КомментарийОбщество

«Это был не мятеж»

Что сейчас, спустя год, думают бывшие «вагнеровцы» о бунте своего командира

«Это был не мятеж»

Бойцы ЧВК Вагнера уезжают из центра Ростова после мятежа, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Год назад Россию потряс мятеж ЧВК «Вагнер». Колонны наемников, захватив центр Ростова-на-Дону и штаб российской группировки с несколькими высокопоставленными генералами и даже заместителем министра обороны Юнус-Беком Евкуровым, двинулись на Москву. Главарь частной военной компании Евгений Пригожин объявил о «марше справедливости», целью которого было свержение если не власти в стране, то как минимум всей военной верхушки.

Во время похода вагнеровцы сбили один самолет — командный пункт ВКС РФ — и шесть военных вертолетов. Погибло, по различным оценкам, от 13 до 20 членов их экипажей. Было возбуждено уголовное дело о вооруженном мятеже. Многие бывшие покровители ЧВК призвали ландскнехтов одуматься и прекратить бунтовать.

В итоге, не дойдя до столицы около 200 километров, колонны вагенровцев развернулись: по официальной версии, Евгения Пригожина смог уговорить отказаться от планов вооруженного восстания глава Белоруссии Александр Лукашенко. Спустя ровно два месяца Пригожин с другими руководителями ЧВК разбился на частном самолете, а его бывшие подчиненные либо подписали контракты с Министерством обороны или Росгвардией, либо отправились в составе других ЧВК в Африку, либо разъехались по домам.

«Новой-Европа» удалось поговорить с несколькими бывшими «вагнеровцами» о событиях годичной давности. Мнения наших собеседников о мятеже Евгения Пригожина сильно различаются. Редакция не согласна с их утверждениями, но приводит их практически полностью. Имена и позывные изменены.

Ферзем в глаз

Артур «Золотой»: «Прошел год. Глобально в моей жизни ничего не изменилось с тех пор. Я давно в этом бизнесе, дел хватает. У меня по-прежнему “лучшая работа в мире”, а к жаре я привык.

Издалека многое видится яснее. Понятнее картина в целом. Но в основном мнение не изменилось, жаль только некоторых упущенных нами возможностей. Была необходимость что-то изменить в сложившейся патовой ситуации. Перевернуть доску или воткнуть ферзя в глаз сопернику. Марш был одним из вариантов — жаль, что цели не были достигнуты.

Был бы Пригожин жив, если бы не мятеж? Вышло как вышло. Что гадать? Дело тогда зашло далеко, и я думаю, если был бы жив “Первый”, был бы мертв тувинец.

Мужчина с атрибутикой ЧВК Вагнера на фоне бюста Евгения Пригожина на его могиле в Санкт-Петербурге, 1 июня 2024 года. Фото: Дмитрий Ловетский / AP Photo / Scanpix / LETA

Мужчина с атрибутикой ЧВК Вагнера на фоне бюста Евгения Пригожина на его могиле в Санкт-Петербурге, 1 июня 2024 года. Фото: Дмитрий Ловетский / AP Photo / Scanpix / LETA

В любом случае, если братья решили уйти в Министерство обороны или в Росгвардию, то это достойное решение.

Мои мысли про Шойгу и Герасимова нельзя напечатать в прессе. Время всё расставит по местам.

Мы совершенно точно победим ВСУ. Но война не закончится никогда. Ведь война — это среди прочего еще и способ существования, один из многих. Новые молодые страны желают освобождения от ярма иноземных угнетателей. Я скажу им: будьте спокойны и ждите русских!»

Мятежа не было

Владимир «Боец», бывший офицер армии РФ: «Сейчас я служу в государственной организации. В моей жизни с тех пор несколько изменилась система ценностей в лучшую для меня сторону. Появился уникальный опыт, который позволит мне двигаться дальше и выживать в сложных ситуациях. Появилось много близких людей, на которых можно положиться.

События 2022–2023 годов в ЛНР показали исключительную эффективность работы компании (ЧВК) на крайне сложном направлении в условиях применения ограниченного контингента сил и нередкими сложностями в обеспечении материальными средствами ведения боевых действий. Было ли правильно то, что Россия начала применение силовых действий для отстаивания своих геополитических интересов? Да, несомненно, так как это произошло бы рано или поздно по инициативе наших зарубежных партнеров. Вопрос в том, на чьей стороне было бы преимущество в этом случае. Сейчас оно у нас.

Ни о какой ошибке при проведении “марша справедливости” речи не было никогда. Мятежа не было. Все проведенные мероприятия не ставили целью захват или смену власти. Не надо подменять понятия. Мероприятие показало безусловную поддержку большинства гражданского населения России действий компании, доверие к ее сотрудникам и помогло выявить отдельных должностных лиц в системе управления МО, чьи интересы шли вразрез с государственной политикой в части поддержания и укрепления обороноспособности нашего государства. Отдельные трагические инциденты в ходе мероприятия, к сожалению, подтвердили вышесказанное.

Евгений Пригожин после мятежа в Ростове-на-Дону, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Евгений Пригожин после мятежа в Ростове-на-Дону, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Крушение самолета Евгения Пригожина вряд ли стало последствием марша, скорее это был результат накопившихся противоречий между отдельными структурами. Слишком эффективен был Пригожин в своей сфере интересов.

Часть бойцов ушла в Росгвардию, а часть — в Минобороны. При всём кажущемся богатстве выбора другой вменяемой альтернативы сейчас просто нет. Важно не куда ушел человек, а кем он остался или стал.

Сергей Шойгу и Валерий Герасимов — это слишком высокие сферы, чтобы я мог делать какие-то выводы или формировать личное отношение. Но что мешало навести порядок в МО все эти годы, я не совсем понимаю.

Победа будет за нами. Ради жизни будущих поколений России. Боевые действия будут длиться очень долго с умеренными потерями, или ядерный армагеддон закроет этот вопрос на долгие годы восстановления всех причастных и не очень».

Убивать под разными вывесками

Александр «Пермь»: «Принципиально в моей жизни ничего не изменилось. Заказы те же, деньги те же. Смысла во всём этом тоже нет. Сейчас прохожу службу в ЦАР.

А что, собственно, поменялось за год? Тогда и сейчас уверен, что если бы Пригожин вошел в Москву, то абсолютно все бы присягнули ему! Но он не политик и не военный был, а тупой “озерный” (близкий к членам кооператива “Озеро”), ну или “околоозерный” бизнесмен.

На тот момент каждый из нас понимал, что скорее рано, чем поздно, но нас прикроют. Необязательно нужно было устраивать соревнования по метанию гранат, достаточно было дать пару заказов и перебросить “костяк” с Украины. Собственно, так и сделали, разделив нас по Африке, Белоруссии и “Чечне” (имеются в виду части Росгвардии “Ахмат”).

Члены ЧВК Вагнера после окончания мятежа в Ростове-на-Дону, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Члены ЧВК Вагнера после окончания мятежа в Ростове-на-Дону, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

И насчет ошибки: мы же кричали в голос о нехватке снарядов не для того, чтобы их было такое огромное количество, как сейчас применяется, выжигая всё и вся, уничтожая в пепел. Крик был не буквальный, мы требовали посадки “вислоухих пней”, в том числе и нынешнего главу Совбеза, и возвращения к нормальному ведению (управлению) войны по военным правилам и законам, которые позволяют освобождать города и регионы, а не уничтожать по сто квадратных метров в день всего живого на десятилетия, продолжая эту бесконечную бесцельную войну столько, сколько есть жителей в наших странах. Ну или до саморазвала одной из стран.

Был бы Пригожин жив, если бы не мятеж? Думаю, что да. Но он уже не хотел возвращаться к бизнесу на питание московских школьников.

Коллеги ушли в армию или Росгвардию. А что тут странного? Осуждать наемника за то, что он убивает, выполняя заказ, под разными вывесками? У нас была идея в 2023 году поменять систему управления, был этот шанс. Сейчас его уже нет, и каждый сам за себя.

Белоусов такой же военный, как я пилот штурмовика. Что этот хмырь в своей жизни сделал, что создал, где отличился? Завод построил, закон финансовый открыл? Он даже наворовать не сумел, сидя на таких постах, пока все, абсолютно все вокруг него триллионами расхищали бюджет. Его и держат из-за этого на постах, что он счетовод “чего изволите”.

Война закончится, когда одной из наших стран не станет. И совсем не из-за военных действий. Всё сделают сами руководители из-за грызни за власть».

Поддержать независимую журналистикуexpand

Бесполезные командиры

Роман «Четвертый»: «Марш — очевидная ошибка. Потому что Верховный никогда не принимает решений под давлением. Евгений Пригожин заигрался в политику, не понял свой реальный вес в системе. Не случись похода на Москву, он, конечно, был бы жив. И командовал бы ЧВК. У нас ничего не изменилось, служим в разных местах, в разных подразделениях: Министерстве обороны, Росгвардии. Ну а про веру в победу… Если не будет предательства, война закончится нашей безоговорочной победой. Мы русские — с нами Бог и самый большой опыт войны из существующих сегодня больших стран».

Борис «Старт»: «Я не служу. Работаю автомехаником. За год было время подумать. Мы чуть не дали старт гражданской войне. В этой войне мы могли победить, и это был только вопрос цены. Очень дорогой цены. Это были качели: опьянение от того, что мы делаем, затем тоска от того, что мы не сделали. Потом отпустило, и стало всё равно.

Не знаю, выжил бы Пригожин в случае, если бы марша не случилось бы. Но я даже не знаю, умер он на самом деле или нет.

У Сергея Шойгу и Валерия Герасимова было время и были ресурсы, чтобы подготовить армию к большой войне. Был пример, как надо это делать, — наш пример. Армия оказалась не готова. Значит, они как командующие были бесполезны.

Я бы хотел, чтобы война закончилась нашей победой. Но победа очень далека».

Марш — авантюра

Андрей «Ворон», бывший бизнесмен, затем заключенный: «Я гранатометчик в расчете АГС-17 “Пламя”. Год назад был в Ростове-на-Дону. Но подробности рассказывать на могу под страхом тюрьмы. Мы все подписки о неразглашении давали.

Жители Ростова провожают военнослужащих Вагнера после мятежа, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Жители Ростова провожают военнослужащих Вагнера после мятежа, 24 июня 2023 года. Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Сейчас служу в ЧВК “Редут” под Министерством обороны РФ. Зарплата такая же, как в “Вагнере”: больше 300 тысяч в месяц на круг получается с надбавками. За год опытных бойцов разобрали по действующим частям. Те, кому совсем западло стало служить под командованием бывших оппонентов Пригожина, уехали в жаркие страны. Но большинство ушло в армию и Росгвардию. Переходили целыми подразделениями — взводами, даже ротами. Как правило, решал командир, а его поддерживали подчиненные. Надежды на то, что кто-то из командиров сможет спасти всю ЧВК целиком, очевидно, были пустыми изначально. Бунт начался с требования Шойгу подписать контракты с МО. Именно этого пытались избежать не только сам Пригожин, но и многие “музыканты” (самоназвание вагнеровцев). В итоге для многих стала решением служба в Росгвардии. Некоторые даже подались в “Ахмат” — к когда-то злейшим врагам “оркестра” (одно из самоназваний наемников ЧВК “Вагнер”). Людей можно понять. Они больше ничего не умеют. Только воевать за деньги.

“Марш справедливости” был очевидной авантюрой “Первого”. Евгений Пригожин рассчитывал, что под его напором Путин испугается и отдаст ему на заклание Шойгу. Не прокатило. При этом Пригожин изначально был настроен решительно. Дал добро на стрельбу по воздушным целям. Приказал колоннам, идущим на Москву, прорываться через любые засады или линии обороны. Однако, когда стало понятно, что в столицу без серьезного боя не попасть, Пригожин испугался и дал себя уговорить свернуть марш. При том, что нас поддержали уже и ДШРГ “Русич” и отряды “Шторм-Z”.

Но на подступах к Москве уже выстроили довольно значительные силы, атаковать которые прямо в движении было невозможно. Те несколько танков, что везли на тягачах в авангарде колонны, не смогли бы быстро развернуться в боевые наступательные порядки. Плана штурма города у командиров не было. Конкретных задач не поставлено. И хотя нескольких “вагнеровцев” “обнулили” за то, что они открыто выступили против похода на Москву, реально сражаться с российской армией многие бы отказались. Тем более что обстрел лагеря ЧВК, ставший поводом для восстания, был очевидной фикцией.

Думаю, что Пригожин мог бы отлично продолжить свою деятельность подальше от России и открыто конфликтовавших с ним военных руководителей. В Африке у ЧВК было да и остается много интересов. Хотя сейчас позиции россиян на этом континенте сильно пошатнулись. А так Пригожина, очевидно, “обнулили” по его же правилам. Он сам поступил бы так же с любым из своих командиров, если бы те подняли мятеж. Жалко Дмитрия Уткина и всех, кто был еще на борту. Но власть таких угроз для себя оставлять безнаказанными не может. Поэтому казнили и забыли. Интересно, что даже расследования толком не проводилось.

Герасимов и Шойгу были личными врагами Евгения Пригожина. Нам говорили, что они сознательно не выдают боекомплект. Но мы видели, что снарядов точно так же не хватает и регулярным частям. Реальной причиной конфликта стала попытка отнять у “Первого” весь силовой ресурс в России. Сначала Путину нравилось, что у него есть два противовеса. Но потом Пригожина понесло, и он стал опасен. Как символ. Недаром Ходорковский призвал поддержать выступление Пригожина. Судьба главы ЧВК была решена.

Я лично не вижу никаких проблем в службе в армии. Мы воюем с одними целями — разбить врага. Рад тому, что Шойгу наконец-то сняли. При нем армию разворовывали и “пилили” любимчики. Никто не думал, что придется воевать по-настоящему. А когда конфликт начался, стало ясно, что боевых частей мало. Уровня “Вагнера” только несколько бригад на все вооруженные силы можно было набрать. Геращенко — вообще стратег гибридных войн. В современных крупномасштабных конфликтах он не собирался участвовать. Планирования стратегического нет. Сейчас всё нападение строится на массированных авиаударах планирующими бомбами. Что будет, когда Украине передадут самолеты, неизвестно. Возможно, они смогут сбивать наши бомбардировщики. Но эту угрозу, как я понимаю, никто пока не рассматривает.

Война окончится переговорами. Россия оттяпает по факту Донбасс и еще кусок территории. Сколько сможет захватить. На этом боевые действия прекратятся. Нас отпустят по домам. Но куда решат податься бывшие наемники, у которых руки по локоть в крови, не знаю. Хорошо, если всем хватит места в Африке.

pdfshareprint
Главный редактор «Новой газеты Европа» — Кирилл Мартынов. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.