Краснодарский импульс
Гендиректор и генпродюсер телеканала «Спас», принадлежащего РПЦ, Борис Корчевников выдал новую порцию гневных филиппик в адрес «системной» КПРФ. Поводом стала состоявшаяся 30 ноября акция жителей Юбилейного микрорайона (ЮМР) Краснодара против застройки Рождественской набережной очередным храмовым комплексом РПЦ.
По сведениям местных СМИ, на протест вышли около двухсот человек, местные власти проведению акции не препятствовали. Участники записали видеообращение к губернатору края Вениамину Кондратьеву, в котором подчеркнули, что выступают не против храма, а за сохранение набережной. В прошлом жители успешно защищали водоохранную зону — например, в 2015-м власти под их давлением отменили проект строительства на набережной крупного жилого комплекса, за которым стоял Виктор Вексельберг. Как анонимно рассказал «Новой газете Европа» один из участников акции, жители микрорайона — в основном православные и не против новых церквей. Их не устраивает конкретный проект, который предусматривает строительство гигантского храмового комплекса, лишающего жителей парка и доступа к реке. В самом начале набережной (дом 1) уже стоит большой храм Рождества, на въездах в ЮМР расположены еще два небольших храма, а всего, по данным Екатеринодарской епархии РПЦ, в миллионном городе богослужения регулярно совершаются в 86 храмах и часовнях.
В 2021 и 2024 годах, исполняя закон, градостроительная комиссия Краснодара проводила общественные слушания, по итогам которых проект собора отправляли «на доработку». Этот эвфемизм скрывает неутешительные для властей итоги голосования. Представители епархии, как будто стесняясь своих истинных целей, убеждали жителей, что проектируется комплексная «территория, куда можно прийти с ребенком, с семьей, погулять и просто пообщаться».

Борис Корчевников. Фото: Владимир Васильев / «Татар-информ»
Уникальный очаг протеста пытаются оседлать в Краснодаре разные политические силы, в том числе, КПРФ — в лице депутата гордумы Александра Сафронова, который поучаствовал в акции протеста. Хотя другие участники никак не выражали своего отношения к КПРФ, не демонстрировали ее символику и вообще не высказывались на политические темы, директору «Спаса» Корчевникову хватило фактуры.
Он не только обвинил в организации митинга всю партию КПРФ, но и уподобил коммунистов украинцам, сатанистам и, прости Господи, «навальнистам».
Руководитель главного православного телеканала — не иерарх и не официальный представитель церкви, даже в православной среде Бориса нередко называют «блаженным». Но с другой стороны, «священная война» с коммунистами, на которой Корчевников пытается хайповать уже несколько месяцев, транслирует настроения «православной общественности», которая находит объяснения всех бед России в исторической конспирологии. Свою непримиримость к коммунистам руководитель «Спаса» связывает с тем, что советский коммунизм — это «лжерелигия», а факт его конкуренции с православием «на одном поле» доказывают судьбы новомучеников, расстрелянных при Ленине и Сталине, и разрушенные храмы.
На следующий день после демарша Корчевникова, 5 декабря, свою «прямую линию» на канале «Кубань 24» провел губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. Он попытался закрыть тему строительства на Рождественской набережной, выкатив политический аргумент, на который Корчевников лишь намекал. «Решение принято, — жестко заявил Кондратьев, — мы не могли не откликнуться на обращение наших бойцов, участников СВО. У них должны быть свои памятники и аллеи, но должен быть и свой храм. Сразу же нашелся уже утвержденный проект “храма СВО”, нижний этаж которого отведен под “зал патриотического воспитания” на 500 мест. При таком повороте любой протест против такого “храмостроя” будет восприниматься как антивоенная акция, чреватая для ее участников».
Корни «духовной брани»
Борис Корчевников торжествует: храм, по его словам, это «единственное, что делает Россию — Россией, а русских — русскими». Отсюда делается нехитрый вывод: если где-то представитель КПРФ присоединяется к протесту против «храмостроя», он «доказывает родство сатанинских идей» — либерализма и коммунизма — и уподобляется «нынешнему украинству». Вырисовывается целый набор уголовных статей: сатанизм уже признан в РФ «экстремистским движением», а любое «украинство» попахивает «госизменой».
В ответ на ядреную риторику, поддержанную губернатором, КПРФ сочла за благо отмолчаться, хотя в течение почти всего года держала удар. «“Спас” преподносит советский период как “черную дыру”, которую нужно “закрыть”, дождавшись смерти тех, кто с ним связан, — возмущался московский горком партии. — Но история — это не набор дат и памятников, которые можно вычеркнуть по указке… Это дед, воевавший под красным знаменем, бабушка, восстанавливавшая страну, родители, выросшие в СССР». Горком прямо обвинил телеканал Московской патриархии в разжигании социальной ненависти и «культурном вандализме» и пообещал: «Мы не позволим превратить историю в кладбище».

Место, где предполагается строительство храма. Фото: Ума Саадуева / krasnodarmedia.su
Символом противостояния «Спаса» и КПРФ в течение второй половины этого года остается документальный фильм «Мумия», премьера которого состоялась в июне. Автор фильма, 36-летний обозреватель «Спаса» и член Межсоборного присутствия РПЦ Андрей Афанасьев, в прошлом работавший на «Russia Today», а ныне сотрудничающий с «Русской общиной», задался целью не просто «расколдовать» священный для российских коммунистов образ, но и представить коммунизм как оккультную идеологию, близкую «экстремистскому» сатанизму. Как писала «Новая-Европа», исходным постулатом сюжета стал тезис о том, что русский народ за 30 с лишним лет уже «достаточно воцерковился» и морально готов захоронить Ленина.
Зрителям доходчиво объясняют, что религия поклонения демоническим силам в зиккуратах, форма которых напоминает мавзолей Ленина, зародилась в древнем Вавилоне. А Ленин и вообще все первое поколение большевиков обогатили ее масонскими ритуалами.
Авторы не обременяют себя ссылками на исторические факты или документы, которые заменяются «экспертами» вроде отставного генерала СВР Леонида Решетникова. В заключение делается вывод: пока тело Ленина не погребено, его душа витает где-то рядом и мешает возрождению России. И делается намек на то, что и вожделенная «победа в СВО» невозможна без ликвидации Мавзолея. Хотя это и не проговаривается прямо, но авторы считают: коммунисты — сакрально-мистические конкуренты РПЦ, а последняя вовсе не настроена уступать им как «исторические достижения» прошлого, так и «грядущую победу».
Столь прямое сталкивание «верных чад» РПЦ с коммунистами, которые в современной России обычно тоже говорят о своей приверженности православию, вызвало некоторый шок даже внутри Московского патриархата. Официальный сайт КПРФ разместил статью профессора Санкт-Петербургской духовной академии о. Владимира Василика, который усмотрел в чрезмерной критике Ленина и коммунизма то самое «украинство». «Фильм “Мумия”, — утверждает о. Владимир, — это плевок в лицо жителям Донбасса, которые в свое время пережили и до сих пор переживают “лениноповал”, низвержение памятников Ленину, которые встречают наши войска с флагом СССР и зачастую претерпевают за это страдания». В блогах левой направленности фильм «Мумия» воспринимают еще и как «буржуазный»:
«Упитанные господа с миллионными состояниями считают, что пройти в царство Божие сквозь игольное ушко им мешает мавзолей, а не шелковые рясы и золотые кресты. Это православный гламур».
Самоапология Корчевчникова, действительно, звучит приторно-фальшиво, «гламурно». Своих оппонентов он называет «кучкой торговцев ложью и завистью», настаивая, что «Спас» не снимает ничего, кроме правды: «А ложь об истории, даже самая благозвучная, всегда очень опасна». Звучит органично в государстве, где карают тюрьмой за попытки непредвзято разобраться в событиях Второй мировой, особенно — в ее причинах. «Антибуржуазные» доводы тоже раздражают «блаженного»: «Весь ворох этих жухлых мифов о Ленине — про “8-часовой рабочий день и бесплатную медицину” — скучно, девочки. Террорист он и, цитируя его современников, самая страшная паскуда нашей истории». «Вынос Ленина из мавзолея будет сродни чину отчитки, прочитанному над страной», — убежден Корчевников.
Официальная РПЦ, несмотря на совершенную ею канонизацию части жертв советского террора (новомучеников), воздерживается от богословской критики советской системы и поддерживает дипломатические отношения с той же КПРФ. Среди духовенства и даже епископата РПЦ имеются искренние симпатизанты коммунистических идей. Но надежная крыша, которая, очевидно, имеется у «Спаса» и Корчевникова, говорит о том, что их «духовная брань» с Мавзолеем и коммунистами — одобряемый властью метод канализации народного гнева. Во всяком случае, для «воцерковленной» аудитории.

Так будет выглядеть собор, из-за которого столько споров. Фото: Кубанская митрополия
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».
