5 июня истекает льготный режим, благодаря которому Украина может беспошлинно экспортировать свои товары — в первую очередь сельскохозяйственные — в страны ЕС. В условиях полномасштабной войны с Россией этот режим стал существенным подспорьем для украинской экономики: по оценкам Министерства финансов страны, в 2024 году он обеспечил почти 10% экспортной выручки Украины.
Однако торговые преференции стали причиной недовольства у соседей Киева — прежде всего Польши, Венгрии и Румынии. В 2023–2024 годах по этим странам прокатилось несколько волн фермерских протестов, а правительства восточноевропейских стран неоднократно вводили ограничения на ввоз товаров из Украины, что приводило к их конфликтам с Брюсселем.
Политолог-европеист Александр Дунаев специально для «Новой-Европа» разбирался, что дал льготный режим Украине, почему вызвал такое сопротивление со стороны ее соседей и чем может обернуться для украинской экономики его отмена.
Льготный режим торговли ЕС с Украиной, начавший действовать 4 июня 2022 года, преследовал цель поддержать экономику страны после начала полномасштабного российского вторжения. Он предусматривал временную отмену пошлин и квот на товары, указанные в Соглашении об ассоциации между ЕС и Украиной 2014 года. Речь шла о продукции сельского хозяйства и животноводства, металлургии, деревообработки, а также о полезных ископаемых. Изначально льготный режим вводился сроком на год, но затем продлевался в 2023 и 2024 годах.
Отмена пошлин для Украины должна была частично компенсировать потери из-за российского вторжения: в 2022 году ВВП страны сократился на 29%, а инфляция подскочила до 26%. В 2023–2024 годах экономика выросла на 5,9% и 2,9%, соответственно, но до восстановления довоенного уровня еще далеко, а инфляция остается высокой: в апреле она достигла 15,1% в годовом измерении.
Сильно пострадала и внешняя торговля. Например, вывоз зерна — одного из основных экспортных товаров Украины — в апреле 2022 года упал на 99% из-за блокады черноморских портов со стороны России. Впоследствии его удалось частично восстановить благодаря зерновой сделке, но на уровень 2021 года он до сих пор не вернулся.
В 2023 году на последствия войны дополнительное воздействие наложило падение мировых цен на основные товары украинского экспорта. Так, с мая 2022 по декабрь 2023 года цена бушеля пшеницы упала с 12 до 6 долларов, кукуруза за тот же период подешевела с 7 до 4,6 долларов, а подсолнечное масло — с 1500 до 900 долларов за тонну. Цены на сталь, подскочившие в первые месяцы российского вторжения до 960 долларов за тонну, к концу 2023 года опустились до 560 долларов.

Трактор в поле в Харьковской области, 20 апреля 2024 года. Фото: Sergey Kozlov / EPA
Коридоры помощи
В этих условиях льготный режим торговли со странами ЕС действительно помог украинской экономике, в том числе потому, что за прошедшие с момента подписания Соглашения об ассоциации годы ЕС превратился в главного внешнеторгового партнера Украины. Если в 2013 году доля Европы составляла 30%, то в 2023 году она достигла уже 56%. Особенно это заметно по экспорту: почти две трети вывозимых из Украины товаров направляются в страны ЕС, а их общая стоимость в 2023 году составила 22,8 млрд евро. Вторым и третьим по значимости потребителями украинского экспорта стали Китай и Турция, которые закупили товаров на 2,2 млрд евро каждый, а их доли составили 6,6 и 6,5%.
60% украинского экспорта в ЕС составляют сельскохозяйственные товары — это пшеница, кукуруза, подсолнечное масло, сахар и другие. Льготный режим помог Украине стать третьим (после Бразилии и Великобритании) поставщиком аграрной продукции в страны Европы:
в 2024 году на нее пришлось 6,7% от всего импорта сельхозтоваров в ЕС, а общая стоимость поставленных в европейские страны продуктов составила 13,1 млрд евро (для сравнения в 2020 году Украина экспортировала в страны ЕС аграрной продукции на 5,8 млрд евро, а ее доля составила 4,8%).
В мае 2022 года для облегчения их вывоза были также созданы «коридоры солидарности» (solidarity lanes), то есть сухопутные маршруты, по которым украинская аграрная продукция стала поставляться в страны ЕС. В первый год действия этого механизма по железнодорожным, автомобильным и речным путям из Украины было вывезено 60% общего объема зернового экспорта. Это при том, что до начала полномасштабной агрессии на эти маршруты приходилось всего 5% экспорта, остальное зерно вывозилось по морю.
Благодаря льготному режиму и «коридорам» в 2023 году экспорт украинского зерна в ЕС увеличился на 7% по сравнению с предыдущем годом и достиг 43 млн тонн, а, скажем, поставки сахара за тот же период почти утроились, достигнув отметки в полмиллиона тонн. К маю 2024 года по «коридорам» было вывезено уже 136 млн тонн различной продукции, что, по оценке еврокомиссара по вопросам транспорта Адины Вэлян, принесло украинской экономике поступлений на 50 млрд евро.

Фермеры во время акции протеста у пограничного перехода с Украиной в Дорогуске, Польша, 19 апреля 2024 года. Фото: Wojtek Jargilo / EPA
Гнев фермера
Впрочем, такой помощи подвергшейся российской агрессии Украине были рады в ЕС далеко не все. В 2022 году в соседние с Украиной страны — Румынию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Словакию — по «коридорам солидарности» хлынул поток не облагаемых пошлинами дешевых сельхозтоваров.
Например, в Румынии объемы ввозимого украинского зерна выросли более чем в десять тысяч раз (с 526 до 5,5 млн тонн) по сравнению с 2021 годом, а семян подсолнечника — в полторы тысячи раз (с 396 до 612,5 тысяч тонн). В Польше количество поступающего из Украины зерна увеличилось почти в 300 раз, а Болгария получила в 420 раз больше семян подсолнечника.
Разумеется, не все эти товары направлялись на рынки этих стран, но их колоссальный приток создал серьезные логистические проблемы: транспортные системы восточноевропейских стран с трудом с ним справлялись, а мощности для хранения продукции оказались переполнены. В январе 2023 года болгарский министр сельского хозяйства Явор Гешев говорил, что он, конечно, солидарен с Украиной, «но на нашем рынке складывается переизбыток сельскохозяйственной продукции, потому что наши страны превращаются из транспортных коридоров в склады».
Уже летом 2022 года избыток предложения предсказуемо привел к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию, которую в соседних с Украиной странах стало трудно продавать даже по сниженным ценам. Например, в Болгарии 40% урожая зерна и семян подсолнечника, собранного в 2022 году, так и не удалось реализовать.
В результате менее чем за год действия льготного режима потери фермеров пяти соседних с Украиной стран — Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии — составили 417 млн евро.
Фермеры этих стран стали рассматривать льготы для Украины как прямую угрозу собственным интересам: по их мнению, украинская аграрная продукция создавала недобросовестную конкуренцию не только потому, что была дешевле, но и потому, что на нее не распространялись жесткие нормативы, действующие в странах ЕС в отношении продовольственных товаров.
Первая волна протестов прокатилась по странам Восточной Европы в апреле 2023 года — тогда фермерские организации потребовали от властей введения временного запрета на импорт и гарантий, что украинская сельхозпродукция, транспортируемая по «коридорам солидарности», будет следовать в третьи страны, а не реализовываться на местных рынках. Протесты получили широкую общественную поддержку: согласно опросам общественного мнения, в Польше фермеров поддерживали 81% респондентов.

Дым от горящих шин на акции фермеров в Брюсселе, 26 марта 2024 года. Фото: Olivier Matthys / EPA
Конфликт с Брюсселем
Власти отреагировали довольно быстро. Уже в середине апреля 2023 года Польша, Словакия и Болгария запретили импорт украинского зерна, а Венгрия составила список из 25 продуктов из Украины, продажа которых временно запрещалась на территории страны. Транзит товаров был сохранен, но контроль над ним был усилен.
В Брюсселе эти меры понимания не встретили, власти ЕС расценили их как нарушение принципов торговой политики ЕС. В ответ Венгрия и Польша обвинили Евросоюз в том, что он медленно реагирует на проблемы, связанные с возросшим импортом из Украины.
В частности, к концу марта 2023 года Брюссель выделил фермерам Польши, Болгарии и Румынии компенсаций всего на 56 млн евро, а пакет помощи, предложенный главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в середине апреля, составил лишь 100 млн.
От взаимных обвинений стороны перешли к переговорам, и 1 мая 2023 года Еврокомиссия заключила с пятью восточноевропейскими соседями Украины соглашение, которое исключало возможность продажи украинского зерна, кукурузы, рапса и семян подсолнечника на территории этих стран.
Первоначально ограничения вводились на месяц, но затем были продлены до сентября того же года, когда Еврокомиссия сочла, что «рыночные диспропорции», вызванные ввозом украинской сельхозпродукции в эти страны, были устранены, и отменила их. Польша, Венгрия и Словакия с такой оценкой ситуации не согласились и заявили о том, что введут собственные запреты на украинский импорт.
Ситуация в аграрном секторе оставалась напряженной.
Альянс фермеров и ультраправых
Очередной кризис произошел в феврале 2024 года, когда фермеры стали протестовать против аграрной политики ЕС, сосредоточенной на поддержке крупных хозяйств в ущерб малым, падения закупочных цен, бюрократической нагрузки и дороговизны топлива. На этот раз украинская тема была не единственной причиной недовольства, но тоже активно обсуждалась: в частности, в Польше звучали требования ввести полное эмбарго на аграрный импорт из Украины.
Под давлением протестующих Брюссель согласовал новые ограничения на сельскохозяйственный экспорт из Украины, хотя в целом льготный режим для Киева оставался в силе. Европейские власти разработали механизм «аварийного тормоза» (emergency brake), при котором пошлины на товары вроде зерна, яиц, меда, сахара и мяса птицы вводились в том случае, если объемы их импорта превышали средний уровень за 2022–2023 годы. На практике этот механизм был применен в июле 2024 года в отношении украинских крупы, сахара и яиц.
Однако и эти меры европейские фермеры сочли неудовлетворительными. В январе 2025 года в Польше протестующие в очередной раз заблокировали пограничные переходы на границе с Украиной с требованием сильнее ограничить импорт украинской аграрной продукции, поскольку, по их заявлениям, проблема переполнения складов и падения цен никуда не делась. В феврале протесты перекинулись в Чехию, Словакию, Венгрию и Австрию, где фермеры также потребовали восстановления пошлин.
Фермерские протесты, конечно, стали важной темой в лозунгах крайне правых и консервативных сил в странах Центральной Европы.
Эти партии часто позиционируют себя как защитники народа от «брюссельской бюрократии», и происходящее с экспортом из Украины и вредом, который тот наносит небольшим аграрным хозяйством, легло в основу их антиистеблишментского нарратива.

Очередь грузовиков у пограничного перехода Дорогуск–Ягодин после акции протеста фермеров в Дорогуске, Польша, 19 апреля 2024 года. Фото: Wojtek Jargilo / EPA
В Польше правоконсервативная партия «Право и справедливость» (PiS), пользующаяся большой популярностью у аграриев, призывала правительство ввести эмбарго на украинские продукты, а ее лидер Ярослав Качиньский требовал отставки еврокомиссара по сельскому хозяйству Януша Войчеховски, кандидатуру которого Еврокомиссии в свое время предложила сама PiS. Поддержку фермерам выражал президент Анджей Дуда, а кандидат от PiS на президентских выборах 2025 года Кароль Навроцки обещал, что в случае своего избрания не допустит, чтобы польские фермеры «страдали от нечестной конкуренции со стороны Украины».
В Румынии льготный режим ввоза украинских товаров критиковал лидер ультраправой партии «Альянс за объединение румын» (AUR) и кандидат на недавно прошедших президентских выборах Джордже Симион. Одним из обещаний его президентской кампании стало прекращение транзита украинского зерна через территорию страны. Подобные лозунги выдвигал и его предшественник Кэлин Джорджеску, ставший победителем первого тура президентских выборов в ноябре 2024 года, результаты которого затем были отменены румынским избиркомом, а сам Джорджеску оказался под следствием.
Потери Киева
Давление на ЕС оказывают не только фермерские протесты и правые политики, но и власти соседних с Украиной стран.
В феврале этого года министры сельского хозяйства Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии направили в Еврокомиссию письмо, в котором предлагали вернуться к системе квот, действовавшей до начала российского вторжения, а также ввести механизмы, позволяющие ЕС временно ограничивать или блокировать украинский импорт, и разрешить странам применять локальные ограничения для защиты аграриев. Кроме того, министры настаивали на постепенном внедрении в Украине европейских санитарных и экологических стандартов.
Под давлением правительств стран-членов ЕС и Украина ведут переговоры по тому, как можно, с одной стороны, продолжать поддерживать экономику воюющей страны, а с другой — минимизировать ущерб и учесть претензии приграничных стран. Пока что прийти к новому соглашению, которое должно начать действовать 5 июня, после истечения льготного режима, не удалось.
Еврокомиссия готовится к восстановлению прежних квот, как того и просили в своем письме министры. По данным издания Politico, в оставшиеся семь месяцев этого года Брюссель предполагает позволить украинским экспортерам поставить продукции в размере 7/12 от тех квот, которые указаны в соглашении о создании Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с Украиной. Исключением станет экспорт украинского железа и стали, почти две трети которого направляется в ЕС, — 8 мая Европарламент продлил беспошлинный режим для него до июня 2028 года.
Как новые правила скажутся на аграрном экспорте, хорошо видно на примере кукурузы. По данным Евростата, в 2024 году в ЕС из Украины было ввезено 13,8 млн тонн этого злака, однако максимальная квота, предусмотренная в соглашении о свободной торговле, составляет 650 тысяч тонн, а значит, до конца года украинский импорт не должен превысить 7/12 от этого объема, то есть 380 тысяч тонн.

Украинские фермеры собирают урожай зерна в Одесской области, 23 июня 2023 года. Фото: Igor Tkachenko / EPA
Украинской экономике возвращение к системе довоенных квот не сулит ничего хорошего. Шведский депутат и главная докладчица по Украине в Европарламенте Карин Карлсбро считает, что планы Еврокомиссии чреваты «тяжелейшим ударом в худший из возможных моментов».
Более детальные оценки последствий отмены «экономического безвиза» приводит председатель Комитета Верховной рады по вопросам финансов Данило Гетманцев. По его подсчетам, в годовом измерении украинские экспортеры недосчитаются 3,5 млрд евро — «довольно чувствительный удар, ведь в 2025 году весь месячный товарный экспорт составляет в целом 2,9 млрд евро и компенсировать такие потери сельскохозяйственного экспорта на других рынках практически нереально». Министерство экономики Украины также оценивает потери экспортеров в 2,9 млрд евро в год.
Переговоры между Киевом и Брюсселем продолжаются, однако сегодня перспективы сохранения льготного режима представляются туманными: как показывает опыт последних трех лет, соображения солидарности отходят на второй план, когда в игру вступают экономические факторы.
Брюсселю трудно найти инструменты для того, чтобы добиться изменения позиции центральноевропейских стран, которые, в свою очередь, сильно зависят от настроений аграриев. В этом плане показательно, что либеральное правительство Дональда Туска в Польше и совсем не либеральный кабинет Виктора Орбана в Венгрии придерживаются схожих мнений, когда речь заходит о будущем украинского экспорта в Европу.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».