План Трампа по завершению войны в Украине за 100 дней явно сталкивается с препятствиями. Прошло уже 70 из 100, а переговоры с Путиным почти не сдвинулись с места. Президент США неоднократно утверждал, что может надавить на Россию. Одна из его недавних идей — введение пошлин на российскую нефть. В то же время экономисты предлагают более системный механизм давления — универсальный тариф на экспорт российских нефти и газа, доходы от которого направлялись бы напрямую в казначейство США.
«Новая-Европа» вместе с экономистами разбирается, могут ли сработать эти варианты.
Пошлины на российскую нефть
30 марта Дональд Трамп заявил, что «очень зол» и «взбешен» из-за того, что Владимир Путин поставил под сомнение легитимность президента Украины Владимира Зеленского.
«Гражданские органы власти — они сегодня на самом деле в соответствии с Конституцией Украины не являются законными. Выборы-то не были там проведены президента! А конституция устроена так, что все назначаются президентом, в том числе региональные органы власти. Если он сам нелегитимный, то все остальные — тоже», — сказал Путин ранее.
В ответ Трамп пригрозил ввести пошлины в размере от 25% до 50% на российскую нефть — она не экспортируется в США, тем не менее, Белый дом хочет обложить таким побором покупающие ее страны:
— Если мы с Россией не сможем договориться о прекращении кровопролития в Украине и если я буду считать, что в этом виновата Россия — а это может быть и не так, — но если я буду считать, что в этом виновата Россия, я введу вторичные тарифы на нефть, на всю нефть, поступающую из России.
Он заявил, что может ввести пошлины в любой момент, а они вступят в силу в течение месяца. Он также добавил, что «это будет означать, что если вы покупаете нефть в России, вы не сможете вести бизнес в Соединенных Штатах». В то же время президент США отметил, что Путин знает, что он сердится, но отметил, что у него с ним «очень хорошие отношения» и «гнев быстро рассеивается… если он поступает правильно».
Цена на нефть выросла почти на 2% на следующий день после обещаний Трампа, но эксперты и трейдеры не считают, что именно это заявление стало причиной роста, — рынок пока присматривается к тому, насколько серьезно следует относиться к словам президента.
«Есть элемент усталости от заявлений администрации США по тарифам и санкциям. Поэтому я подозреваю, что пока не появится что-то более конкретное, рынок не будет слишком остро реагировать на это», — сказал Уоррен Паттерсон, который возглавляет исследования товарных рынков в глобальном банке ING.

Владимир Путин и Дональд Трамп на саммите G20 в Гамбурге, Германия, 7 июля 2017 года. Фото: Михаил Климентьев / Спутник / Kremlin / EPA
По словам Трампа, он созвонится с Путиным еще раз на этой неделе. При этом, как заявил Дмитрий Песков, у Путина пока нет в графике телефонного разговора с Трампом.
Если Белый дом введет такие пошлины, а страны, покупающие российскую нефть, откажутся их платить, то все компании, которые вовлечены в эту торговлю, окажутся под риском отключения от финансовой системы США,
сказала «Новой-Европа» эксперт по энергетическим рынкам, пожелавшая остаться анонимной. Так как доллар — глобальный платежный инструмент, то такая мера будет крайне болезненной для крупных контрагентов России. Но компании-однодневки будут чувствовать себя спокойно — и будут использоваться в нефтяной торговле еще активнее, чем сейчас, когда их роль и без того велика, добавила эксперт.
При этом новые санкции на российскую нефть вряд ли вызовут сильный рост ее стоимости на глобальном рынке. Это бы могло нивелировать эффект санкций, ведь в таком случае Кремль будет наслаждаться увеличением потока нефтедолларов из-за выросшего в стоимости барреля. Но цены вряд ли взлетят, во-первых, потому, что, согласно последнему прогнозу Международного энергетического агентства, предложение сырья в мире в этом году будет превышать спрос, причем этот профицит растет. А во-вторых, говорит наш собеседник, рынок уже давно отыграл все потрясения, связанные с началом полномасштабной войны в 2022 году. «В последние несколько месяцев считается, что дефицита нефти на мировом рынке нет и в ближайшие месяцы не предвидится», — замечает она.
Хотя, признает эксперт, прогнозировать цены на нефть — «самое неблагодарное занятие». Именно поэтому, по ее мнению, «ЕС не усиливает нефтяные санкции против России — боятся, что вдруг цены на нефть взлетят».. «Администрация Трампа не хочет, чтобы цены на нефть росли, им нужны низкие цены», — добавил в разговоре с «Новой-Европа» вице-президент и руководитель исследований нефтяных рынков S&P Global Джим Беркхард.

Нефтяной танкер у терминала «Шесхарис» в Новороссийске, Россия, 11 октября 2022 года. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA
Как это может работать?
Дубину «вторичных тарифов» Вашингтон уже начал тестировать на крупном производители нефти — Венесуэле, с которой США находятся в конфронтации уже несколько десятилетий. В конце марта Трамп подписал указ, по которому любая страна, покупающая нефть или газ у Венесуэлы, будет платить 25%-ный тариф на торговлю с США. Тариф вступит в силу 2 апреля и будет применяться к странам, которые покупают венесуэльскую нефть через третьих лиц.
Как отмечает Reuters, нефть — основа экспорта Венесуэлы, а Китай, против которого уже и без того введены американские тарифы, является крупнейшим покупателем. В феврале Китай купил около 55% нефти от общего объема экспорта Венесуэлы. Другие потребители — Индия, Испания, Италия и Куба.
«Мы призываем Соединенные Штаты прекратить вмешательство во внутренние дела Венесуэлы и отменить незаконные односторонние санкции против Венесуэлы», — заявил представитель китайского МИДа.
Если Трамп решит применить эту же меру для давления на Москву, то, в теории, это может касаться любого экспорта в США из стран-покупателей российской нефти — на них могут быть наложены дополнительные пошлины сверх уже действующих, сказал «Новой-Европа» Джим Беркхард из S&P Global. Пока никаких деталей этого предложения от американских властей нет, но если Вашингтон решится на такие меры, то они станут серьезным расширением санкционного давления — более жестким, чем то, что уже сделали Джо Байден или ЕС.
Как нефть «поставить на счетчик»
Экономисты The New York Times Гленн Хаббард и Кэтрин Вольфрам описали еще один способ усилить давление на Россию через экспорт нефти и газа — так называемый универсальный российский тариф.
Россия после вторжения в Украину продолжает активно экспортировать нефть, несмотря на западные санкции и «ценовой потолок», главные отгрузки идут по морю. Гленн Хаббард и Кэтрин Вольфрам предлагают ввести плату за каждую отгрузку российской нефти и газа, которая будет перечисляться в бюджет США. Такой «универсальный российский тариф» будет низким на старте, но если Москва не согласится на мирное соглашение, его ставка будет расти каждую неделю.
Если Россия не станет платить, начнут действовать вторичные санкции, которые затронут всех участников сделки — от владельцев танкеров до страховщиков и покупателей. Такие санкции ранее успешно применялись против Ирана.
Механизм легко отслеживается, поскольку вся морская логистика уже мониторится как коммерческими структурами, так и властями США.
Россия ежедневно зарабатывает около $500 млн на нефти и нефтепродуктах и $100 млн на газе. При плате $20 за баррель США могли бы получать до $120 млн в день — более $40 млрд в год. По мнению экспертов NYT, цель таких тарифов — не остановить экспорт, а сократить доходы Кремля и усилить мотивацию для достижения мира.
Даже если переговоры не сдвинутся, США будут получать деньги.
«Каждый доллар, который получают Соединенные Штаты, — это доллар, который Россия не может потратить на финансирование своей войны», — говорится в материале.
Гленн Хаббард пояснил «Новой-Европа», как может работать универсальный тариф:
— Такая санкция будет сформулирована следующим образом: «Если Россия не выплачивает $X за баррель в казначейство США, такая торговля подпадает под вторичные санкции». Это аналогично ситуации с иранской нефтью, где говорится: «Если платежи от этой торговли не поступают на специальный банковский счет, она подпадает под вторичные санкции».
Кэтрин Вольфрам объяснила в разговоре с «Новой-Европа», что стандартный подход США (например, тот, который США сейчас применяют против Ирана) — это запрет на экспорт нефти из страны. Но Россия — очень крупный поставщик, поэтому с ней так сделать нельзя, иначе могут вырасти цены. Поэтому она с Хаббардом предлагает альтернативную меру — «Россия должна выплачивать пошлину США».
«Мы с Хаббардом предлагаем использовать вторичные санкции — именно такой механизм США сейчас применяют к Ирану. Администрация Трампа, по всей видимости, предлагает нечто новое — так называемые «вторичные тарифы». Насколько я понимаю, это означает, что нарушители будут облагаться тарифами. Я вижу несколько отличий между этим подходом и вторичными санкциями:
- «Вторичные тарифы применимы только к странам. Трудно представить, как можно ввести такие тарифы, скажем, против китайского банка, который финансирует сделки с российской нефтью, в то время как вторичные санкции представляют собой куда более серьезное сдерживающее средство для таких банков.
- Вторичные тарифы могут привести к росту цен для американских потребителей, чего нельзя сказать о вторичных санкциях.

Судно Aquatica с российской нефтью у порта Банияс, Сирия, 25 марта 2025 года. Фото: Karam al-Masri / Reuters / Scanpix / LETA
Кто покупает российскую нефть?
После вторжения России в Украину в 2022 году Индия обогнала Китай и стала крупнейшим покупателем российской нефти, поступающей морским путем. К 2024 году такая нефть составляла около 35% от общего объема импорта сырой нефти в Индию.
В феврале министр нефти Индии заявил, что индийские НПЗ будут покупать только ту российскую нефть, которую поставляют компании и суда, не находящиеся под санкциями США. Это фактически сократило количество доступных поставок и судов.
Тем временем китайские государственные нефтяные компании начали отказываться от российской нефти: Sinopec и Zhenhua Oil приостановили закупки, а еще две компании сократили объемы на фоне новых американских санкций, сообщает Reuters.
Несколько китайских трейдеров заявили изданию, что их не встревожила последняя угроза Трампа, так как тот склонен к рисковой тактике, они не придают серьезного значения его словам.
«Трудно сказать, каким будет эффект, ведь Трамп всегда блефует», — сказал один из трейдеров.
В Индии представитель нефтеперерабатывающего завода заявил, что угроза добавляет неопределенности в планы закупок индийских НПЗ и создает неблагоприятную ситуацию для покупателей нефти. По его словам, закупки на апрель и май уже согласованы.
Министерство иностранных дел Китая в ответ на вопрос о тарифах на ежедневном брифинге заявило, что сотрудничество с Россией не направлено против третьих стран и не зависит от них.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: contact@novayagazeta.eu
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».