СюжетыОбщество

Ахмат на Ахмате сидит

Что известно о чеченских подразделениях, попавших под удар ВСУ в Курской области

Ахмат на Ахмате сидит

Фото: Алексей Маишев / Спутник / Imago Images / SNA / Scanpix / LETA

6 августа стало известно, что в ходе операции ВСУ в Курской области в плен попало большое количество российских пограничников и военнослужащих, задействованных в охране государственной границы на этом участке. В том числе, в плену оказались и военнослужащие чеченского полка «Ахмат-Чечня», сформированного из жителей Чечни.

Украинская сторона высмеяла чеченцев, обвинив их в том, что они стояли за спинами пограничников и срочников, не оказали никакого сопротивления ВСУ и оставили свои позиции.

При этом в первоначальных сообщениях никак не конкретизировалось, о бойцах какого именно чеченского подразделения идет речь: пленных чеченцев называли либо «кадыровцами», либо «спецназовцами ”Ахмата”».

Между тем для участия в боевых действиях в Украине в Чечне были сформированы более десяти подразделений, относящихся к разным силовым ведомствам (МО, Росгвардии и МВД). Также создан добровольческий отряд спецназа, который сначала был прикомандирован к донецкому и луганскому ополчению, а затем, когда эти силы вошли в состав МО РФ, также стал относиться к Министерству обороны. Это добровольческое подразделение возглавляет замначальника политического Управления МО РФ Апти Алаудинов, и оно на 80 процентов сформировано из бойцов, не являющихся этническими чеченцами. В основном его пополняют добровольцами из других регионов России.

Из-за желания Рамзана Кадырова увековечить имя своего отца Ахмата Кадырова, в названии всех созданных в Чечне для войны в Украине подразделений используется слово «Ахмат». Это вносит огромную путаницу в понимание того, какое чеченское подразделение где находится, к какому ведомству относится и какие задачи выполняет. Не особо пытаясь в этом разбираться, комментаторы, как правило, все чеченские подразделения называют «ахматовцами» или «кадыровцами» и высказываются относительно их реальной боеспособности весьма критически. Но это, как и любое обобщение, не совсем точно, так как некоторые чеченские подразделения, в первую очередь относящиеся к Министерству обороны РФ, довольно активно вовлечены в боевые действия.

Накануне начала операции ВСУ в Курской области по всей российско-украинской границе чеченские подразделения были дислоцированы следующим образом.

Рустам Агуев. Фото:  Telegram

Рустам Агуев. Фото: Telegram

В Белгородской области, наряду с другими подразделениями Минобороны, несет службу по охране госграницы батальон «Запад-Ахмат» ЮВО МО РФ. Им командует бывший начальник ОМВД РФ по Курчалоевскому району ЧР Рустам Агуев. Военнослужащие этого батальона находятся в Белгородской области с лета прошлого года. По мере того как ухудшалась ситуация на границе, они все больше оказывались вовлечены в боевые действия. С началом же наступления группировки «Север», которую возглавляет люто не любимый Кадыровым генерал Александр Лапин (чеченский глава неоднократно, публично и очень жестко критиковал его профессиональные компетенции), военнослужащие батальона Агуева принимают активное участие в боевых действиях на Харьковском направлении и несут значительные потери.

Так, 18 мая этого года в результате обстрела силами ВСУ больницы в Волчанске, одномоментно погибли 11 военнослужащих батальона «Запад-Ахмат», а несколько десятков человек были ранены.

В Брянской области дислоцируется еще один чеченский полк МО РФ — «Ахмат-Россия». Им командует Заурбек Элимханов. После Мариуполя на сегодняшний день это, наверное, самое безопасное место службы в условиях войны. Но в Мариуполь «с улицы» попасть невозможно: в первую очередь из-за нелегального бизнеса, которым там активно занимаются приближенные к Делимханову и Кадырову чеченские силовики. А вот полк «Ахмат-Россия» помощники Делимханова предлагают желающим как способ уйти от уголовного преследования посредством участия в СВО. Есть видео, где очень близкий к Делимханову житель Урус-Мартана Беслан Каримов, засветившийся в рейдерстве в пользу властей Чечни и находящийся в федеральном розыске по обвинение в мошенничестве и подделке документов рассказывает о расценках. Так, 4-месячный контракт добровольца с гарантированным попаданием в полк «Ахмат-Россия» стоит до 10 миллионов рублей. Либо можно сделать в фонд им. Кадырова равноценное пожертвование на нужды СВО (машинами, дронами и т. д.)

В Курской области дислоцируется еще один чеченский полк — «Ахмат-Чечня». Им командует Асламбек Салиев. Бойцы именно этого полка и попали в плен 6 августа, когда их подразделение оставило свои позиции и без боя отошло вглубь Курской области.

Сам Рамзан Кадыров, который неоднократно заявлял, что круглосуточно находится на связи со всеми своими подразделениями, неприятную ситуацию никак не комментировал. Он поручил это своему бывшему соратнику, ныне замначальника политического Управления МО РФ генералу Апти Алаудинову.

Апти Алаудинов признал факт попадания бойцов «Ахмата-Чечня» в плен и даже назвал точное количество пленных. (На тот момент украинские источники показали только трех человек, Алаудинов же уточнил, что всего в плену оказалось пять бойцов «Ахмат-Чечня».)

При этом связанные с ВСУ источники распространили информацию о еще одном пленном чеченце.

Асламбек Салиев и Рамзан Кадыров. Фото:  Telegram

Асламбек Салиев и Рамзан Кадыров. Фото: Telegram

Его показали с почти полностью залепленным скотчем лицом и сказали, что это — военнослужащий подразделения «Аида», входящего в добровольческий спецназ «Ахмат».

В ответ Алаудинов заявил, что этого не может быть, так как на момент захода ВСУ в Курскую область «Аиды» там еще не было. Он потребовал, чтобы украинцы показали лицо и документы этого пленного. На следующий день были опубликованы документы пятерых задержанных военнослужащих из «Ахмат-Чечни», но документального подтверждения того, что в плен попали военнослужащие спецназа «Ахмат» — и конкретно «Аиды» — украинская сторона так и не представила.

Группу «Аида» возглавляет житель Донецка, свое имя он тщательно скрывает. «Аида» является одним из самых эффективным подразделений спецназа «Ахмат», в ней служат бывшие вагнеровцы, перешедшие в «Ахмат» еще при жизни Пригожина, командир «Аиды» является заместителем Алаудинова. Как утверждает Алаудинов, за бойцами «Аиды» противник ведет настоящую охоту и поэтому им так важно захватить в плен (или объявить, что захватили) военнослужащего этого подразделения.

Как нам подтвердил наш источник, на момент спецоперации ВСУ в Курской области группа «Аида» действительно находилась в районе Волчанска в Харьковской области, так как часть подразделений спецназа «Ахмат» еще в конце мая перебросили из Серебрянического лесничества Луганской области для участия в харьковском наступлении ВС РФ.

Группа «Аида» была одной из первых, кого передислоцировали в Курскую область сразу после того, как стал понятен масштаб военных действий ВСУ, и провала российской обороны на этом участке границы.

Однако на данный момент, по словам нашего источника, ни в группе «Аида», ни в других переброшенных в Курскую область подразделениях добровольческого спецназа «Ахмат» пленных и убитых нет, трое бойцов спецназа «Ахмат» получили ранения, когда их колонна подорвалась на мине.

В ответ на просьбу описать оперативную обстановку наш источник сказал, что «продвижение противника замедлилось, но это произошло по его инициативе, не по нашей. Боевые действия в Курской области больше похожи на партизанщину, сплошной боевой линии столкновения нет, имеют место отдельные вылазки наши и противника в лесном массиве».

— По опыту, в том числе и чеченскому, когда мы воевали против федералов, — сказал наш источник, — выдавливать ВСУ с захваченной территории в таких условиях придется неделями, если не месяцами.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.