СюжетыОбщество

«Покушение на Тихона»: при чем тут Трамп?

В Москве задержали послушников, «готовивших теракт» против «духовника президента» Тихона (Шевкунова). «Новая-Европа» изучила версии случившегося

«Покушение на Тихона»: при чем тут Трамп?

Митрополит Тихон, Денис Попович и Никита Иванкович. Фото: «РПЦ»

28 февраля ФСБ опубликовала видеозапись с задержанием подозреваемых в подготовке теракта, целью которого должен был стать митрополит Симферопольский и Крымский Тихон (Шевкунов).

По версии спецслужбы, оба задержанных были завербованы в середине 2024 года сотрудником ГУР. Как утверждает ФСБ, задержанные планировали взорвать бомбу в Сретенском монастыре, а затем выехать из России по поддельным украинским паспортам.

«Новая газета Европа» изучила появившиеся за это время версии случившегося и явные нестыковки в фабуле дела.

Легенда

«У меня ощущение, что Кремль успел сообщить об этом деле Белому дому, и это сказалось на атмосфере встречи с Зеленским», — сказал вечером 28 февраля «Новой-Европа» информированный клирик Константинопольского патриархата. Ранним утром того дня ЦОС ФСБ выложил в сеть наскоро подготовленные видеоролики следственных действий с участием двух послушников влиятельного митрополита РПЦ Тихона (Шевкунова), подозреваемых в подготовке теракта с целью убийства митрополита. А накануне, 27 февраля, «Новая газета» впервые рассказала о некоторых подробностях этого дела, которое выглядело шитым белыми нитками. Публикация ЦОС ФСБ только усилила это впечатление, подкрепив его новыми аргументами в пользу невиновности подозреваемых (подробнее об этом — ниже).

Если кратко, то фабула дела довольно незатейлива. Секретарем и казначеем при митрополите Тихоне, когда тот еще служил в Москве и Пскове, состоял гражданин Украины с российским ВНЖ Денис Попович (родился в 1997 г. в Черновцах). Когда митрополита перевели в Симферополь, Денис решил не ехать с ним, но продолжал служить в основанном Тихоном Сретенском монастыре на Лубянке, выполняя его текущие поручения. Когда Попович торопился на всенощную вечером 13 января, его на Сретенском бульваре задержала полиция, составила протокол, после чего Мещанский суд Москвы назначил ему 15 суток ареста за «мелкое хулиганство» (Попович в суде отрицал факты, изложенные в протоколе). По истечении этих 15 суток Дениса арестовали вновь — уже за «неповиновение законным требованиям сотрудников в полиции».

В ИВС ему носил передачи друг, гражданин РФ Никита Иванкович (родился в 1996 г. в Москве, этнический украинец) — тоже выпускник Сретенской семинарии и бывший послушник Тихона, служивший в храме Воскресения в Сокольниках. Рано утром 12 февраля, когда истекал второй арест Поповича, дома у Иванковича провели обыск в стиле «маски-шоу», изъяв телефон и саперную лопатку со следами земли. Молодого алтарника доставили на допрос в ФСБ, и вскоре выяснилось, что их с другом подозревают в подготовке теракта с помощью взрывчатки, якобы закопанной той самой лопаткой в Терлецком парке Москвы. 13 февраля суд назначил Поповичу и Иванковичу меру пресечения в виде содержания под стражей, а со слов их друзей стало известно, что парней подозревают в совершении преступлений, предусмотренных статьями 222.1 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств) и 205.1 (содействие террористической деятельности) УК РФ. Следствие считает, что церковнослужителей завербовали украинские спецслужбы.

Знакомые по семинарии, монастырю и храмам, где служили подозреваемые, их родные и близкие, с которыми поговорила «Новая-Европа», не допускают мыслей о том, что церковнослужители, искренне любившие митрополита Тихона и многим ему обязанные, могли бы решиться на его убийство.

Никита Иванович во время следственных мероприятий. Фото: скриншот видео ФСБ

Никита Иванович во время следственных мероприятий. Фото: скриншот видео ФСБ

Но все закрутилось по отработанному сценарию: сразу после публикации ЦОС ФСБ, облетевшей федеральные СМИ, дело комментирует сам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Киевский режим не гнушается ничем. Нет ничего святого, это еще раз подтверждается». Пресс-секретарь патриарха РПЦ и глава ее Синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ Владимир Легойда делает следующий шаг, призывая придать делу международный резонанс и, таким образом, включить его в повестку переговоров по урегулированию в Украине. «Мы видим со стороны украинских спецслужб, — заявил он, — готовность игнорировать любые писаные и неписаные правила конфликта, убивать гражданских лиц, священнослужителей… Планировавшийся теракт имел целью эскалацию противостояния и затягивание мирных переговоров, перспектива которых наметилась в последнее время… Надеемся, что этот вопиющий акт терроризма получит должную оценку со стороны мирового сообщества, будет рассмотрен на заседании Совета Безопасности ООН».

Еще прямолинейнее те же мысли высказал боевой публицист РПЦ, обозреватель «Russia Today» Егор Холмогоров — и оказался почти пророком: «Трампу придется развернуть самолет с Зеленским… Зеленский лично санкционировал попытку убить митрополита. После этого о каких-то переговорах с Зеленским говорить не приходится в принципе».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Белые нитки

Риторика громкая, но доказательной базы со стороны следствия, в общем-то, не представлено. Режиссер ролика во время обыска сам смеется за кадром, когда его коллега достает из-под дивана Никиты Иванковича белый пакет, в который завернута саперная лопатка с демонстративно оставленными на ней следами земли из Терлецкого парка. Из-под того самого дерева, у которого на глубине нескольких сантиметров (как видно из следующего эпизода) прикопан пластиковый контейнер с двумя украинскими паспортами, флешкой и пакетом из-под сока, содержимое которого не показано. Да такой «тайник» размоет любой дождик и раскопает любая гуляющая в парке собака! Впечатление, что ролик не успели довести до кондиции и в спешке опубликовали некую «черновую версию». По законам жанра, перед зрителями предстают «кающиеся» Денис Попович и Никита Иванкович, причем первый (отсидевший уже полтора месяца) с довольно помятым внешним видом. Без каких-либо запинок они произносят тексты о том, что были завербованы украинским ГУР и готовили теракт, после чего планировали бежать за границу. Эксперты, опрошенные «Новой-Европа», сошлись во мнении, что молодых людей пытали и, скорее всего, продолжают пытать. Они содержатся в московском СИЗО № 3 «Пресня».

Лопата со следами земли. Фото: скриншот видео ФСБ

Лопата со следами земли. Фото: скриншот видео ФСБ

Оба церковнослужителя давно значились в «базах данных»: Денис Попович как гражданин Украины и личный секретарь Тихона, а Никита Иванкович — как бывший сторонник ФБК и противник «СВО». Еще в 2022 году телеграм-канал «Епископ Люцифер», специализирующийся на утечках компромата и призывах к расправе с нелояльными патриарху и президенту православными, называл ребят «бандеровским лобби в окружении митрополита Тихона» и публиковал частное голосовое сообщение, в котором Попович критиковал действия ВС РФ в Украине. В 2014 году Попович и Иванкович посещали Украину, где фотографировались с украинским флагом и в вышиванках. По версии следствия, подозреваемые имели доступ ко всем перепискам Тихона и знали обо всех его перемещениях, что, по идее, позволяло бы им избрать более эффективный и спокойный способ его устранения, нежели взрыв бомбы, которую надо тащить через всю Москву из какого-то парка на окраине.

Если бы в РФ существовал состязательный процесс, адвокатам не составило бы труда доказать, что найденные в тайнике внутренние паспорта Украины старого образца работают против версии ФСБ.

Во-первых, внутренний паспорт, по законам Украины, не является документом, с которым можно пересечь госграницу, — для этого используется загранпаспорт. Во-вторых, Денис Попович и так является гражданином Украины и не нуждается в выдаче ему паспорта в качестве вознаграждения за теракт (а именно это, по версии следствия, мотивировало «террористов» — никаких денег ни в тайнике, ни дома при обыске обнаружено не было). В-третьих, в Украине еще в 2015 году перестали на регулярной основе выдавать паспорта старого образца; роль внутреннего паспорта там теперь играет пластиковая ID-карта. В-четвертых, в нынешних условиях пересечение границы РФ именно по украинским паспортам вызывает особенно пристальное внимание пограничников — и молодых людей призывного возраста после предъявления подобных документов обязательно подвергли бы фильтрационным процедурам, тем более, после громкого теракта. Наконец, группа поддержки Поповича и Иванковича в телеграме смогла выяснить точное происхождение паспортов, показанных крупным планом в роликах ФСБ.

Так, паспорт с фото Иванковича за номером АЮ 234477 оформлен на имя Дубенского Василия Олеговича, 1997 года рождения. Этот человек является офицером ВСУ, 25 мая 2023 года он заявил властям Украины об утере своих документов в ходе боевых действий в Луганской области, о чем было опубликовано объявление на соответствующем сайте. В установленном законом порядке этот паспорт был признан недействительным с 31 января 2024 года.

Паспорт с фото Поповича за номером ЕВ 263491 выписан на имя Шмарко Ивана Владимировича, который упомянут в украинской базе «Миротворец». Он находится в розыске по ч. 3 ст. 407 УК Украины (государственная измена) в связи с тем, что в марте 2014 года перешел на сторону РФ, будучи курсантом военно-морского колледжа старшинского состава Академии военно-морских сил Украины имени П. С. Нахимова в Севастополе. Скорее всего, он сдал свой украинский паспорт «новым властям». Если бы Попович реально попытался с таким паспортом въехать в Украину или предъявил бы его там для проверки, то был бы немедленно задержан как находящийся в розыске по особо тяжкой уголовной статье.

Фотографии с личной страницы Никиты Иванковича. Фото: скриншот телеграм-канала Епископ-Люцифер

Фотографии с личной страницы Никиты Иванковича. Фото: скриншот телеграм-канала Епископ-Люцифер

По сути, единственным представленным нам доказательством вины церковнослужителей остается их «чистосердечное признание». В прошлом близкий к патриарху Кириллу диакон Андрей Кураев, ныне объявленный «иноагентом» и вытесненный из РФ, напоминает, что в российской (советской) следственной системе пытки разрешили весной 1938 года, хотя, конечно, они широко применялись и до этого, но как бы «незаконно». «Как средневековые заплечные мастера, — писал по этому поводу Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ», — наши следователи, прокуроры и судьи согласились видеть главное доказательство виновности в признании ее подследственным».

Друг Иванковича так охарактеризовал его в интервью «Медузе»: «Классический российский либерал — поддерживал Навального, ходил на его похороны, они там даже какой-то молебен устраивали, и он пел. Радикализма в нем не было. Предельно пацифичен во всем». В свою очередь, друзья Дениса Поповича опубликовали его первое и пока единственное письмо из ИВС — от 8 февраля, когда он еще не знал об уголовном деле и планировал через четыре дня выйти на свободу. «Вы — не заслуженный мною, драгоценнейший дар Божий, — писал он. — Прошу вас, дорогие мои, в эти тяжелые дни усилить молитву обо мне и благополучном разрешении этой ситуации». Читал ли это письмо и усилил ли свои молитвы о бывшем любимом ученике митрополит Тихон — пока неизвестно…

Локальное и глобальное

Если задержанных послушников продолжают пытать уже после того, как они «во всем признались», возникает вопрос: чего же еще добивается от них следствие? «Епископ Люцифер» указывает, где надо искать ответ: «Пишут, что «мальчиков заставили» <оговорить себя>… А кто их заставлял постить фотографии с Ярошем и другими токсичными личностями еще в 2022-м?»

Никита Иванкович и Денис Попович дают признательные показания на камеру. Фото: скриншот видео ФСБ

Никита Иванкович и Денис Попович дают признательные показания на камеру. Фото: скриншот видео ФСБ

Похоже, что вокруг РПЦ зреет масштабное дело по «выявлению» скрытых симпатизантов Украины и клириков украинского происхождения, которых легко — по самому факту этого происхождения — можно обвинить в сотрудничестве со своей исторической родиной. Первым шагом в раскручивании такого дела может стать чистка «украинского элемента» в духовных школах (семинариях и академиях), а затем — на хлебных местах (в богатых монастырях и на доходных приходах), причем претензии «патриотов» на эти места будут полностью оправданы «борьбой с засильем укронационалистов». В этом контексте любые проявления антивоенной, пацифистской позиции внутри РПЦ будут трактоваться уже не просто как «непослушание и клятвопреступление» (то есть нарушение 25-го Апостольского правила), а как признак принадлежности к «украинскому лобби», к «группировке Поповича-Иванковича». Манипулируя этим жупелом, можно будет легко «задвигать» любых иерархов, по тем или иным причинам некомфортных патриарху Кириллу, того же Тихона (Шевкунова) — по сути, главного героя этой истории. Попутно РПЦ пытается скомпрометировать крупнейшего конфессионального конкурента на постсоветском пространстве — автокефальную Православную церковь Украины (ПЦУ), имеющую уже около 9 тысяч приходов. Об этом в интервью «МК» рассуждает «весьма информированный» генерал ФСБ в запасе Александр Михайлов. Предсказывая «большую работу, прежде всего, для самих служителей церкви по выявлению таких неблагонадежных лиц в своем окружении», Михайлов утверждает, что ПЦУ «принимает активное участие в различного рода диверсиях».

«Дело послушников» имеет и гораздо более широкое измерение — можно сказать, геополитическое. Судя по высказываниям г-д Пескова и Легойды, процитированным в начале статьи, публикация «подробностей» этого дела имела цель — ни больше и ни меньше — повлиять на ход переговоров Трампа и Зеленского в Вашингтоне.

Чрезмерная, спиритуалистическая восприимчивость Трампа к религиозным знамениям и к религиозному измерению своей всемирно-исторической миссии (на что уже обращала внимание «Новая-Европа») располагает к манипуляциям такого рода. А Москва как «катехон» и «Третий Рим» уже собаку съела на использовании религиозного (православного) фактора и во внутренней пропаганде, оправдывающей «СВО», и во внешней политике, направленной на раздувание реальных и мнимых проблем внутри Украины и среди ее союзников.

Тихон для Кремля — знаковая фигура, находящаяся на стыке религии, культуры и большой политики. Он имел репутацию «духовника президента», возглавляет патриарший совет по культуре, объединяющий множество знаменитостей, курирует парки «Россия — моя история» и «Херсонес Таврический», снимает фильмы и пишет книги о смысле российской истории, а недавно еще и защитил в МГУ диссертацию о переосмыслении революции. Покушение на Тихона пропаганда преподносит как покушение на весь «комплекс российских смыслов», на скрепно-патриотическую идеологию эпохи позднего путинизма.

Епископ Тихон (Шевкунов) на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида». Фото: Wikimedia

Епископ Тихон (Шевкунов) на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида». Фото: Wikimedia

А что же жертва?

Митрополит Тихон — это очень важное звено духовно-политического ландшафта, но именно российского! Трудно найти разумные аргументы в пользу того, что Украина могла бы рассматривать его как приоритетную цель для дорогостоящей спецоперации. Причем не в Крыму, где украинской агентуры все-таки побольше, а в центре Москвы. Шевкунов высказывался об Украине гораздо аккуратнее и гибче, чем патриарх Кирилл: еще осенью 2022 года Тихон призывал к прекращению военных действий и миру, а в конце прошлого года напомнил, что почти у всех россиян в Украине есть родные или друзья, и их страдания от войны не могут не отзываться в наших сердцах. По сведениям «Новой газеты», «в коридорах власти витала идея перевести Тихона в родной город Путина… При современной конфигурации российской власти перевод харизматичного митрополита в Петербург, на вторую по значимости кафедру РПЦ, прозвучал бы как прямая заявка на будущее патриаршество». Патриарх Кирилл не сочувствует этой идее, поскольку продвигает своего преемника — митрополита Антония (Севрюка), ныне возглавляющего Отдел внешних церковных связей. Однако, если идея перевода Тихона лоббировалась из Кремля, «просто отказать было нельзя — так и могло возникнуть «дело семинаристов», бросающее серьезную тень на Тихона». Сам митрополит пока никак не комментировал сенсационные новости о подготовке покушения на него.

Приглашенный исследователь Европейского совета по международным отношениям, а в прошлом — сотрудник издательства Московской патриархии Ксения Лученко сомневается в причастности митрополита Тихона к этому делу и считает, что пока известно слишком мало фактов, чтобы делать выводы. Действительно, нужно время, чтобы понять: была ли это заготовка-однодневка к текущим политическим событиям либо Кремль и ФСБ имеют некоторый стратегический план по чистке РПЦ под знаменем «борьбы с украинским лобби». «СВО» постепенно разворачивается вовнутрь России, по крайней мере — на церковном фронте.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.