СюжетыОбщество

Получил по митре

Патриархия публично одернула скандального протоирея Андрея Ткачева. Что случилось?

Получил по митре

Андрей Ткачёв. Фото: @TroitsavXoxlax / Telegram

Впервые за почти 11 лет его служения в Москве патриархия одернула протоиерея Андрея Ткачева, бежавшего после Майдана 2014 года из Киева и выступавшего с радикальными антиукраинскими проповедями. Несколько раз патриарх Кирилл называл Ткачева своим «любимым проповедником» и приглашал его читать проповеди на патриарших службах в храме Христа Спасителя и в Московском Кремле. Высшим знаком патриаршего расположения стало назначение Ткачева настоятелем храма Троицы в Хохлах, недалеко от Китай-города и Старой площади, — на место спешно «лишенного сана» протоиерея Алексия Уминского (ныне служит в Париже в юрисдикции Константинопольского патриархата), известного пастыря московской интеллигенции. Хамско-блатная манера Ткачева и особенно его оскорбительные высказывания о женщинах вызывали шок у этой самой интеллигенции, но патриарху нравилось, и церковный аппарат молчал, впечатленный рекордными просмотрами скандальных проповедей Ткачева в YouTube (нередко они превышали недостижимую для самого патриарха отметку в 1 миллион).

Но на эти святки протоиерей Андрей Ткачев превзошел сам себя. На одном из рождественских богослужений с амвона, в полном облачении и в обрамлении празднично украшенных елочек он решил порассуждать о сперме человека. Точнее, о последствиях ее попадания в неположенные места, к которым, по словам протоиерея, относится всё, что находится вне «лона родной жены». Той самой жены, которую в более ранних своих омилиях Ткачев призывал бить, «ломать через колено», «отбивать ей рога», «гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину». Теперь выясняется, что какими бы ужасными ни казались о. Андрею женщины, во всем виноваты все-таки мужчины.

«Если семя льется, то будет литься кровь, — заявил Ткачев. — Почему война? Потому что семя льется куда попало».

Из дальнейшего потока протоиерейского сознания можно заключить, что пролитие спермы «куда попало» равносильно убийству человека, для зачатия которого означенная сперма предназначалась. Отважно назвав «СВО» войной, Ткачев заключил: «Из-за убийства невинных Господь наказывает нас этими «Хаймарсами» или «Скальпами», которые летают по нашим городам… И нам не будет покоя, пока мы не покаемся». В проповеди прозвучали и названия городов, уже подвергшихся «наказанию»: Воронеж, Казань, Таганрог и Санкт-Петербург. Примечательно, что ни по одному из этих городов «Хаймарс» или «Скальп» не прилетал.

Не стоит обольщаться, будто «любимый проповедник» патриарха, рискующий лишиться этого высокого звания, вдруг занял миротворческую позицию. Под «невинно убиенными» он подразумевал исключительно незачатых или абортированных младенцев, а не уже родившихся украинских детей или стариков, погибших в результате «СВО». Протоиерей не раз призывал «с молитвой» наносить удары по украинским городам и селам, а все украинское приравнивал к сатанинскому, не заслуживающему какого-либо сожаления: «Любой урод при власти — украинец. Сволочь, отдавшая язык в аренду сатане, — это украинец… Лишь бы был подонком. Этого хватит — ты украинец!» Такие благочестивые чувства взрастил в своей душе к исторической родине и ее народу уроженец Львова и бывший клирик Украинской церкви.

Владимир Легойда. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Владимир Легойда. Фото: Евгений Реутов / Росконгресс

Но вернемся к нынешнему скандалу.

Спустя несколько дней после «сперматозоидной» проповеди в храме Троицы протоиерея Андрея Ткачева одернул и. о. пресс-секретаря патриарха Кирилла и многолетний председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ Владимир Легойда. «Медийным деятелям следует особенно тщательно обдумывать свои высказывания», — заявил он, намекая, что в патриархии больше не склонны воспринимать Ткачева как священника, а рассматривают его в первую очередь как блогера, вещающего от имени церкви. Легойда оговорился, что Ткачев по-прежнему является «очень талантливым, активным и заметным», однако даже ему не дозволено «пересекать границы».

Гораздо жестче летом прошлого года говорил о Ткачеве профессор Александр Дворкин — тоже не последний человек в РПЦ, имеющий репутацию «главного борца с сектами» и много лет возглавлявший Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте России. 14 июня Дворкин, служивший с 1993 года алтарником храма Троицы в Хохлах при о. Алексии Уминском, опубликовал неожиданно резкий пост в своем телеграм-канале. Он обвинил своего нового настоятеля в создании «невыносимой атмосферы в храме», «невозможных проповедях, разорении всей общинной жизни». Покидая отравленный ткачевщиной храм, Дворкин апеллировал как раз к своей квалификации «сектоведа»: «Теперь не работает аргумент: раз Дворкин там, значит, это не секта».

Повадки и образ жизни Ткачева резко выделяют его из среды даже «патриотически» настроенного духовенства РПЦ. Больше они напоминают телепропагандиста, который передвигается только с охраной и карает всех несогласных.

Этот стиль был продемонстрирован в храме Троицы в Хохлах 10 ноября — о нем подробно писала «Новая-Европа». Прямо в храме полиция задержала прихожанина Алексея Севастьяненко, попытавшегося процитировать в разговоре с Ткачевым миротворческие слова Христа, опровергающие агрессивно-милитаристскую позицию протоиерея. Поскольку подойти к Ткачеву невозможно, Севастьяненко прокричал цитаты, когда протоиерей шествовал из машины ко входу в алтарь. Полиция прибыла достаточно быстро…

Ранее скандальному клирику Ткачеву уже приходилось брать свои слова назад — например, его о пост о том, что в трагедии в «Крокус-сити» виноваты сами жертвы — зрители концерта, которые решили развлечься в конце строгой первой седмицы Великого поста, был удален через несколько часов после публикации. Ради статусного положения в центральном московском храме он пожертвует частью своего хайпа. Однако сам процесс превращения популярных интернет-священников в шоуменов, которые живут не по церковным правилам, а по неписаным «законам жанра», принося в жертву хайпу свое священническое да и просто христианское достоинство, набирает обороты. На провоцирование скандалов идут и другие популярные священники-блогеры — оо. Павел Островский, Георгий Максимов или Владислав Береговой. Пока руководство РПЦ сохраняет общий контроль над ними, имея в своих руках дубинку канонических прещений. Но по мере ослабления структуры РПЦ в контексте будущей трансформации России стихия поп-блогерства выйдет из под контроля и обретет самые неожиданные формы.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.