СюжетыПолитика

Папа Лев и отец Трамп

Несмотря на растущие противоречия, президент США пригласил понтифика в «Совет мира». Если папа римский откажется — это будет подвиг

Папа Лев и отец Трамп

Папа Римский Лев XIV, Ватикан, 21 января 2026 года. Фото: Vatican Media / EPA

21 января Лев XIV получил приглашение Дональда Трампа войти в создаваемый им «совет мира». Лидеры некоторых стран (например, Израиля, Египта и Беларуси) уже вошли в «совет». Ответа из Ватикана пока не последовало. Осенью понтифик называл план Трампа по восстановлению Газы «реалистичным», однако жестко полемизировал с американским лидером по другим вопросам.

Второе пришествие Трампа на пост президента США почти совпало со сменой власти в Ватикане: 20 января состоялась инаугурация в Вашингтоне, а 14 февраля папу Франциска госпитализировали. К полноценному управлению церковью он уже не вернулся и скончался на Пасху, 21 апреля. 8 мая его преемником стал Лев XIV (Роберт Фрэнсис Превост) — первый в истории понтифик, родившийся в США (в Чикаго в 1955 году). Коллегия кардиналов как будто бы решила послать позитивный сигнал максималистски настроенному Трампу, весьма неравнодушному к вопросам религии.

Если Франциск открыто враждовал с Трампом еще во время его первого президентского срока, за что получил от трампистов ярлык «левака», то папа Лев старается быть более умеренным и деликатным. Но в силу известных особенностей Трамп требует «всего или ничего». Его взгляд на роль Ватикана в современном мире передает знаменитый коллаж, опубликованный в официальном аккаунте Белого дома в период ватиканского «междуцарствия» (Трамп в папском облачении. Сам он утверждал, что не имеет отношения к этому изображению). Несмотря на столь прозрачные намеки, Лев XIV отказался стать послушником Трампа. В начале второго года его президентства уже точно можно признать: конфликт Ватикана с Вашингтоном продолжается и даже играет новыми красками.

Попробуем разобраться в разных аспектах этого конфликта…

Папа Римский Лев XIV выступает с обращением из окна Апостольского дворца, выходящего на площадь Святого Петра, Ватикан, 4 января 2026 года. Фото: Massimo Percossi / EPA

Папа Римский Лев XIV выступает с обращением из окна Апостольского дворца, выходящего на площадь Святого Петра, Ватикан, 4 января 2026 года. Фото: Massimo Percossi / EPA

Вызовы Венесуэлы и Гренландии

После радикального обновления («aggiornamento») католической церкви на Втором Ватиканском соборе (1962–65) ее богословие и социальное учение развивались в русле европейского либерализма, хотя и с оглядкой на евангельские ценности. В частности, Ватикан активно включился в процесс деколонизации и борьбы с пережитками империализма, которые выглядели анахронизмом в постиндустриальном мире. Либеральные тенденции ХХ века сделали католическую церковь абсолютно не готовой к наступлению «нового средневековья», варварские принципы которого (прежде всего, культ силы, гегемонизм, неуважение к международному праву) провозглашает Трамп. Его попытки воплотить эти методы на практике — например, в отношении Венесуэлы — предсказуемо наткнулась на осуждение со стороны Ватикана.

В ближайший к похищению Мадуро воскресный день, 4 января, Лев XIV в очень эмоциональной манере призвал из окна своего дворца к защите государственного суверенитета и к уважению прав каждого человека. Через несколько дней «Washington Post» рассказал о беспрецедентных усилиях, которые еще в декабре прилагал Ватикан, добиваясь от США отказа от планов по захвату Мадуро. Госсекретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин, работавший до своего назначения на второй по важности пост в Ватикане апостольским нунцием (послом) в Венесуэле, умолял американского посла Брайана Берча «проявить терпение» и дать венесуэльскому диктатору шанс сбежать в РФ.

Встречаясь с аккредитованными при Святом престоле послами 9 января, сам папа заявил, что «стабильность в боливарианской стране возможна только в том случае, если будет прекращена внешняя агрессия».

Такое жесткое определение дал Лев XIV действиям США в Венесуэле.

Это не значит, что Ватикан как-то симпатизировал Мадуро, но «порядок есть порядок». Несмотря на то, что по данным переписей 96% населения Венесуэлы — католики, радикально левые режимы Чавеса и Мадуро конфликтовали с католическим духовенством. De facto Ватикан, как и большинство западных стран, не признал итоги президентских выборов в Венесуэле 2018 года, а глава Конференции католических епископов страны кардинал Хорхе Луис Асуахе официально назвал Мадуро «нелигитимным». В 2019-м папа Франциск отказал Мадуро в аудиенции, обвинив его в невыполнении договоренностей, достигнутых на их встрече тремя годами ранее. Примерно так же Святой престол смотрит на нынешнее венесуэльское руководство, о чем красноречиво говорит встреча Льва XIV с лидером венесуэльской оппозиции, нобелевским лауреатом Марией Кориной Мачадо 12 января. После этой встречи Мачадо передала Трампу свою нобелевскую медаль.

По другому скандальному трамповскому «проекту» — аннексии Гренландии — понтифик пока еще не высказывался. 19 января в Ватикане с ним встречался президент Чехии Петр Павел, который заявил, что папа разделяет его позицию: гренландский вопрос должен решаться путем переговоров, без военного или экономического давления. Стороны также согласились, что происходящие процессы дают Европе шанс встать на более самостоятельный путь развития.

Папа против MAGA

Франциск и Трамп — при всей противоположности своих мировоззрений («левацкого» и ультраправого) — психологически были близки друг другу. Оба ломали стереотипы, шокировали публику и мечтали о радикальном переустройстве мира. С этой точки зрения, Лев XIV более дипломатичен и готов делать реверансы в сторону консерваторов, которым Франциск явно не симпатизировал. Однако, как замечает влиятельное американское издание «Politico», по сути приоритеты нынешнего понтификата не отличаются от предыдущего. Лев XIV продолжает отстаивать права людей из беднейших стран или диссидентов на эмиграцию, осуждает массовые депортации нелегальных мигрантов, продвигает инклюзию персон ЛГБТК+ и экологическую повестку.

С точки зрения сторонников Трампа, это классический набор чисто «левых» ценностей, с которыми они настроены решительно бороться. Стало быть, отличия Льва XIV от Франциска — скорее «стилистические», но не идеологические.

В первый год понтификата Льва его противоречия с трампистами сводились, в основном, к миграционной проблематике. Осенью понтифик поддержал позицию католических епископов Америки, заявивших о недопустимости депортации мигрантов без суда, тем более — в массовом порядке. Едва ли не большинство католиков в США составляют иммигранты в первом поколении из стран Латинской Америки и Азии. Признав право США на собственную политику в этой сфере, папа предостерег: «Когда люди живут нормальной жизнью по десять, пятнадцать, двадцать лет, обращаться с ними таким образом (депортировать. — Прим. ред.), мягко говоря, крайне неуважительно. И, к сожалению, имеет место насилие».

Такая позиция папы вызвала волну хейта со стороны трампистов. Так, правая активистка и неформальный советник Трампа Лора Лумер описывает Льва XIV как «убежденного марксиста» и «анти-Трампа», ссылаясь на его многолетний опыт служения в Латинской Америке (в Перу), где доминируют крайне левые настроения. «Politico» также цитирует Стива Бэннона, консервативного католика и бывшего главного советника Трампа по стратегическим вопросам, который назвал Льва XIV «худшим выбором с точки зрения католиков MAGA».

Дональд Трамп на Всемирном экономическом форуме, Давос, Швейцария, 21 января 2026 года. Фото: Gian Ehrenzeller / EPA

Дональд Трамп на Всемирном экономическом форуме, Давос, Швейцария, 21 января 2026 года. Фото: Gian Ehrenzeller / EPA

Всадник Апокалипсиса

Выступая 21 января на международном экономическом форуме в Давосе, президент США с явным удовольствием вспомнил, как один «очень умный человек» назвал его папой современного мира. Игра слов тут получается только в некоторых славянских языках — в английском (и других европейских) «Dad» не вызывает прямых ассоциаций с «Pope». Но не будет большой ошибкой сказать, что как сам Трамп, так и его ревностные почитатели описывают его миссию в религиозных терминах (специфической религиозности Трампа «Новая газета Европа» посвятила отдельное исследование). Американская баптистская ассоциация охарактеризовала религиозные взгляды трампистов как «ересь диспенсационализма» — веру в особое личное откровение лично Трампу, которое на него возложило глобальную миссию по созданию нового миропорядка во главе с Америкой. С точки зрения православной эсхатологии, диспенсационализм скорее вызывает ассоциации с царством Антихриста, как оно описано в последней книге Библии. Во всяком случае, конструкция «совета мира», где Трамп получает возможность быть бессменным лидером с правом налагать вето на решения всех государств и вступление в который подразумевает выражение личной лояльности ему, навевает ассоциации с 13-й главой Апокалипсиса.

Одним из ярчайших идеологов трампизма считается миллиардер из Кремниевой долины и член Бильдербергского клуба Питер Тиль, вложивший огромные суммы в предвыборные кампании Трампа. В последнее время Тиль очень много говорит об Апокалипсисе. Стержнем его философии является своеобразный технократический мистицизм — учение о разрушении старых институтов, на месте которых будет создан некий «блокчейн» из бизнес-корпораций, регулируемых искусственным интеллектом и производящих платежи криптовалютой. В нашумевшем интервью «The New York Times» летом прошлого года Тиль и его собеседник говорили о «трансгуманизме», о биологической исчерпанности человечества, которое может развиваться лишь на основе искусственного интеллекта. Чуть позже Тиль прочитал в Кремниевой долине цикл лекций о том, что Апокалипсис уже наступил, и задачей Антихриста является уничтожение искусственного интеллекта.

В рамках этой мистической концепции лидерство Трампа становится последней надеждой человечества на технократическую победу над Антихристом.

Неизвестно, читал ли Тиль труды философов «русского космизма» (Николая Федорова или Константина Циолковского), но его формулировки заставляют вспомнить именно об этой традиции. «Мы остаемся открытыми для эсхатологической структуры, в которой Бог действует через нас, строя царство небесное сегодня, здесь», — пишет Питер Тиль. Обер-философ Кремля Александр Дугин признает близость своей философии и даже терминологии («катехон», «Новый Рим») к учению Тиля, видя в этом опасность — трамписты как бы перехватывают лозунги Всемирного русского народного собора, которые так и были «подхвачены массами» в России.

По всему выходит, любезное приглашение Трампа — не только политический, но и мистический, эсхатологический вызов для папы Льва XIV. Понтифик взял время на размышления. С одной стороны, статус лидера христианского миротворческого движения не позволяет ему уклоняться от глобальных инициатив под знаком миротворчества. С другой, опора на полуторамиллиардную католическую общину и тысячелетнюю традицию предоставляет папе ресурс, чтобы противостоять трампистскому тоталитаризму, отстаивая идею мира, основанного не на силе, а на любви. Если Лев XIV откажется от предложения Трампа, это будет реальный подвиг.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.