СюжетыПолитика

Цвет коалиции — черно-красный

Выборы подтвердили популярность правых в Германии. Но AfD власти не получит. У консерваторов и социал-демократов достаточно голосов для формирования правительства

Цвет коалиции — черно-красный

Председатель ХДС Фридрих Мерц (в центре) во время предвыборного митинга, Оберхаузен, Германия, 21 февраля 2025 года. Фото: Ronald Wittek / EPA

По итогам выборов бундестаг накренился вправо. Но радикалы из «Альтернативы» власти не получат. У консерваторов и социал-демократов достаточно голосов для формирования правительства

На внеочередных и рекордных по явке парламентских выборах в Германии победил блок христианских демократов (CDU/CSU) во главе с Фридрихом Мерцем, давним внутрипартийным соперником Ангелы Меркель. CDU/CSU получили относительное большинство — 28,5%, то есть более 14 миллионов голосов избирателей, завоевав почти весь юго-запад страны, Северный Рейн-Вестфалию и некоторые регионы на севере.

Социал-демократы (SPD), возглавляемые предыдущим канцлером Олафом Шольцем, потерпели историческое поражение, получив 16,4%, что почти в 1,5 раза меньше, чем в 2021 году. Удержаться на плаву SPD позволили сильные позиции в промышленных центрах и в городах-землях на севере — Бремене, Гамбурге.

В то же время Берлин, Лейпциг, Эрфурт и Веймар на востоке остались за «Левыми» (Die Linke), получившими 8,7%, — результат для них впечатляющий, особенно с учетом того кризиса, который пережила партия в 2023 году, после выхода из ее состава Сары Вагенкнехт и ее сторонников.

Но настоящий триумф на этих выборах празднует ультраправая «Альтернативы для Германии» (AfD). Партия набрала 20,8% голосов и почти полностью завоевала территорию бывшей ГДР, подчеркнув сохранение разрыва между Западом и Востоком Германии, который остается и 35 лет спустя.

Ключевая интрига, влияющая на состав правительства Германии, продержалась всю ночь на 24 февраля, когда все политические силы следили за тем, преодолеют ли 5%-ный барьер либеральные демократы (FDP) и ультралевый «Союз Сары Вагенкнехт». Обе партии получили меньше, оставшись за пределами бундестага. И это означает, что по новой для Германии электоральной формуле у христианских и социал-демократов будет в сумме 328 мандатов, что достаточно для большинства в 630-местном парламенте и дает возможность Фридриху Мерцу запустить процесс формирования правительства.

Гамбит Мерца

Результаты выборов 23 февраля 2025 года соответствуют большинству прогнозов накануне: после провала 2021 года христианские демократы возвращаются во власть. CDU/СSU во главе с Мерцем получил почти на 3 миллиона голосов больше, чем на прошлых выборах. И даже больше, чем был результат партии при Меркель в 2013 году.

Основная причина восстановления позиций — смена власти внутри партии и их консервативный разворот. После серии убийств и терактов, совершенных в Германии в последние месяцы людьми с миграционным прошлым, одобрение всех правых политических сил, настаивающих на ужесточении законодательства, стало расти.

Изначально поддержку получила не только ультраправая «Альтернатива», но и более умеренные правоцентристы из CDU/CSU. Еще до распада правившей в Германии трехпартийной, «светофорной» коалиции под руководством Олафа Шольца в октябре-ноябре опросы обещали консерваторам 34% голосов. Ближе к выборам прогнозы становились все более сдержанными, но обещали CDU/CSU до 28–30%.

Решивший сыграть на антимиграционной повестке Мерц в разгар избирательной кампании в конце января пошел на спорный шаг: его партия неожиданно внесла пакет мер, ужесточающий правила предоставления убежища. В этом его поддержала AfD, что стало поводом для политического скандала и уличных протестов, поскольку ранее традиционные политические силы в Германии придерживались правила «брандмауэра», т. е. несотрудничества ни по каким вопросам с ультраправыми.

Ситуационная коалиция Мерца с AfD, вероятно, подорвала доверие к нему у избирателей, тем более что антимиграционный пакет все же не был принят. В результате реальные итоги выборов для CDU/CSU оказались немного скромнее (28,5%), чем предполагалось. По мнению политолога Алекса Юсупова из Фонда Эберта, скандальный маневр Мерца мог стоить ему 2–3% голосов и, более того, никак не помог в борьбе с ростом популярности «Альтернативы». Как показывают данные Infratest Dimap, более миллиона избирателей CDU/CSU действительно перешли к AfD, еще 300 тысяч разочарованных ушли к «Левым» и «Союзу Сары Вагенкнехт».

Несмотря на этот гамбит, у Мерца достаточно поддержки, чтобы занять пост канцлера. Правительство будет коалиционным, и выбор партнера у христианских демократов не велик

— это союз с занявшими третье место социал-демократами, которых CDU/CSU активно критиковал в последние годы.

Альтернативным сценарием остается трехпартийная и более пестрая коалиция, получившие условное название «Афганистан» — из-за цветового сочетания партий христианских демократов, социал-демократов и зеленых. Однако этот вариант менее реалистичен, поскольку ничего Мерцу не дает: простого большинства (50%) в бундестаге он может добиться и союзом с SPD, а добавление к ним «Зеленых» не дает партиям конституционного большинства (66%), которое может быть необходимо для ряда решительных реформ в Германии.

Тем более, что Мерц не хочет тратить несколько месяцев на переговоры и надеется сформировать новое правительство к середине апреля.

Демонстранты с плакатами на митинге против ультраправых, Берлин, 16 февраля 2025 года. Фото: John MacDougall / AFP / Scanpix / LETA

Демонстранты с плакатами на митинге против ультраправых, Берлин, 16 февраля 2025 года. Фото: John MacDougall / AFP / Scanpix / LETA

«Нам не придется ждать еще четыре года, мы обгоним CDU» 

«Альтернатива для Германии» празднует историческую победу, они получили 20,8%, что вдвое больше, чем на прошлых выборах. Теперь они вторая партия в стране, что дает им статус основной оппозиции. Судя по отчетам ZDF, в некоторых районах и городах Саксонии AfD набирает фантастические 60–70%. Однако им так и не удалось выйти за пределы бывшей ГДР и получить высокую поддержку в большинстве крупных городов.

Источник:  Politico

Источник: Politico

Это не предел, считает сопредседатель «Альтернативы» и кандидат в канцлеры Алиса Вайдель, которую этим утром поздравлял ее американский поклонник Илон Маск. Она заявила, что правительство Мерца не проживет и четырех лет, после чего AfD придет к власти:

«Я даю прогноз. Нам не придется ждать еще четыре года, мы обгоним CDU. Потому что CDU обманывает своих избирателей, списывая нас со счетов и проводя только левую политику».

Кое-где на западе AfD также вырывается вперед: так, в Кайзерслаутерне (Рейнланд-Пфальц) им удалось получить большинство голосов (25,9%) по списку, но одномандатный округ ультраправые проиграли кандидату от SPD. Если в 2029 году «Альтернатива» действительно собирается обогнать христианских демократов Мерца, ей придется искать новых избирателей в ФРГ, что, по крайней мере пока что, выглядит трудно реализуемой задачей. Хотя, по данным исследований,

«Альтернативу» активно поддерживала немецкая молодежь — те люди, которые в 2025 году пришли на избирательные участки впервые. 

Вайдель не надеется на коалицию с Мерцем, хотя считает, что именно за это «проголосовали избиратели». В то же время ее коллега-сопредседатель Тино Хрупала угрожает лидеру консерваторов: «Мы уже говорили: наша рука CDU/CSU протянута. Если же Фридрих Мерц пойдет на коалицию с проигравшими, то уже через два года могут пройти новые выборы».

«Светофор» потерял миллионы 

Социал-демократы под руководством канцлера Олафа Шольца потерпели сокрушительное поражение: 16,4% — это их худший результат за 135 лет. Сам Шольц признал поражение и сообщил, что не будет участником нового правительства: «В прошлый раз результаты выборов были лучше, и я имел к этому отношение. Теперь они хуже — и я несу за это ответственность».

Олаф Шольц, 24 февраля 2022 года. Фото: Clemens Bilan / EPA

Олаф Шольц, 24 февраля 2022 года. Фото: Clemens Bilan / EPA

Весь последний год доверие к канцлеру и его правительству стремительно падало: накануне выборов чуть менее 20% опрошенных заявили, что верят обещаниям Шольца. Провалы «Светофора» больно ударили и по всей партии: в ноябре 2024 года ее поддерживали только 14% избирателей. Как показывают исследования, 1,7 млн избирателей SPD на этих выборах решили поддержать блок CDU/CSU, еще около миллиона, наиболее лево-ориентированных, ушли к «Левым» и «Союзу Сары Вагенкнехт».

Несмотря на поражение, социал-демократы, скорее всего, останутся у власти, но уже без Шольца. Благодаря уменьшению числа мандатов в бундестаге и провалу малых партий вместе с консерваторами Мерца они могут сформировать большинство из 328 депутатов.

Отчасти для того, чтобы упростить процесс переговоров с CDU/CSU, в руководстве SPD начались кадровые перестановки: со своего поста ушел председатель фракции Рольф Мютцених, его заменит сопредседатель партии Ларс Клингбайль.

В то же время «Зеленые», коллеги социал демократов по «светофорной» коалиции, и их ближайшие союзники, которые выглядели относительно стабильно в опросах и даже набирали, по официальным итогам, потеряли больше миллиона избирателей. Они получили 11,6% голосов и теперь не интересны консерваторам как альтернативный партнер по коалиции. Кроме того, против этого яростно выступали баварские христианские демократы (CSU).

Но больше всего досталось «Свободным демократам» (FDP) — еще одним членам «светофорной» коалиции. Либералы никогда не были большой народной партией, в лучшие времена получая по 10–11%, и далеко не каждый созыв попадали в бундестаг.

В этот раз поражения FDP следовало ожидать: они были не популярны как участники правительства Шольца и со скандалом оттуда вышли в конце прошлого года, спровоцировав распад коалиции и выборы раньше положенного срока.

Электорат FDP массово пошел голосовать за CDU и AfD, и даже жесткая позиция по миграции не помогла либералам вернуть себе голоса.

В итоге FDP не прошли в парламент, а лидер партии Кристиан Линднер вовсе решил уйти из политики: «Выборы в бундестаг принесли поражение FDP, но, надеюсь, положили начало новой Германии. Именно за это я и боролся. Теперь я ухожу из активной политики. И испытываю только одно чувство: благодарность за почти 25 интенсивных, сложных лет, полных организации и дебатов», — написал он в X.

«После светофора поверните налево» 

Так звучал предвыборный слоган «Die Linke». Очень самонадеянно, ведь еще несколько месяцев назад опросы обещали, что в результате выборов партия не пройдет в парламент.

Такие опасения были связаны с тремя причинами. Во-первых, в Германии растет запрос на правых, что убедительно показали выборы в Европарламент прошлого года. Во-вторых, в сентябре «Левые» уступили свою вотчину в Тюрингии AfD. В-третьих, чуть больше года назад партия пережила раскол: из ее рядов вышла популярная Сара Вагенкнехт, основавшая свою именную партию — Союз Сары Вагенкнехт (BSW). После всего этого DIe Linke погрузилась на самое дно, готовясь получить не более 3–4%.

Позиции «Левых» начали нежданно укрепляться ближе к выборам. Особенно после того, как Фридрих Мерц выступил в бундестаге со своим пакетом мер по ужесточению миграции.

«Левые» успешно презентовали себя во время уличных протестов против действий Мерца, разрушающего «брандмауэр», а также на акциях против AfD.

Главные кандидаты партии Die Linke («Левые») Хайди Райхиннек (третья справа), Ян ван Акен (второй справа) и сопредседательница партии Инес Швердтнер (четвёртая справа) реагируют на первые результаты экзитполов, 23 февраля 2025 года. Фото: Jens Schlueter / AFP / Scanpix / LETA

Главные кандидаты партии Die Linke («Левые») Хайди Райхиннек (третья справа), Ян ван Акен (второй справа) и сопредседательница партии Инес Швердтнер (четвёртая справа) реагируют на первые результаты экзитполов, 23 февраля 2025 года. Фото: Jens Schlueter / AFP / Scanpix / LETA

Помогло «Левым» и перераспределение обязанностей в руководстве партии: харизматичный Ян Ван Акен общался с прессой, а его коллега-сопредседатель Хайди Райхиннек занялась соцсетями. Кроме того, они много говорили о реальных социальных проблемах: высоких ценах на продукты и жилье, — активно критикуя политику действующего правительства по этим вопросам.

Неожиданно для самих себя Die Linke не только преодолели 5%-й барьер, но приблизились к 9%. Помимо этого они получили шесть прямых мандатов и «взяли Берлин». По данным Infratest Dimap, к ним также перешли около 700 тысяч избирателей «Зеленых» и 560 тысяч от социал-демократов. Более того, на этот раз они стали главной молодежной партией: за них активнее всего голосовали люди в возрасте от 18 до 25 лет. В этом они даже обогнали AfD.

Устроившей раскол в стане левых Саре Вагенкнехт, в итоге, самостоятельность в политике вышла боком: ее партии не хватило 0,03% для преодоления пятипроцентного барьера, и все ее депутаты, вышедшие из Die Linke в 2023 году, останутся без мандатов. 

С учетом такого небольшого разрыва в голосах Вагенкнехт, вероятно, обратится в суд для организации пересчета голосов. Это затормозит Мерцу процесс формирования коалиции, но вряд ли спасет сам BSW от политического краха.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.