Послевоенный всплеск преступности может стоить России от 0,2 до 0,6% ВВП в зависимости от длительности боевых действий в Украине. Об этом заявил экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
«Уровень преступности падает в начале войны и резко возрастает после нее. Россия вряд ли избежит этого. Издержки послевоенной преступности могут составить от 0,2% ВВП, если конфликт будет урегулирован в 2024 году, до 0,6% ВВП, если война продолжится еще пять лет и в нее будут вовлечены около трех миллионов россиян», — сказал Исаков.
В России уже произошел рост насильственных преступлений, отметило Bloomberg. Это связано с экс-заключенными, которые отправляются из СИЗО и колоний на фронт. До недавнего времени фигурантам уголовных дел предоставляли помилование, после чего многие из них возвращались в Россию и совершали новые преступления.
Число несвязанных с войной преступлений, совершенных военнослужащими, в прошлом году выросло на 20%, пишет Bloomberg со ссылкой на данные Верховного суда.
При том, что общие цифры «по-прежнему невелики», а многие вернувшиеся с фронта военные не нарушают закон, в России отмечается резкий рост насильственных преступлений, краж и случаев правонарушений, связанных с наркотиками, отмечает агентство. В эту статистику не попали преступления с участием получивших помилование заключенных.
Не снизилось также количество убийств и половых преступлений, особенно в отношении детей, указывает Bloomberg. В частности, развратных действий в отношении несовершеннолетних стало на 62% больше по сравнению с довоенным периодом.
Общее число преступлений с участием военных в 2023-м выросло в 4 раза, до 4409, по сравнению с 2021 годом, следует из подсчетов Bloomberg. При этом уровень мелкой преступности снизился.
В оккупированных регионах Украины российские военные регулярно убивают и калечат своих сослуживцев и попавших под руку мирных жителей. По расчетам «Новой газеты Европа», только за неполный 2023 год в суды поступило 190 дел о насильственных преступлениях, совершенных военными на территории «ДНР», «ЛНР», Херсонской и Запорожской областей. Больше 70% из них — убийства. На практике таких случаев может быть значительно больше.