тысячи до около 7,5 тысячи человек.
— Ясно, что большинство из них были военными. После свержения Башара Асада большинство солдат передислоцировали из Сирии. Сколько их там сейчас — неизвестно.
Но мы знаем, что часть военной техники после смены власти в стране морем вывезли в ливийский порт Тобрук, откуда она, судя по всему, ушла в распоряжение «Африканского корпуса» [Минобороны] в Мали, — рассказал Барабанов.
В числе той техники — танки Т-72, бронетранспортер БТР-82, боевая машина пехоты БМП-3 и реактивные системы залпового огня «Град».
Точных данных о численности российских военных в Сирии в открытых источниках нет, отметил в беседе с «Новой-Европа» военный обозреватель Давид Шарп.
— Могу предположить, что сегодня в этой стране находится незначительное число солдат армии РФ, от нескольких сотен до тысячи с небольшим человек. Они в основном занимаются охраной военных баз, оборудования, техники и самих себя. Техники обеспечивают вылеты и посадки авиации, а также отправку и принятие кораблей, — объяснил Шарп.
Аэропорт Хмеймим и пункт ВМФ в Тартусе могут использоваться как перевалочные пункты для снабжения «Африканского корпуса», считает эксперт.
Собеседник «Новой-Европа» подчеркивает, что в нынешних условиях перед российскими военными в Сирии, по сути, не ставится активных боевых задач. Присутствие в Камышлы изначально рассматривалось как попытка сдержать турецкое влияние и защитить курдские силы. Но в итоге после смены власти в Дамаске база оказалась ненужной.
