Торговый суд в США поставил на паузу часть пошлин, который Дональд Трамп ввел против всего мира. Если глобальная торговая война отменяется, то прямо сейчас это хорошо для российской экономики, но фундаментальные угрозы для нее от этого решения никуда не денутся.
Американский торговый суд отменил принятые с января 2025 года тарифы, объяснив свое решение не тем, что они неразумны или неэффективны, — а просто-напросто тем, что федеральное законодательство США не позволяет президенту их вводить. Неизвестно, устоит ли вердикт в следующих судебных инстанциях: судьи приказали исполнить его в течение десяти дней — а Белый дом, разумеется, немедленно подал апелляцию.
«Решение суда — не конец истории таможенных пошлин. Администрация может дойти до Верховного суда, где большинство у республиканцев. Кроме того, есть и другие способы введения пошлин, кроме как через президентский декрет в рамках чрезвычайных полномочий, так что вся эта торговая война не закончена и близко», — сказал «Новой-Европа» приглашенный исследователь Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр.
«Начинается битва, которая, скорее всего, закончится в Верховном суде. Опасность ситуации в том, что администрация может проигнорировать решение суда», — сказал Reuters Кайл Родда, аналитик Capital.com.
Позиция суда основана на том, что исключительные полномочия устанавливать тарифы и регулировать международную торговлю по американской Конституции принадлежат Конгрессу. У президента США есть право вводить таможенные барьеры в рамках закона о чрезвычайном экономическом положении (IEEPA) от 1977 года — но лишь когда речь идет о чрезвычайных и экстраординарных угрозах. Например, по этому закону как раз нельзя сокращать дефицит торгового баланса тарифами, а также использовать их как «дубину возмездия» против отдельных государств или в качестве ответных торговых мер, пишут юристы телеграм-канала the Sanctions Law. А ведь риторика Трампа, объяснявшего необходимость огромных пошлин, была именно в этом. Он говорил о «тарифах в отместку» для «освобождения Америки» от экономической зависимости от других стран.
В итоге заблокирован глобальный фиксированный тариф, повышенные ставки для Китая и других стран, а также пошлины, введенные за фентанил, которые администрация Трампа нашла в импорте из Канады и Мексики, пишет Bloomberg. Но решение суда не отменяет тарифы на сталь, алюминий и автомобили (это значительная часть импорта США из Евросоюза, Китая и Японии), которые введены не по чрезвычайному акту IEEPA, а на основании других законов.

Золотая подставка для напитков на журнальном столике в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 24 февраля 2025 года. Фото: Bonnie Cash / EPA-EFE
Когда Трамп начал поэтапно вводить пошлины с февраля, рынки рухнули, цены на сырьевые товары полетели вниз и экономисты заговорили о рисках глобального кризиса. Сейчас, несмотря на то, что это не окончательное решение, рынки оживились. В надежде на то, что мировая торговля воспрянет духом и торговые барьеры будут разобраны, инвесторы покупают доллар, который вырос к другим валютам — евро, иене и швейцарскому франку. Немного подорожала и нефть.
Решение суда хорошо для российской экономики «в моменте», потому что увеличивает цены на экспортные товары, сказал «Новой-Европа» экономист, который попросил не называть его имени. Частичная пауза в экономических войнах немного снижает и риски, связанные с долларовой инфляцией и замедлением экономического роста в Китае (он — главный покупатель российской нефти), сказал нам приглашенный исследователь Центра анализа европейской политики (CEPA) Александр Коляндр.
Но подорожание российского экспорта может быть нивелировано тем, что рубль продолжает укрепляться (до уровней ниже 90 за евро и 80 за доллар), поэтому российские экспортеры приносят в Россию меньше рублевой выручки и меньше доходов в бюджет. Госказна это уже чувствует: в мае, по прогнозам Минфина, недобор нефтегазовых бюджетных доходов составит 12,3 млрд рублей. Это совсем немного, учитывая, что план поступлений в бюджет от экспорта углеводородов в январе-апреле был выполнен (3,7 трлн рублей). Хотя это и на 10% меньше, чем год назад, всё по тем же причинам: нефть дешевле, рубль крепче, а также появились новые санкции на нефтегазовые компании и теневой флот — прощальный подарок администрации Байдена.
Для российской экономики хуже другое: Кремлю нужно много денег, потому что он не собирается останавливать войну в Украине. Военные траты раздувают госрасходы и за первые четыре месяца года дефицит бюджета вдвое превысил годовую цель: 3,2 трлн рублей при запланированных 1,7 трлн рублей. Поэтому правительство подготовило поправки в закон о бюджете (они уже прошли первое чтение), чтобы увеличить дефицит до 3,8 трлн рублей. Судя по тому, как власти тратили деньги, на этой цифре они могут не остановиться, считают финансовые аналитики.
По оценке экспертов канала MMI, расходы в этом году превысят план на 1,5–2 трлн рублей, а дефицит будет больше 5 трлн рублей. Если так и случится, то это ускорит инфляцию.
Министр финансов Антон Силуанов уверяет, что знает, где взять эти деньги: вырастут ненефтегазовые доходы, а также правительство возьмет около 0,5 трлн в Фонде национального благосостояния. Но дело в том, что поставленные на паузу, но не отмененные вовсе торговые войны не упраздняют глобальные риски для российской экономики. Во-первых, «Белый дом будет искать другие механизмы введения тарифов. Но всё это только увеличивает неопределенность», пишет в своем телеграм-канале экономист Егор Сусин. И тогда важные для российского бюджета экспортные товары могут подешеветь.
А во-вторых, власти США не снимают с повестки дня новые санкции против России, потому что Путин не прекращает убивать украинцев. После последних бомбежек Украины Трамп стал серьезнее рассматривать новые меры воздействия, пишет Reuters. Белый дом провел консультации с сенаторами по поводу нового санкционного закона против России. Одной из таких мер могут быть пошлины в 500% на покупателей российских нефти и газа — этот законопроект в апреле внесли в Сенат республиканец Линдси Грэм и демократ Ричард Блументаль («Новая-Европа» писала, как может работать механизм таких санкций).
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».