1 декабря — Всемирный день борьбы с ВИЧ и СПИДом. В 2025 году ситуация с вирусом намного хуже, чем год назад, — виной тому заморозка многих международных инициатив. «Новая газета Европа» разбиралась, какие проекты остановлены и чем это грозит системе глобального здравоохранения.
Борьба на паузе
В январе 2025 года, после вступления Дональда Трампа в должность президента, США прекратили выделять новые средства на многие международные проекты. Тогда же фактически распустили Агентство по международному развитию (USAID), которое финансировали на сумму $42,45 млрд, — большая часть этих средств уходила на сектор здравоохранения. Заморозка коснулась, в том числе, программ борьбы с ВИЧ по всему миру. До принятия этих мер
правительство США отвечало за две трети всего международного финансирования профилактики ВИЧ в странах с низким и средним уровнем дохода.
Среди затронутых программ оказался Чрезвычайный план президента США по борьбе со СПИДом (President’s Emergency Plan for AIDS Relief, PEPFAR), на реализацию которого с момента запуска в 2003 году было выделено около $120 млрд. Считается, что это крупнейшая в мире программа здравоохранения, которая спасла 25 млн жизней, включая 5,5 млн детей, как минимум в 50 странах. Только в 2024 году в рамках PEPFAR предоставили жизненно важные лекарства от ВИЧ 20,6 млн человек и оказали поддержку более 342 тысячам медработников.
В 2025 году отчеты PEPFAR стали недоступны для общественности, а на сайте появилось сообщение, что «данные обновляется». Согласно бюджетным документам на сайте некоммерческой организации, отслеживающей деятельность Административно-бюджетного управления Белого дома, в этом году на работу программы выделили $2,9 млрд из $6 млрд, заложенных изначально.
Фонд исследований СПИДа AmfAR резко раскритиковал заморозку PEPFAR, заявив, что «сотни тысяч людей немедленно лишатся доступа к эффективному и жизненно важному лечению ВИЧ и другим услугам».
Администрация Трампа урезала и финансирование программ по борьбе с ВИЧ внутри США. Так, были упразднены направления профилактики и эпиднадзора за ВИЧ в Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC). В Белом доме решили сохранить финансирование инициативы «Прекращение эпидемии ВИЧ», которая охватывает 57 отдельных регионов, но снизить на $800 млн бюджеты общенациональных программ эпиднадзора, тестирования, образования и информационно-просветительской работы. Наконец, администрация Трампа ликвидировала пять направлений профилактики ВИЧ, включая коммуникации в сфере общественного здравоохранения, моделирование, поведенческий надзор, обучение и внелабораторные исследования. Все это может привести к заражению вирусом иммунодефицита 32 тысяч жителей США ежегодно.
Часть финансирования программ борьбы с ВИЧ была восстановлена — например, по предотвращению передачи вируса от матери ребенку. Однако некоторые программы так и не возобновились, а финансирование других серьезно урезали. Так, Госдепартамент США объявил о намерении приобрести препарат ленакапавир — профилактическую инъекцию для ВИЧ-инфекции, ее необходимо делать всего два раза в год. Однако в рамках PEPFAR препарат в 2026 году будут отправлять только в 8–12 стран с высоким уровнем заболеваемости, уделяя особое внимание сокращению числа новых случаев инфицирования среди беременных и кормящих матерей. К 2028 году планируется закупить и распространить 2 млн доз ленакапавира.
Все пять стран, обеспечивающих более 90% финансирования борьбы с ВИЧ, объявили о сокращении международной помощи на 8–70% в период с 2025 по 2026 год. К ним, кроме США, относятся Великобритания, Франция, Германия и Нидерланды.
Статистика ухудшается
По данным Всемирной организации здравоохранения, с момента регистрации эпидемии ВИЧ в 1981 году им были инфицированы 91,4 млн человек, а около 44,1 млн умерли от связанных с синдромом иммунодефицита причин. К концу 2024 года число людей с ВИЧ во всем мире составляло 40,8 млн, а умерли от связанных причин 630 тысяч. По оценкам экспертов ВОЗ, 0,7% взрослых в возрасте 15–49 лет во всем мире живут с ВИЧ. Самая плачевная ситуация — в африканском регионе, где вирус есть у 3,1% взрослых. На Африку приходится более двух третей всех людей, живущих с ВИЧ во всем мире.
Спонсируемые из международных фондов программы профилактики позволяли охватывать 103 страны и 230 млн человек. Как заявили в Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), к концу 2024 года перед внезапным обвалом финансирования число новых случаев заражения ВИЧ сокращалось на 40%, а число смертей, связанных со СПИДом, — на 56% по сравнению с 2010 годом. В 2024 году было зарегистрировано 1,3 млн новых случаев заражения, и этот показатель практически не изменился по сравнению с предыдущим годом.
В ЮНЭЙДС прогнозируют, что к 2029 году сокращение финансирования вызовет 6 млн случаев заражения ВИЧ и 4 млн смертей от СПИДа.
Организация напомнила, что международная помощь отвечает за реализацию 80% профилактических программ в странах с низким и средним уровнем дохода.
Десятки стран
Организации Aidsfonds, GNP+ и Фонд Роберта Карра еще в феврале провели опрос среди специалистов, которые занимаются профилактикой и лечением ВИЧ. Результаты оказались тревожными: 95% респондентов сообщили, что меры администрации США затронули их напрямую. Более половины (57%) организаций считают, что этот кризис коснется более 1 млн человек. 43% организаций сообщили о частичном или полном закрытии своих программ.
Тогда же ООН опубликовала доклад, в котором отмечалось, как последствия сокращения финансирования для 55 стран скажутся на местном населении. Исследование, проведенное по заказу Фонда борьбы с ВИЧ имени Десмонда Туту, оценивает, что в течение следующего десятилетия в результате сокращения финансирования США в Южной Африке может умереть до 500 тысяч человек. Еще 500 тысяч новых случаев заражения может быть зарегистрировано в результате прекращения предоставления грантов USAID южноафриканским медицинским организациям.
В ноябре 2025 года ЮНЭЙДС выпустила доклад «Преодоление сбоев, трансформация мер по борьбе со СПИДом», в котором предупредила о серьезных рисках нынешней ситуации. В организации отмечают, что резкое сокращение финансирования и ухудшение ситуации с правами человека нарушают работу служб профилактики и лечения в десятках стран.
Отдельно организация отметила резкое сокращение международной помощи. По прогнозам ОЭСР, внешнее финансирование здравоохранения могло снизиться на 30–40% в 2025 году по сравнению с 2023 годом.
Участники акции складывают символические гробы в знак протеста против действий госсекретаря Марко Рубио, препятствующих работе PEPFAR, у здания Госдепартамента, Вашингтон, округ Колумбия, США, 17 апреля 2025 года. Фото: Shawn Thew / EPA
Эксперты ЮНЭЙДС отмечают, что последствия такого сокращения были немедленными и серьезными, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, сильно затронутых ВИЧ. Больше всего пострадали профилактические службы. В итоге:
- в 13 странах число людей, впервые начавших лечение, сократилось;
- в Эфиопии и Демократической Республике Конго отмечен дефицит тест-наборов на ВИЧ и основных лекарств;
- распределение профилактических препаратов резко сократилось — на 31% в Уганде, на 21% во Вьетнаме и на 64% в Бурунди;
- 450 тысяч женщин в странах Африки к югу от Сахары лишились доступа к «матерям-наставницам» — социальным работникам, которые направляют их в службы помощи;
- в Нигерии зафиксировано 55-процентное снижение распространения презервативов.
Особенно страдают девочки-подростки и молодые женщины, а сворачивание профилактических программ делает их еще более уязвимыми, подчеркивают в ЮНЭЙДС.
Организация выделила еще один опасный тренд, связанный с принятием репрессивных законов в отношении однополых браков и притеснением трансгендерных людей. Из-за этого, полагают эксперты, маргинализованным государством группам станет еще сложнее получать помощь.
По данным некоммерческой организации «Врачи за права человека», жители стран Африки с ВИЧ уже пропускают прием антиретровирусных препаратов — это создает условия для появления устойчивых к лекарствам штаммов.
Организация «Врачи без границ» предупреждает, что «PEPFAR сталкивается с неопределенным будущим». «Сокращения не только бьют по программной деятельности и запасам медицинских препаратов; они парализуют логистическую основу лечения ВИЧ. Транспорт для доставки грузов практически исчез», — заявила представитель организации в Зимбабве Захра Зеггани-Бек.
Человек демонстрирует набор для самостоятельного тестирования на ВИЧ, Зимбабве, 21 октября 2022 года. Фото: Aaron Ufumeli / EPA
Опасения организации подтверждают и независимые исследования. В Исследовательском институте Мельбурна смоделировали ситуацию по заболеваемости и смертности от ВИЧ с 2025 по 2030 гг. в 26 странах, включая Албанию, Камбоджу, Колумбию, Грузию, Казахстан, Кению и другие. Именно на эти регионы приходится 49% от общего объема помощи и 54% от помощи PEPFAR. Исследователи выяснили, что во всех странах с низким и средним уровнем дохода ожидаемое сокращение международной помощи на 24% может привести к увеличению числа новых случаев заражения ВИЧ к 2030 году на показатель от 4,4 до 10,8 млн, а число смертей, связанных с ВИЧ, может составить от 770 тысяч до 2,9 млн. Если возобновить поддержку PEPFAR, это сократит число новых случаев до 0,07–1,73 млн человек и число смертей, связанных с ВИЧ, до 0,005–0,061 млн.
«Неконтролируемое сокращение финансирования может существенно обратить вспять прогресс в борьбе с ВИЧ к 2030 году, непропорционально затронув страны Африки к югу от Сахары, а также ключевые и уязвимые группы населения. Устойчивые механизмы финансирования имеют решающее значение для обеспечения постоянного доступа людей к программам профилактики, тестирования и лечения ВИЧ, тем самым сокращая число новых случаев заражения и смертей», — заключили авторы исследования.
