55-летний Роман Тюрин, политзаключенный из омского села Ольгино, умер 17 февраля 2025 года, но публично известно об этом стало лишь спустя почти год, 15 января 2026-го.
ФСИН вернула нераспечатанное письмо Тюрину с пометкой «адресат умер», рассказала активистка и авторка телеграм-канала «Настя и тюрьма», которая писала политзеку письма. Дата на пришедшем 14 января 2026 года бланке — 28 мая 2025-го.
За год до смерти Тюрин получил четыре приговора и 6,5 лет колонии за то, что публиковал и репостил в «Одноклассниках» антивоенные материалы.
Материал впервые опубликован в издании «Ветер».
Роман Тюрин, жителя села Ольгино в Полтавском районе Омской области, родился 25 февраля 1969 года. На его аватарке в «Одноклассниках» до сих пор — подсолнухи, небо, желто-голубая бабочка и надпись «Все буде Україна!» У Тюрина в этой соцсети 68 друзей, довольно весомая часть из них — из Украины.
Полтавский район, находящийся на юге области, основан выходцами из Полтавской (и частично Черниговской) губернии Украины в рамках столыпинской аграрной реформы конца XIX – начала XX века. Значительное число местных жителей — украинцы или их потомки, хотя из-за ассимиляции и миграции их доля со временем снизилась.
За 2024 год Роману Тюрину вынесли приговоры по четырем уголовным делам и приговорили к 6,5 года колонии за публикации постов в соцсетях.
Адвокат политзаключенного Павел Винокуров, с которым поговорил «Ветер», рассказал, что Тюрин вел довольно замкнутый образ жизни: он давно уехал из Омска в село, жил один и с родственниками долгое время не поддерживал никакой связи. С самого начала полномасштабного вторжения в Украину он выступал резко против действий властей. До уголовных дел Тюрин занимался ремонтом компьютерной техники для местных жителей.
«Большинство заседаний с ним проходило по видеосвязи, и мы общались совсем немного. Однако, насколько мне известно, у него был рак, и на состояние здоровья он жаловался уже давно. Видимо, это и стало причиной смерти», — сказал он.
По словам защитника, Тюрин был спокойным, начитанным и образованным человеком, работал над «исторической» книгой про «наши народы».
Он «немножечко фаталистично смирился со своей судьбой и был не таким активным на слушаниях»,
отметил Винокуров. «Указывал на то, что болеет, у него были затруднения с дыханием. Я так понимаю, что, наверное, у него были проблемы с легкими», — рассказал адвокат «Ветру».
Все сведения о состоянии здоровья и заболеваниях Тюрина приведены со слов адвоката. С подтверждающими это документами ознакомиться не удалось.
Жалобы на состояние здоровья поступали с самого начала заключения, рассказал Винокуров: Тюрин указывал, что в СИЗО и больницах при них нет необходимых медицинских препаратов и оборудования. Кроме того, приходится долго ждать обследования.
«Я узнал, что он умер, через пару месяцев после последней встречи. До этого у меня не было возможности с ним пообщаться. В это время он находился в лечебном учреждении закрытого типа», — добавил защитник.
Скриншот страницы Романа Тюрина
Преследования Тюрина: от административок — до четырех уголовных дел
С начала февраля по 2 августа 2023-го Тюрин активно публиковал и репостил материалы, критикующие российское руководство, Владимира Путина и войну России против Украины. За это его и стали преследовать силовики.
Всё началось с административных дел. 31 мая 2023 года Полтавский районный суд Омской области оштрафовал сельчанина на 30 тысяч рублей. Судья Тригуб М. А. посчитал, что Тюрин с лета 2022 года в своих постах в «Одноклассниках» «дискредитировал» российскую армию. Сразу в тот же день — второй штраф от того же судьи, 1000 рублей, за «демонстрацию нацистской символики» (свастики) на странице. Поводом для обоих постановлений стали протоколы, составленные в один день майором полиции Киселёвым В. В.
Уже в августе 2023-го, вероятно, его задержали — именно тогда на его странице перестали выходить посты. В феврале 2024 года Военный суд приговорил его по первому делу об «оправдании терроризма» (ст. 205.2 УК РФ) к четырем годам колонии. Никто, включая правозащитников, так и не понял, какая именно публикация стала причиной, — на сайте суда вся информация скрыта. Адвокат Павел Винокуров заявил «Ветру», что также не знает об этом, так как тогда еще не защищал Тюрина. При этом судья Давыдов Д. А. дал срок ниже низшего предела. Сразу после приговора Тюрина внесли в список «террористов и экстремистов» Росфинмониторинга.
Параллельно шло второе дело — за «фейки» об армии (ст. 207.3 УК). Дело рассматривала судья Носачева Юлия Валерьевна. Поводом для уголовного дела стали посты сельчанина в «Одноклассниках», опубликованные с 6 по 24 февраля 2023 года. Среди них были, например, новости с фронта, ссылки на рассказы солдат и пленных, сообщения о протестах против вторжения, фотографии антивоенных пикетов. Тюрин называл войну «утилизацией населения».
По совокупности приговоров в мае 2024-го его приговорили к шести годам лишения свободы, а также к запрету размещать информацию в интернете в течение четырех лет. В карточке дела утверждается, что Тюрин «признал вину». Впрочем, адвокат политзаключенного Павел Винокуров в разговоре с «Ветром» говорит, что его подзащитный в суде говорил о своей невиновности.
Буквально через несколько недель, в июне 2024, на него завели третье уголовное дело — за «повторную дискредитацию» армии (ст. 280.3 УК). Поводом стал перепост видео из Telegram, на котором, предположительно, российские военные в Энергодаре обворовывают квартиры. Тюрин сопроводил его резким комментарием: «Руzzнявые военные мародеры-выродки лазают по квартирам мирных жителей в Энергодаре и обворовывают их». Видео (снятое камерами наблюдения в подъезде и лифте) показывало людей в военной и гражданской одежде, входящих в квартиру и срывающих камеру.
Тюрин объяснял, что хотел привлечь внимание к преступлению — мародерству. Суд счел это «подрывом доверия к армии». Дома у него провели обыски, но ничего не изъяли.
В деле участвовало целых семь анонимных свидетелей, которые якобы подтвердили вину политзаключенного. В итоге после сложения наказаний по трем приговорам окончательный срок составил 6 лет 3 месяца колонии общего режима.
Четвертый приговор последовал в ноябре 2024. Тюрина осудили по двум статьям: за «призывы к деятельности против безопасности государства» (ст. 280.4 УК) и за «неоднократную демонстрацию экстремистской символики» (ст. 282.4 УК). Поводом стала фотография свастики над зданием Русского клуба в 1934 году, которую опубликовал Тюрин. Судья снова — Юлия Носачева из Полтавского районного суда Омской области — добавила к его сроку еще 3 месяца. Итого — 6 лет 6 месяцев колонии.
Поддержать независимую журналистику
«Слабость каждого дела по отдельности»
Правозащитники «Мемориала» подчеркивали, что Тюрина преследовали по политическим мотивам: «Множественность предъявленных ему обвинений косвенно свидетельствует о слабости каждого уголовного дела по отдельности... этот прием характерен для политически мотивированных преследований». Нет данных, что он призывал к насилию или иным опасным действиям, отмечают правозащитники; также в его постах отсутствует состав преступления и какая-либо общественная опасность, оправдывающая тюремный срок.
Тюрин на заседаниях последовательно заявлял о непризнании вины, отметил адвокат Павел Винокуров в разговоре с «Ветром». Так, он подчеркивал, что он не был создателем контента, а лишь ретранслировал (пересылал) на свою личную страницу материалы, которые изначально были размещены в других группах и сообществах. Кроме того, его страница имеет ограниченный круг пользователей, которые могли видеть эти материалы. Поэтому его действия не могли дискредитировать армию, добавил адвокат.
Автор: Наталья Глухова
