СюжетыОбщество

«Надо еще дожить, чтобы все выплатить»

Как 80-летнюю кубанскую пенсионерку обязали пять лет перечислять чиновнику по 1,5 тысячи рублей ежемесячно за критику в соцсетях

«Надо еще дожить, чтобы все выплатить»

Маргарита Белых. Фото: страница Белых в VK

80-летней пенсионерке из Приморско-Ахтарска Маргарите Белых суд предписал до 2030 года ежемесячно выплачивать по 1,5 тысячи рублей главе района Максиму Бондаренко. Причина — критические посты в адрес чиновника, в том числе с фразой «врет как дышит».

Издание «Ветер» поговорило с Белых и узнал, как ее борьба с коррупцией и самоуправством обернулась судимостью, долгом и переживаниями за будущее.

Впервые этот материал был опубликован на сайте издания «Ветер».

Маргарита Белых называет себя «обыкновенной пенсионеркой» и рассказывает «Ветру», что переехала в кубанский город Приморско-Ахтарск в 1998 году из Якутии. Через несколько лет она стала депутатом городского совета от партии «Справедливая Россия», после чего проработала на этой должности три созыва. Поэтому в городе она известна благодаря активной позиции. В прошлом году, спустя 15 лет работы, Белых решила больше не идти в депутаты — здоровье не позволяет. Сейчас она живет одна на пенсию в 30 тысяч рублей, ее муж несколько лет назад скончался.

Пенсионерка Маргарита Белых вспоминает, что история с Максимом Бондаренко началась в 2018 году: тогда в район, по ее словам, просто привезли чиновника из Краснодара и представили местным депутатам.

— У нас на Кубани народ не выбирает главу района. Его просто привозят и знакомят. И депутатам районного совета привезли его: «Вот, будет он, голосуйте». Ну ясно, все районные депутаты ручки подняли и проголосовали. В 2018-м он приступил к работе. Ну ладно, молодой, энергичный — думаем, ну вот, теперь будут какие-то изменения. И правда — потоком поехали деньги из бюджета Краснодарского края. Всё начали ремонтировать, — рассказывает она.

Однако, по мнению Белых, Бондаренко вышел за рамки своих полномочий. На посту главы района, он, как утверждает пенсионерка, стал вмешиваться в дела города и городской администрации.

— Он вмешивался в наш бюджет, но нигде не подписывался. А деньги-то исчезают. Я писала депутатские запросы, спрашивала: «Где деньги, Зин?» Например, около администрации района лежала дорогущая брусчатка, красивая, разноцветная, с узорами. Столько денег угрохали! Я рядом живу, и в один день иду и смотрю — а ее всю отковыряли и куда-то увезли. Я пишу депутатский запрос: куда делась брусчатка? Глава отвечает: «Брусчатка лежит на территории очистных сооружений». Боже! Какое право было ее туда сваливать? А потом смотрю — стали расширять асфальт, хотя только положили бордюры новые. И новые бордюры решили поменять на... новые! — рассказывает собеседница «Ветра».

И Белых начала писать в соцсетях и про вмешательство Бондаренко в дела, связанные с городским бюджетом, и про возможное превышение им полномочий. Она также пыталась вступить с ним в диалог.

— Он мне в комментариях не отвечал — он меня заблокировал.

И еще одну женщину, всех активистов. Это же нарцисс, человек непорядочный, — рассказала собеседница «Ветра».

Особое внимание Белых уделила истории с установкой памятника Суворову перед администрацией района. По информации, которую пенсионерка получила через депутатский запрос, на фигурку высотой в полтора метра и ее установку было потрачено 7,5 и 15 миллионов рублей соответственно. Она возмутилась такой стоимостью, так как нашла в интернете аналогичные изделия ценой в разы дешевле.

Максим Бондаренко. Фото: страница Бондаренко в  VK

Максим Бондаренко. Фото: страница Бондаренко в VK

— Вы что, ребята? Я пишу: «Где деньги?» И до сих пор ответа нет. Говорят, материалы послали в МВД, СК, прокуратуру Краснодара. Тишина, — рассказала пенсионерка.

По словам Белых, ее предложение выгравировать на памятнике цитату Суворова («Нам не страшен внешний ворог, а нам страшны местные идиоты») была воспринята главой как личное оскорбление.

— Потом он подал на меня в суд. Я, конечно, удивилась. Я же не могу ему ни позвонить, ни написать. Процесс первый шел, видно, по договоренности — у них тут своя компания: следственный комитет, прокуратура, полиция. Всё связано. У нас самый коррупционный край. Тянули процесс целый год. К нему адвокат из Краснодара приезжал, и Бондаренко, говорят, 200 тысяч за услуги заплатил.

У меня из-за всего этого мерцательная аритмия началась. Скорая 18 раз меня спасала, есть все выписки. Теперь еще и сахарный диабет, инсулинозависимая стала. Эта болячка меня доконала,

— делится Белых.

В решении Краснодарского краевого суда речь идет о постах Белых в паблике «Подслушано Ахтари» в январе–феврале 2024 года. Суд счел, что пенсионерка «размещала и распространяла не соответствующие действительности сведения», которые якобы «порочили честь, достоинство и деловую репутацию истца» — главы Приморско-Ахтарского муниципального округа. Среди них были такие комментарии:

  • «Наш глава района лжет постоянно, врет как дышит»;
  • «Главное — настолько верит в свое вранье, а это уже опасный симптом. Про обещалки, фантазии, уже знает всё»;
  • «Страшно. Как в Кущевке. Действительно страшно. Когда начнется чистка в рядах?»

Четыре комментария Белых про работу Бондаренко изучили и эксперты-лингвисты. Они сделали вывод, что в текстах «содержатся высказывания со значением унизительной оценки личности» чиновника, а также «негативная, оскорбительная, уничижительная, порочащая информация» о нем. Суд с заключением экспертизы согласился.

— Слова «врет как дышит» — это же не я придумала, это пословица. Я же работала учительницей начальных классов, и русского языка в пятых и восьмых, — уточнила собеседница «Ветра».

Белых во время судебного заседания отметила, что ее высказывания были не утверждением, а сравнением, лексической выразительностью, стилистическим приемом речи. По данным Белых, которыми она поделилась с «Ветром», судья Виталий Одинцов по профессии тоже лингвист. Подтверждений этому в открытых источниках найти не удалось.

Изображение

Несмотря на это, Бондаренко попросил суд заставить Белых удалить комментарии, опубликовать опровержение, выплатить ему 1000 рублей в качестве компенсации морального вреда и установить штраф за каждый день просрочки исполнения решения.

12 ноября 2024-го суд удовлетворил этот иск. Защита Белых пыталась оспорить решение в апелляционном суде, однако тот отклонил жалобу. По мнению суда, Белых не представила доказательств, что ее утверждения правдивы.

— Бондаренко просил в иске защиту чести и достоинства. Свою «честь» оценил в одну тысячу рублей. С меня ее сразу из пенсии высчитали, — рассказала пенсионерка «Ветру».

Чиновник на этом не остановился и подал второй иск — о компенсации судебных расходов на 300 тысяч рублей. В итоге 17 ноября 2025-го судья (не тот, что рассматривал первый иск) снизил сумму взыскания до 85010 рублей: их теперь будут удерживать из пенсии Маргариты в течение 4 лет и 9 месяцев. То есть до июля 2030 года.

Другими словами, Белых должна платить чиновнику по 1,5 тысячи рублей ежемесячно до 2030 года.

— Он [Бондаренко] же, конечно, знает, что я пенсионерка, живу от пенсии до пенсии. Платить ему буду я до июля 2030 года. А мне сейчас 80. Надо еще дожить, чтобы ему всё выплатить! Но дело не только в деньгах. Главное что для меня — в 80 лет получить судимость! Это нормально? Это как, за что? За правду! А у меня сын, внуки, семья, — волнуется она.

По словам Белых, в ноябре из ее пенсии уже удержали первые полторы тысячи рублей. В разговоре с «Ветром» пенсионерка призналась, что просто не сможет обжаловать решение суда: у нет средств на пошлины и регулярные поездки в Краснодар.

Наталья Глухова

shareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.