Профильный комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении законопроект, разрешающий сплошные рубки в центральной зоне Байкала. Хотя чиновники публично обещали убрать формулировки, вызвавшие протесты, документ остался прежним. Его могут рассмотреть уже 9 декабря.
Авторами и сторонниками поправок выступают политики, чьи семьи владеют строительными, дорожными и туристическими активами в регионе. «Новая-Европа» напоминает, почему рубка леса на Байкале приведет к непоправимым последствиям, и рассказывает, кому именно она может быть выгодна.
Комитет Госдумы по экологии рекомендовал принять во втором чтении поправки, разрешающие сплошные рубки погибшего леса в центральной экологической зоне Байкала. Документ, вызывающий острые дискуссии более двух лет, может быть рассмотрен на пленарном заседании Госдумы уже 9 декабря.
«Новая-Европа» подробно писала о законопроекте: депутаты решили внести изменения в законы «Об охране озера Байкал» и «Об экологической экспертизе». Изначально, в июне 2023-го, его внесла группа депутатов и сенаторов, и документ приняли почти сразу в первом чтении — в том же июле. За два года противостояния сторонники и противники законопроекта так и не смогли договориться. Однако летом 2025 года правительство одобрило поправки.
Чиновники обещали убрать из законопроекта спорные положения, но так этого и не сделали. Соавтор инициативы, глава думского комитета по экологии Дмитрий Кобылкин рассказал о «четком» консенсусе, согласно которому «сплошные рубки на Байкальской природной территории должны уйти в прошлое». Депутат уточнил, что для решения этой задачи требуется внести поправки в Лесной кодекс. «Понятие “сплошные рубки”, которое ассоциируется с промышленной заготовкой древесины, должно применяться исключительно в контексте коммерческой деятельности», — сказал Кобылкин.
Однако, как рассказывает «Коммерсант», существенных изменений в тексте не произошло: по-прежнему предлагается разрешить сплошные рубки погибших насаждений «в целях воспроизводства лесов», а также перевод земель лесного фонда под строительство дорог и даже кладбищ.
Озеро Байкал. Фото: архив «Новой Газеты»
«Новая-Европа» изучила версию законопроекта, разработанную ко второму чтению, и подтверждает такие выводы. В тексте (статья 11) напрямую подтверждается разрешение на сплошные рубки погибших лесных насаждений, «утративших свои полезные функции», в целях воспроизводства лесов.
Минприроды России в свою очередь говорило, что в законопроекте прямо прописан запрет на коммерческую вырубку леса. Действительно, документ формально устанавливает запрет на коммерческую вырубку леса, но он реализован не прямым указанием, как утверждают в министерстве, а через ограничение целей, для которых разрешены рубки (только погибших лесных насаждений, утративших полезные функции, и исключительно “в целях воспроизводства лесов”).
Светлана Ходнева. Фото: council.gov.ru
Замглавы ведомства Светлана Ходнева на слушаниях 4 декабря подчеркнула, что министерство выступает против сплошных рубок ради заготовки древесины. Однако, по ее словам, в Лесном кодексе нет подходящих правовых норм для очистки огромных территорий с погибшим лесом, и именно из-за этого авторам поправок приходится использовать формулировки о «сплошных рубках». Действительно, сплошные санитарные рубки в защитных лесах предусмотрены при определенных условиях, однако Байкал — это особая территория, и в старой редакции закона об охране озера был полный и безусловный запрет на любые сплошные рубки в его зоне, независимо от их цели.
Ходнева пообещала, что Минприроды подготовит отдельные изменения в Лесной кодекс, которые устранят противоречия. Когда именно, она не уточнила. Но вряд ли поправки в кодекс разработают до принятия закона о Байкале.
Основные споры разворачиваются между научным сообществом и авторами законопроекта. В сентябре 87 ученых, в числе которых есть академики РАН, направили письмо Владимиру Путину с просьбой не допустить принятия поправок. По их мнению, разрешение на сплошные рубки создаст стимул для умышленных поджогов здорового леса. Кроме того, ученые предупреждают, что масштабные вырубки и последующие работы по лесовосстановлению могут спровоцировать эрозию почв и загрязнение вод озера. Также, как подчеркнули эксперты, это увеличит пожароопасность в регионе.
Большинство резидентов собирается построить в особой экономической зоне гостиничные комплексы «Гора Соболиная». Фото: Ксения Филимонова / «ИрСити»
«К сожалению, при подготовке поправок в этот законопроект ко второму чтению аргументированная позиция научно-экспертного сообщества, в том числе ведущих профильных научных центров страны, полностью игнорировалась», — говорится в обращении.
Сам Путин на это письмо публично не отвечал. Предполагается, что закон вступит в силу 1 марта 2026 года.
Кто выступает за законопроект и кому он выгоден?
Олег Дерипаска
Олег Дерипаска. Фото: Wikimedia
Кто такой: предприниматель и миллиардер, ключевой акционер «РУСАЛа» и En+ Group
В чём выгода: как пишут «Новые известия», его холдинг En+Group, которому принадлежат Иркутская ГЭС на Ангаре, ранее проявлял намерение построить завод по розливу байкальской воды на площадке бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, закрытого по экологическим соображениям в 2013 году. Кроме того, леса байкальского региона окружают горнолыжный курорт «Гора Соболиная», также аффилированный с Дерипаской. В Слюдянском районе под вырубку планируется отвести 75 участков в зоне отдыха «Ворота Байкала» общей площадью 760 гектаров. Самый крупный из них (553 гектара) расположен именно рядом с курортом «Гора Соболиная» и официально числится среди охраняемых территорий Байкальского лесничества. В случае одобрения поправок у курорта появится правовая возможность для дальнейшего расширения, включая строительство новой инфраструктуры и дорог.
Андрей Луговой
Андрей Луговой. Фото: личный Telegram-канал Андрея Лугового
Кто такой: депутат Госдумы от ЛДПР
В чём выгода: соавтор законопроекта. Его супруга Ксения Луговая — совладелица (22,5% акций) «Братских электрических сетей», энергосбытовой организации в Иркутской области, выяснил «Холод». При этом сам Луговой в 2023 году не стал голосовать за поправки.
Дмитрий Кобылкин
Кто такой: депутат Госдумы от партии «Единая Россия», председатель профильного комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
Дмитрий Кобылкин. Фото: Wikimedia
Как поддерживает: один из главных лоббистов законопроекта, его соавтор, докладчик по документу в Госдуме. По его мнению, этот законопроект пытается совместить две задачи: защитить уникальную природу Байкала и обеспечить нормальную жизнь примерно 140 тысячам человек, которые живут на его берегах. Как говорит депутат, поправки позволят строить дороги, школы и защищать поселки от лесных пожаров и наводнений, строить и ремонтировать дороги и другие объекты, а также расширять кладбища.
Александр Якубовский
Кто такой: депутат Госдумы от Иркутской области («Единая Россия»), вносил документ на рассмотрение
Александр Якубовский. Фото: Wikimedia
Как поддерживает: соавтор документа. Как писала «Новая-Европа», семья депутата Якубовского (депутат от «Единой России») связана со строительным бизнесом. Его супруга Ольга Якубовская, согласно базе СПАРК, является бенефициаром ООО «Байкал Сити». Ранее, до 2018 года, эта фирма принадлежала лично самому Якубовскому. Депутат объяснял вырубки на Байкале нуждами местных жителей: расширение кладбищ, строительство соцобъектов, создание противопожарных разрывов и защитных сооружений, санитарная очистка от погибших деревьев и ремонт аварийных дорог и мостов. Кроме того, Якубовский — ярый борец с «Гринпис», который выступал против законопроекта. Именно он требовал признать экологов из международной организации «иностранными агентами». А когда Генпрокуратура признала организацию «нежелательной», Якубовский воспринял это как «победу».
Сергей Тен
Кто такой: депутат Госдумы от Иркутской области («Единая Россия»), вносил документ на рассмотрение
Сергей Тен. Фото: Wikimedia
Как поддерживает: согласно данным СПАРК, депутат Тен ранее был владельцем крупной дорожной компании «ТРУД», писала «Новая-Европа». Сейчас 74,47% акций этого бизнеса принадлежат его матери, Людмиле Тен, а еще по 12,25% — его сестрам, Елене и Еве. «ТРУД» выступает одним из основных подрядчиков Росавтодора и ведет деятельность в сфере строительства и сельского хозяйства в сибирских и дальневосточных регионах. В частности, компания строит дороги в Сибири. «ТРУД» получил государственных и муниципальных контрактов на сумму более 120 млрд рублей. По мнению депутата, «Байкал невозможно сохранить из Москвы»: «Из столицы нашего государства могут поступать указания по охране озера, но выполняться эти указания будут нами, людьми, которые живут на берегу Байкала. Поэтому для жителей нужны школы, дороги, больницы — вся необходимая инфраструктура для полноценной и комфортной жизни», — сказал он,
Виктор Пинский
Виктор Пинский. Фото: Wikimedia
Кто такой: депутат Госдумы от «Единой России», вносил документ на рассмотрение
В чём выгода: он также автор другого законопроекта, позволяющего региональным властям упразднять или изменять границы особо охраняемых природных территорий для строительства линейных объектов (например, дорог) при отсутствии альтернативы. Законопроект вызвал серьёзную критику экологов, которые видят в нём угрозу для заповедных зон. Согласно расследованию «Тайга.инфо», Пинский владел рядом активов в сфере туризма и общественного питания во Владивостоке, среди них — предприятие общепита «Лазурный берег Приморья», а также туристические компании «Вояж» и «Евро-Азиатское туристическое агентство».
Антон Красноштанов. Фото: Wikimedia
Антон Красноштанов
Кто такой: депутат Госдумы от «Единой России», вносил документ на рассмотрение
В чём выгода: Красноштанов — бывший вице-мэр Иркутска и сын экс-депутата Госдумы. Его матери принадлежит иркутская финансово-строительная компания «Домстрой».
Сергей Брилка
Кто такой: сенатор, соавтор законопроекта
Сергей Брилка. Фото: Wikimedia
В чём выгода: как выяснили в «Яблоке», Брилка имеет обширный опыт в строительной сфере: с 2009 года он является совладельцем компании «СибАкваПром», обладающей лицензией на добычу минеральной воды в Бурятии. Его партнером по бизнесу выступала фирма «СигмаТЭК», замешанная в скандале с незаконной вырубкой леса на берегу Байкала, по которому было возбуждено уголовное дело. В Совете Федерации Брилка известен в основном инициативами по ослаблению природоохранного режима Байкала.
Андрей Чернышев. Фото: личный Telegram-канал
Андрей Чернышёв
Кто такой: сенатор, соавтор законопроекта
В чём выгода: согласно расследованию «Тайга.инфо», он связан со строительным бизнесом в регионе. Чернышёв был членом совета директоров ГК «МЕТТЭМ», которая объединяет предприятия в электронике и механике; также был владельцем братского застройщика «Энергопромстрой».
Игорь Кобзев
Игорь Кобзев. Фото: Wikimedia
Кто такой: губернатор Иркутской области
Как поддерживает: Кобзев публично поддержал поправки, разрешающие сплошные рубки для инфраструктурных и туристических проектов в районе Байкала. Он считает, что они помогут развитию региона. Обновленный закон позволит ему включиться в освоение бюджета федеральной программы развития туризма «Пять морей и озеро Байкал».
Александр Цыденов
Кто такой: глава Бурятии
Александр Цыденов. Фото: Wikimedia
Как поддерживает: Бурятия планирует получить 124 млрд рублей на курорт «Волшебный Байкал» — это часть федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал». Сам Цыденов заявлял, что данный закон необходим для строительства защитных сооружений от катастрофического селя (внезапного и крайне разрушительного потока, состоящего из смеси воды, грязи, песка, камней. — Прим. ред.), а также для ремонта дороги Москва–Владивосток, идущей вдоль Байкала.
