Неделю назад соцсети облетело видео со встречи курских беженцев с губернатором Алексеем Смирновым. Короткое видео, снятое на мобильный телефон, рассказывало о том, как глава Кореневского района Курской области Марина Дегтярёва неудачно похвасталась перед публикой полученной медалью, после чего ее освистали и якобы «отправили в отставку». По крайней мере, так об этом написал прокремлевский телеграм-канал Mash. Всё это случилось 12 ноября на встрече беженцев с губернатором Смирновым. Под их давлением он освободил от должности главу Суджанского района Александра Богачева, пообещал отстранить от публичной работы чиновника своей администрации Анатолия Дрогана, а за компанию предложил уволиться и Дегтярёвой. Но только предложил, неожиданно вспомнив о том, что не имеет права снимать избранных глав районов.
Однако чиновница оказалась упрямой. Она не приняла предложение Смирнова, а пропагандистскому изданию RT заявила, что продолжит работать. В ответ кореневцы запустили петицию, собравшую почти 2500 подписей. Согласно документу, чиновница «систематически игнорировала насущные проблемы жителей района», «не может вести конструктивный диалог с населением» и «неуместно вела себя на встрече с губернатором». В связи с чем утратила доверие населения. Авторы петиции предложили отправить Дегтярёву в отставку и назначить вместо нее и. о. до следующих выборов. Однако не назвали имени.
Губернатор Алексей Смирнов и глава района Марина Дегтярева. Фото: скриншот из видео VK
Как пишет местное издание «Друг для друга», кореневцы выдвинули минимум троих кандидатов на этот пост. Это лидер волонтерской группы Мария Скроб, поддерживаемая местным функционером партии «Новые люди», глава Шептуховского сельсовета Юрий Ткачёв и глава поселка Коренево Роман Пугачёв, оба «единороссы». О Ткачёве известно только то, что он сумел организовать эвакуацию более 200 жителей в первый же день захода ВСУ в Курскую область. О Пугачёве известно еще меньше. Наиболее пристального внимания заслуживает
Мария Скроб, известная многим беженцам самоотверженностью и личной трагедией: во время атаки ВСУ погибли ее родные, отказывавшиеся от эвакуации.
В августе Мария рассказала The New York Times о первых днях вторжения украинской армии в Курскую область. Скроб оказалась одной из тех, кто в первых рядах отправился вывозить живых и мертвых жителей Кореневского района. Журналистам она сообщила о том, что помогала отвозить тела погибших в курский морг, а также утверждала, что украинские солдаты стреляли по бегущим мирными жителям. «Каждая машина, подъезжавшая к этому месту, была обстреляна <…> Все пытались выбраться, но, как вы видите, им это не удалось», — цитирует ее NYT.
Волонтер Мария Скроб. Фото: соцсети
Свою личную историю она рассказала Z-каналу «Readovka». Вместе с представителями этого медиа она посетила руины дома, где жили ее родители:
«10 сентября был прилет по дому. 13-го зашли наши военные, сообщили, что дома больше нет. <…> Рыли здесь [показывает место, где стоял дом]. Здесь я их нашла. Моя мама — инвалид-колясочник, я нашла ее позвоночник, после аварии у нее стояли титановые пластины в позвоночнике, так я и поняла, что это она»
Скроб потеряла мать, отца и бабушку. В интервью она высказала предположение, что их могли и расстрелять солдаты ВСУ, а чтобы скрыть следы, уничтожили дом до основания. Чтобы пережить утрату, Скроб погрузилась в волонтерскую деятельность: ее группа принимает заявки от оставшихся жителей района, и доставляет им грузы, необходимые для жизни.
На той самой встрече с губернатором 12 ноября Скроб также присутствовала и, как выяснила «Новая-Европа», была главным инициатором «отставки» главы района Марины Дегтярёвой. Прессы на этой встрече не было, однако 16 ноября, спустя несколько дней после встречи, Мария Скроб опубликовала на своей странице в VK видео «Вся правда об эвакуации Кореневского района».
В этом видео мы видим, как активистка вышла к микрофону и обратилась к губернатору с длинной речью, в которой обвинила главу району Дегтярёву в том, что та «бросила своих односельчан». По словам Скроб, о вторжении люди узнали из соцсетей, эвакуация не была объявлена, а администрация района молчала. 6 августа Дегтярёва якобы посоветовала жителям приграничья не поднимать панику, уехать на пару дней или переждать в подвале. Сама при этом в тот же день покинула район.
«Когда приезжает цирк, об этом знает весь район, ездят машины с мегафонами, выносят головы людям, что приехал цирк, приходите. Когда нужно было людям эвакуироваться, все молчали. Дегтярёва покинула Кореневский район и больше на связь не выходила. Она находится в Курске, в безопасности. При встрече с жителями Кореневского района она делала вид, что не знакома с ними», — говорила Мария.
Марина Дегтярева. Фото: соцсети
По ее словам, 6–7 августа доступа в интернет в районе уже не было, а значит, люди просто не смогли бы узнать о необходимости эвакуироваться. 9 августа волонтеры самостоятельно организовали эвакуацию, и на своих авто вывезли 665 человек. Как утверждает активистка, глава района обещала прислать за людьми автобусы, но те так и не и приехали. Выступавшая обвинила чиновницу в том, что «по ее вине погибли десятки людей, сотни оказалась в плену». «Многие погибли, в том числе мои родители. Я своими руками разгребала их трупы», — заявила Скроб. Под аплодисменты она потребовала отправить в отставку Дегтярёву, и привлечь ее к ответственности за провал эвакуации.
«Поднимитесь все те, кто за то, чтобы отстранить Марину Вячеславовну от занимаемой должности», — призвала она. Весь зал встал, затем люди начали скандировать: «Отстранить! Отстранить! Отстранить!»
Двадцать минут спустя Дегтярёва поднялась на сцену, чтобы хоть как-то оправдаться. Но ничего убедительного в свою защиту глава района сказать не смогла. «Ваши соратники обращаются ко мне со словами «помоги мне, но только не говори Марине Вячеславовне»», — добивала ее оппонент. Спасти коллегу пытался губернатор, но не смог. Он заявил, что «зал эмоционально настроен», и предложил Дегтярёвой уйти по собственному желанию, потому что не имеет права ее уволить сам (хотя это не помешало ему «уволить» одиозного Богачева за два часа до этого. — Прим. авт.).
Тогда глава района взяла микрофон и предприняла последнюю попытку удержать свое кресло: «Дорогие кореневцы, по вашим выступлениям я поняла, что процедура (вероятно, снятия ее с должности. — Прим. авт.) долго готовилась и, конечно, она будет иметь свой успех, но я прошу вас выслушать. Начнем, конечно же, с медали, которую дали не только мне, а всем главам приграничных районов…». Набитый битком зал свистел и улюлюкал. Губернатор тут же отобрал у чиновницы микрофон и попросил ее удалиться со сцены.
После конфузной ситуации Смирнов пригласил Скроб на личную встречу, на следующий день после мероприятия. «Завтра я эвакуирую район», — резко отказалась она. Состоялась ли эта встреча, нам неизвестно, однако журналистам Мария сообщила, что не собирается занимать пост главы района: «Поверьте, это ошибочный вывод СМИ». После чего перестала отвечать на сообщения.
Делайте «Новую» вместе с нами!
В России введена военная цензура. Независимая журналистика под запретом. В этих условиях делать расследования из России и о России становится не просто сложнее, но и опаснее. Но мы продолжаем работу, потому что знаем, что наши читатели остаются свободными людьми. «Новая газета Европа» отчитывается только перед вами и зависит только от вас. Помогите нам оставаться антидотом от диктатуры — поддержите нас деньгами.
Нажимая кнопку «Поддержать», вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.
Если вы захотите отписаться от регулярного пожертвования, напишите нам на почту: [email protected]
Если вы находитесь в России или имеете российское гражданство и собираетесь посещать страну, законы запрещают вам делать пожертвования «Новой-Европа».