Глава «Ростеха» Сергей Чемезов и директор госкорпорации по особым поручениям Василий Бровко наняли юристов для консультирования по вопросам снятия санкций США. Это следует из договора, опубликованного в американском реестре иностранных агентов.
При этом российские государственные информационные агентства сообщают, что «процедура снятия санкций» началась по инициативе США. Так, РИА «Новости» пишет, что публикация документа «может быть связана с планами США по снятию санкций и ведению совместного бизнеса», а также, что «Ростех» «приветствует усилия США по снятию санкций с Сергея Чемезова». С аналогичным сообщением выступило агентство ТАСС, согласно источнику которого возможное снятие санкций «инициировано американской стороной».
При этом, исходя из документов, договор заключен напрямую между Чемезовым и Бровко лично с одной стороны и американскими юристами с другой.
Всего Чемезов и Бровко заплатят лоббистам 2,6 миллиона долларов. Договор заключен с американской юридической фирмой Rathmell Short, на сайте которой указано, что она специализируется на оказании услуг, «людям с высоким доходом, и их бизнесам в непростых условиях по всему миру». Ключевые компетенции Rathmell Short — это дела, связанные с санкциями, защитой активов от изъятия. Оплата за услуги для менеджеров «Ростеха» поступила со счета зарегистрированной в ОАЭ компании Yudisud Tjong Trading LLC, о связи этой компании с руководством «Ростеха» ничего неизвестно.
В договоре с Rathmell Short также указано, что для «юридической поддержки» клиентов — Чемезова и Бровко — будет привлечена фирма Sonoran Policy Group. Глава этой фирмы — Роберт Стрык — не раз попадал в поле зрения СМИ. Он стал одним из самых успешных лоббистов во время первого президентства Трампа и получил известность за то, что брался за те дела, от которых старались держаться подальше другие лоббистские фирмы.
Главный лоббист эпохи Трампа
The New York Times посвятила Стрыку статью «Как разбогатеть в Вашингтоне Дональда Трампа». После победы Трампа на президентских выборах в 2016 году Стрык случайно узнал, что премьер-министр Новой Зеландии не может дозвониться до Трампа. Стрык пообещал помочь, связался с соратником по кампании Трампа — Стюартом Джолли — и достал номер телефона. Он организовал вечеринку от имени посольства Новой Зеландии во время инаугурации Трампа, которая стала главной сенсацией среди иностранных дипломатических мероприятий. Вечеринка принесла ему контракт на лоббирование интересов этой страны. После этого его репутация как человека, приближенного к Трампу, усилилась, и бизнес начал стремительно расти.
Стрык часто подвергался критике за сотрудничество с правительствами, обвиняемыми в нарушении прав человека и коррупции. Например, вела лоббистскую деятельность от имени президента Сальвадора Найиба Букеле. Президента часто критиковали за нарушение принципов законности и прав человека. Например, в 2020 году Букеле ввел в здание парламента Сальвадора войска, чтобы добиться от парламентариев принятие закона, позволяющего получить кредит на финансирование программы по борьбе с организованной преступностью. Госдепартамент администрации Байдена тогда назвал эти события «неприемлемыми».
Стрык также работал с португальской фирмой, представлявшей интересы Изабель душ Сантуш — гражданки России и дочери бывшего президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша. Изабель душ Сантуш часто называли самой богатой женщиной Африки. В 2020 году международное расследование Luanda Leaks выявило схемы, по которым Изабель, используя влияние своего отца, переводила средства в офшорные компании, что нанесло ущерб экономике Анголы. В результате ее активы были заморожены в Анголе, Португалии и Нидерландах, а в 2021 году Forbes исключил ее из списка миллиардеров. В 2022 году Интерпол выдал ордер на арест душ Сантуш, а в 2024 году Великобритания ввела против нее санкции.
В 2020 году Стрык был нанят для лоббирования интересов Джорджа Надера — ливано-американского бизнесмена и политического консультанта, осужденного за преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Целью лоббирования было добиться помилования или смягчения приговора для Надера в последние месяцы президентства Дональда Трампа.
Помимо этого, Стрык представлял президента Венесуэлы Николаса Мадуро, в интересах которого он также пытался добиться смягчения американских санкций, а также беларусской калийной промышленности и правительства Сомали, которое пыталось добиться смягчения ограничений на въезд своих граждан в США.
Сергей Чемезов — давний друг и соратник Владимира Путина, с которым он познакомился во время службы в дрезденской резидентуре КГБ. «Ростех», который возглавляет Чемезов, — государственная корпорация, которая объединяет более 700 предприятий в оборонной, авиационной и электронной промышленности. С 2014 года Чемезов находится под санкциями США, ЕС, Великобритании и других стран в связи с войной в Украине. В документах, опубликованных в американском реестре иностранных агентов Чемезов называется «международно признанным бизнесменом и филантропом».
Василий Бровко — российский медиаменеджер и директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех». В госкорпорации он с 2016 года курирует информационную политику, включая борьбу с негативными публикациями в анонимных телеграм-каналах. С 2022 года Бровко стал центральной фигурой в серии уголовных дел против администраторов анонимных Telegram-каналов, обвиняемых в вымогательстве. Так, издание «Проект» утверждало, что Бровко организовал аресты критиковавших его и «Ростех» администраторов телеграм-каналов и установил в Telegram атмосферу страха. Он также известен как супруг телеведущей Тины Канделаки.
Бровко попал под санкции США в июне 2022 года как член совета директоров «Ростеха». ЕС ввел санкции против Бровко в феврале 2025 года.