Клеймо «Слава России» на животе украинского военнопленного Андрея Переверзева сделали во время операции в крупнейшей больнице Донбасса — «Донецком клиническом территориальном медицинском объединении» (ДОКТМО). Это смог выяснить проект «Радио Свобода» «Схемы».
Надпись, выжженая на животе Андрея Переверзева. Фото: Александр Туркевич / Facebook
Освободившийся в мае 2025 года в результате обмена украинский военный Переверзев рассказал, что перед попаданием в российский плен подорвался на гранате, которая оказалась прямо под ним.
После череды избиений и допросов российские военные доставили бойца ВСУ с тяжелыми травмами в больницу. «Схемы» установили, что Переверзев попал в ДОКТМО — об этом свидетельствует планировка медучреждения и вид из окна, которые запомнил военный.
ДОКТМО. Фото: «Схемы»
Помимо этого, Переверзев вспомнил, что медсестра, которая пришла к нему после первой перевязки, сказала: «Да не переживай. Приедешь домой — или выведешь, или наколкой забьешь».
«Схемы» предположили, что надпись на теле выжег оперировавший военного хирург. Об этом говорит, в частности, то, что клеймо достаточно ровное и сделано медицинским инструментом с правой стороны, с которой обычно работает врач.
Уже во второй больнице Донецка, куда перевезли Переверзева, медсестры между собой говорили, что клеймо на животе пленного сделал российский врач, вспомнил боец ВСУ.
О том, что надпись выжег не донецкий врач, в разговоре со «Схемами» сказала медсестра из Донецка Татьяна Трегулова — та, которая первая сообщила Переверзеву о клейме.
Проект выяснил, что в ДОКТМО регулярно приезжают российские врачи из группы «Друзья медицины Донбасса». В их числе — московский хирург и депутат Госдумы от «Единой России» Бадма Башанкаев.
«Схемы» выяснили, что в день операции Переверзеву — 24 февраля 2024 года — в донецкой больнице были два краснодарских врача, входящих в группу «Друзья медицины Донбасса»: абдоминальный хирург Юрий Кузнецов и хирург-проктолог Андрей Крячко. Об этом свидетельствуют посты в их соцсетях и метаданные фото, которые они публиковали.
При этом Кузнецов в разговоре с журналистами сначала отрицал, что был вместе с Крячко в ДОКТМО в тот день, а потом заявил, что они с коллегой только доставили гуманитарную помощь и проконсультировали врачей.
Кто именно — Кузнецов или Крячко — выжег клеймо на теле Переверзева, журналисты установить не смогли.