СюжетыОбщество

Россия — на втором месте по количеству узников совести

Комиссия по свободе религии, которую пообещал разогнать Трамп, подвела итоги года: свободы стало меньше

Россия — на втором месте по количеству узников совести

Омоновцы в оцеплении во время митинга у храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, 15 сентября 2012 года. Фото: Александр Демьянчук / Reuters / Scanpix / LETA

Трамп пообещал разогнать американскую Комиссию по международной религиозной свободе, и та поспешила выпустить ежегодный доклад на несколько месяцев раньше, чем обычно. В фокусе внимания — Россия, которая заняла второе место в мире по числу узников совести, и оккупированные ею территории. А Беларуси в докладе вообще нет.

Ежегодный доклад Комиссии США по международной религиозной свободе (USCIRF) в этом году вышел досрочно. Обычно этот двухпартийный орган, созданный Конгрессом США, согласно закону 1998 года о религиозной свободе, обнародовал результаты мониторинга ситуации с религиозными свободами в разных странах мира в конце апреля — начале мая. Однако Дональд Трамп в первые же дни своего второго президентства пригрозил комиссии ликвидацией, пообещав «перенаправить энергию» на защиту христиан внутри США.

В этом контексте слова вице-председателя USCIRF, ученого раввина Меира Соловейчика, представившего доклад в Вашингтоне 25 марта, звучат как прощание: «Наш отчет указывает путь вперед для политики, которая способствует религиозной свободе в быстро меняющемся мире». Едва ли политика Трампа и его команды соответствует этому определению. По традиции, USCIRF дала рекомендации администрации американского президента, но Трамп уже пообещал «защищать <только> христиан <только> в наших школах, армии, правительстве, на рабочих местах и в больницах». Правами атуркман, буддистов или атеистов, да еще и в других странах, он заниматься явно не намерен.

Россия попала в число 16 государств, которые вызывают у авторов доклада «особую озабоченность». В этом «элитарном» списке такие корифеи религиозных свобод, как Северная Корея, Иран, Эритрея, Саудовская Аравия и другие. В докладе USCIRF 2024 года в «черный список» входило всего 12 стран; в этом году его пополнили Индия, Афганистан, Нигерия и Вьетнам. Общий объем религиозной свободы в мире явно уменьшается за счет стран Глобального Юга. Страны, которые, по мнению авторов доклада, нуждаются в специальном наблюдении, но еще не вошли в «черный список», — Сирия, Турция, Узбекистан, Алжир, Азербайджан, Египет, Индонезия, Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Малайзия, Шри Ланка. Таким образом, на постсоветском пространстве «проблемными» признаны Россия и все страны с преобладающим мусульманским населением, а вот Беларусь, как ни странно, особой тревоги у авторов доклада не вызвала.

РФ гонит верующих, «защищая бога»

В разделе, посвященном России, Комиссия обращает внимание на уголовные преследования свидетелей Иеговы, протестантских общин, принадлежащих к «нежелательным организациям» (например, движение «Новое поколение»), «несистемных» мусульман, «альтернативных» православных и на запрет Саентологической церкви. В прошлом году основным объектом антимусульманских репрессий в РФ стали активисты крымскотатарского движения, в прошлом якобы принадлежавшие к объединению «Хизб ут-Тахрир» («Партия освобождения»), которое свободно действует в Украине, но в РФ признано террористическим.

По данным общества «Мемориал», как минимум 352 человека столкнулись в РФ с преследованиями по подозрению в связях с этим объединением: 131 из них осуждены на сроки от 10 до 14 лет, а 119 — на сроки 15 лет и более.

По данным американской комиссии, осужденные мусульмане систематически сталкиваются в местах лишения свободы с пытками, отказами в медицинской помощи, принудительным сбриванием бороды и кормлением свининой, запретами на молитву и чтение религиозной литературы.

Особое внимание — уже который год подряд! — USCIRF обращает на российских свидетелей Иеговы, любая деятельность которых запрещена в РФ с 2017 года. В качестве примеров упоминаются дела Николая Полеводова, осужденного на 8,5 лет тюрьмы, Виталия Жука (8 лет и 4 месяца) и Станислава Кима (8 лет и 2 месяца). Российские силовики сочли их «лидерами подпольных ячеек». Всего в СИЗО и тюрьмы в минувшем году было отправлено около 150 российских свидетелей Иеговы. В докладе упомянут 87-летний православный архиепископ Виктор (Пивоваров) из Краснодарского края, не принадлежащий к РПЦ. О его антивоенных проповедях и преследованиях за них неоднократно писала «Новая-Европа». В минувшем апреле суд признал его виновным в «повторной дискредитации ВС РФ» за то, что называл российское вторжение в Украину «сатанизмом», и назначил штраф 150 тысяч рублей.

Последователь «Свидетелей Иеговы» Деннис Кристенсен в сопровождении полиции во время суда, Орёл, 6 февраля 2019 года. Фото: Mladen Antonov / AFP / Scanpix / LETA

Последователь «Свидетелей Иеговы» Деннис Кристенсен в сопровождении полиции во время суда, Орёл, 6 февраля 2019 года. Фото: Mladen Antonov / AFP / Scanpix / LETA

Ситуации на контролируемых Россией территориях, которые США и другие страны признают украинскими, посвящен особый раздел доклада. Оккупация привела к обвальному росту числа нарушений прав украинцев на этих территориях, где запрещаются религиозные организации, закрываются молитвенные здания, изымается религиозная литература и так далее. Наиболее вопиющим примером стала гибель священника Православной церкви Украины Степана Подольчака в одном из сел в подконтрольной РФ части Херсонской области. В августе прошлого года российский суд приговорил запорожского священника Украинской православной церкви Константина Максимова к 14 годам лишения свободы «за шпионаж» и, в нарушение Женевской конвенции 1949 года, ФСИН направила его отбывать наказание в Саратовскую область.

Если пролистать доклады USCIRF за несколько последних лет, то ситуация в РФ кажется безнадежной. В докладе 2024 года USCIRF перечисляла те же гонимые конфессии, что и в докладе нынешнего года, отмечая практику включения религиозных организаций в список «нежелательных», а их лидеров — в список «иноагентов». В докладе 2023 года обращалось особое внимание на практику похищения с оккупированных территорий греко-католических и протестантских служителей, а в докладе 2022 года — на введение обязательной переаттестации священнослужителей, получивших образование за рубежом. Интересная статистика приводилась в докладе USCIRF за 2021 год: тогда Россия заняла третье место в мире по числу уголовных дел за «богохульство» (то есть «оскорбление чувств верующих») после Пакистана и Ирана и первое — по числу уголовных дел за оскорбление верующих в соцсетях.

Союзники по несчастью

Понятно, что ближайшие союзники и партнеры России заняли свои достойные места в докладе. Тут в первую очередь взгляд падает на Северную Корею, где любые проявления религиозности запрещены, а хранение дома Евангелия или Корана является тяжким уголовным преступлением. По оценкам USCIRF, от 80 до 120 тысяч верующих северокорейцев, в большинстве своем христиан, содержатся в местах лишения свободы. На этом фоне в пропагандистских целях в Пхеньяне «действует» по одному католическому, протестантскому и православному храму, куда, естественно, закрыт доступ для местных жителей. Православный храм находится в юрисдикции РПЦ, был построен в начале 2000-х по инициативе Ким Чен Ира и освящен тогда еще митрополитом Кириллом (Гундяевым). Роль священников в этом странном храме играют сотрудники северокорейских спецслужб, которые были специально командированы в Московскую духовную семинарию и затем «рукоположены». Маловероятно, что эти люди разделяют какие-то религиозные убеждения, но руководству Московской патриархии, обучившему и рукоположившему их по просьбе северокорейского руководства, это и не важно. Корея объявлена «канонической территорией» РПЦ, и патриарх Кирилл гордо воткнул еще один флажок на свою геополитическую карту. В минувшем году корейские спецслужбы арестовали троих миссионеров, приехавших в страну под видом туристов, а также усилили борьбу против «реакционных практик шаманизма и гадания», которые квалифицируются как «антиобщественное поведение». По данным правительства Южной Кореи, на которое ссылаются американские докладчики, в Северной Корее сформировано 619 специальных групп «по борьбе с суевериями», а выявленные ими «нарушители» подвергались тюремному заключению, ссылкам в трудовые лагеря и даже публичным казням.

Верующие молятся в одной из мечетей в Тегеране, Иран, 15 мая 2020 года. Фото: Abedin Taherkenareh / EPA

Верующие молятся в одной из мечетей в Тегеране, Иран, 15 мая 2020 года. Фото: Abedin Taherkenareh / EPA

USCIRF фиксирует ухудшение и без того тяжелого положения со свободой вероисповедания в Китае, где лидер Компартии Си Цзиньпин провозгласил курс на «китаизацию религии». На самом деле этот курс требует абсолютной лояльности всех религиозных общин и отдельных верующих КПК и ее политике. Насильственная «китаизация» приводит к росту напряженности в Синьцзян-Уйгурском автономном округе со значительным мусульманским населением и в Тибете, где часть буддистов сохраняет лояльность Далай-ламе XIV, проживающему в эмиграции с 1959 года. КПК не признала назначенного Далай-ламой Панчен-ламу (второе лицо в иерархии тибетского буддизма), после чего спецслужбы похитили его и невозможно достоверно сказать, жив ли Панчен-лама сегодня. При этом ЦК КПК, вопреки буддийским канонам, назначил своего Панчен-ламу и планирует так же поступить с назначением Далай-ламы после смерти нынешнего мирового лидера буддистов, который скоро отметит 90-летие.

Говоря об Индии, авторы доклада обращают внимание на заявления лидера правящей партии «Бхаратия Джаната парти», премьер-министра Нарендры Моди, который позволяет себе разжигать неприязнь к мусульманам и другим религиозным меньшинствам страны. Ксенофобские заявления продолжаются и после прошлогодних парламентских выборов, оправдывая, по мнению USCIRF, насилие в отношении меньшинств, лишение их собственности и молитвенных зданий.

Комиссия обратила внимание, что правительство Исламской Республики Иран сообщило о более чем 900 случаях смертной казни в стране в минувшем году, причем многие из них были связаны с религиозными убеждениями осужденных.

Так, участник протестов 2022 года Мохаммед Гобадлу был казнен за «разрушение Земли» и «войну против Бога» (что бы это ни значило), а активиста суннитского меньшинства Хосрова Бешарата казнили после почти 14 лет тюремного заключения. В августе прошлого года в Иране казнили представителя шиитской мистической секты Ярсан, а в ноябре — иудаиста Арвина Гахремани, обвиненного в убийстве мусульманина при самообороне. В июле прошлого года иранские силовики напали на суфийский молитвенный дом в Шаккезе, убив троих верующих. С апреля в Иране разворачивается кампания «Нур», направленная против девушек и женщин, нарушающих требования о ношении хиджаба: задержаны уже сотни «виновных» и наказаны предприятия, допускавшие к работе женщин без правильно надетого хиджаба.

Танцоры во время концерта на фоне статуи Гурбангулы Бердымухамедова в городе Аркадаг, названном в его честь, Туркменистан, 29 июня 2023 года. Фото: Наталья Колесникова / AFP / Scanpix / LETA

Танцоры во время концерта на фоне статуи Гурбангулы Бердымухамедова в городе Аркадаг, названном в его честь, Туркменистан, 29 июня 2023 года. Фото: Наталья Колесникова / AFP / Scanpix / LETA

Разделы доклада, посвященные постсоветским азиатским республикам Таджикистану и Туркменистану, поражают описанием причудливого переплетения местного ислама с чисто советскими тоталитарными практиками в стиле КГБ. В июне прошлого года президент Таджикистана Эмомали Рахмон подписал поправки к закону о регулировании традиций и церемоний, которые, в частности, запрещают несовершеннолетним получать сладости и подарки от соседей на праздники Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам). Поправки вводят строгий запрет, под страхом уголовного наказания, на продажу, импорт, рекламу и ношение одежды, «чуждой национальной культуре». В перечень такой одежды входит тот же хиджаб, за отсутствие которого в соседнем Иране, наоборот, можно надолго загреметь в тюрьму. Комиссия обращает особое внимание на положение мусульман-исмаилитов в автономном Горном Бадахшане, населенном памирцами. В регион не допускаются дипломаты или журналисты, которые пытаются собрать сведения о дискриминации исмаилитов как религиозного и этнического меньшинства.

В соседнем Туркменистане государство тщательно следит за исполнением религиозными организациями законов о культе Гурбангулы Бердымухамедова — отца действующего президента страны, обладателя почетного звания Аркадаг («Покровитель»). Туркменская диктатура вообще известна своим комизмом, что, конечно, служит слабым утешением для ее жертв, в том числе верующих. По сведениям USCIRF, в зоне строгого режима Овадан-Депе содержатся мусульманские активисты, признанные властями «экстремистами», которым, помимо обычных пыток, насильно бреют бороды и вливают алкоголь. Пока в одних регионах страны полицейские обыскивают школьников на предмет наличия в их вещах воды во время священного месяца поста Рамадан, в других регионах запрещают заходить в мечети лицам моложе 50 лет, проверяя при входе паспорта. Местные жители рассказывали, что перед приездом Бердымухамедова на курорт Аваза полиция заставила всех живущих в округе мужчин сбрить бороды, а женщин — снять платки, говоря, что «это вещи, которых не любит Аркадаг». В октябре в Ашхабаде были подвергнуты задержанию и пыткам в полиции женщины, которые вышли на улицу в хиджабах, а в городе Туркменбаши силовики закрыли магазин (конфисковав весь товар), торговавший религиозной одеждой — хиджабами, чалмами и четками. В туркменских мечетях запрещено оставаться после намаза и вести какие-либо разговоры: полиция строго следит за тем, чтобы верующие покидали молитвенные помещения немедленно по окончании молитвы.

В целом по числу узников совести в мире лидирует Китай — там USCIRF насчитала 810 человек, брошенных в тюрьму только за свою веру. На втором месте Россия — 491, на третьем Иран — 354. Северная Корея в этот рейтинг не вошла, поскольку подсчитать число ее узников не может никто.

Украинские полицейские в Киево-Печерской лавре, 7 января 2023 года. Фото: Vladimir Sindeyev / NurPhoto / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

Украинские полицейские в Киево-Печерской лавре, 7 января 2023 года. Фото: Vladimir Sindeyev / NurPhoto / Shutterstock / Rex Features / Vida Press

Проблемный украинский закон

Среди стран, которые не вызывают особого беспокойства у Комиссии, упомянута Украина. Среди всех событий минувшего года в этой стране выделено одно — принятие закона, запрещающего деятельность религиозных организаций, которые аффилированы с каноническим центром на территории государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины. USCIRF считает этот закон, который может ударить по Украинской православной церкви (УПЦ), до 2022 года входившей в юрисдикцию Московского патриархата, «не вполне соответствующим» международному праву. Такой же вывод в декабре минувшего года сделал офис Верховного комиссара ООН по правам человека, обратившись к правительству Украины с призывом применять новый закон только в рамках международного права. Со стороны властей Украины пока не видно каких-либо практических шагов по ограничению деятельности УПЦ, похоже на то, что под давлением международных институций они согласились с той трактовкой статуса УПЦ, который предлагает сама эта церковь:

с момента внесения изменений в ее устав 27 мая 2022 года она не входит в состав Московского патриархата и официально осуждает «богословие СВО», которое продвигает московский патриарх Кирилл и его подчиненные.

В день инаугурации Трампа, 20 января, лидер молодежного крыла Республиканской партии Кэтрин Уайтфорд записала как бы от имени верующих трампистов ролик с угрозами Владимиру Зеленскому за «гонения» на Московский патриархат. Уайтфорд анонсировала некие «быстрые действия» Трампа в защиту УПЦ и пообещала президенту Украины «грядущее правосудие». В конце февраля адвокат-трампист Роберт Амстердам, представляющий интересы УПЦ, также грозил властям Украины неприятностями как бы от имени США, а в начале марта православный грек Джон Кириаку, экс-сотрудник ЦРУ, рассказал о взятке, которую якобы получил Константинопольский (Вселенский) патриарх за отделение Украинской церкви от Москвы. Правда, через несколько дней Кириаку «покаялся» и признал распространенную им информацию «недостоверной».

Несмотря на угрозы Трампа, хочется пожелать Комиссии США по международной религиозной свободе многих лет плодотворной деятельности — хотя бы в сфере сбора и распространения информации. Как мы успели заметить, Трамп любит угрожать, но быстро забывает о тех, кому угрожал.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.